Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О селекции и появлении новых видов. 30 страница






У осетровых (это хрящекостные рыбы) сохраняется воронка (нефростом), однако у более высокоорганизованных форм она отсутствует. У хрящевых рыб концентрация солей в жидкостях внутренней среды организма ненамного отличается от аналогичного показателя морской воды (подавляющее большинство хрящевых рыб – обитатели моря), поэтому им несложно поддерживать водно-солевой баланс. Внутренняя среда костных рыб содержит иное количество солей, чем в окружающей воде (у пресноводных форм в крови солей больше, а у морских меньше), поэтому они вынуждены искусственно поддерживать водно-солевое равновесие внутренней среды. Пресноводные костные рыбы удаляют воду (она проникает постоянно в большом количестве через жабры, кожу, ротовую полость) с помощью сильно развитых почек с многочисленными нефронами, которые выделяют огромное количество (более 300 мл/кг массы тела в сутки) слабоконцентрированной (гипотоничной) мочи. Дефицит солей при этом компенсируется активным всасыванием ионов из окружающей воды с помощью жабр, а также реабсорбцией ионов из первичной мочи в канальцах мезонефроса. Главным конечным продуктом азотистого обмена у них является не мочевина (как у хрящевых рыб), а аммиак, который значительно токсичнее и требует гораздо большего разбавления, так сделали. Между тем пресноводные рыбы могут жить и в соленых водоемах, удаляя излишние соли (они поступают с пищей и путем диффузии через жабры) с мочой, фекалиями и частично через кожу. Осморегуляция у морских рыб осуществляется иначе. У них кровь гипотонична по отношению к внешней воде, поэтому перед ними стоят противоположные проблемы – им нужно удалять лишние соли и удерживать воду, которая теряется осмотическим путем (главным образом через жабры. Выделять так много мочи, как это делают пресноводные рыбы, морским нельзя, поэтому у них в почках меньше нефронов, размеры клубочков малы (у некоторых они даже могут вообще отсутствовать), причем значительная часть их вообще не функционирует (не участвует в фильтрации). Сохранение недействующих клубочков полезно, поскольку соленость воды может изменяться и эти структуры, возможно, понадобятся в будущем (это было предусмотрено созданием). При этом значительно снижается объем выделяемой мочи, например, бычок выделяет всего 3 – 23 мл/кг в сутки. Аналогично ведут себя пресноводные рыбы, оказавшись в морской воде, например, угорь в пресной воде образует 60 – 150 мл/кг в сутки, а в морской – 2-4 мл/кг в сутки. Ограничение потерь воды с мочой не снимает проблему дефицита воды, а только её облегчает, поскольку воду необходимо где-то брать. Поэтому морские рыбы попросту пьют воду, чего не делают их пресноводные сородичи. Поступившие с морской водой соли удаляются затем через почки, где ионы не задерживаются (как у пресноводных форм). Соли также выделяются также через жабры. У некоторых проходных рыб в осморегуляции участвует выделяемая кожей слизь.

У амфибий (взрослых) выделительная система представлена парой туловищных почек – мезонефросов. Почки амфибий удаляют из крови продукты обмена и поддерживают водно-солевой баланс (равновесие). Через почки удаляется излишняя вода, которая поступает в тело животного через кожу, при этом из мочи обратно всасывается (реабсорбируются) соли, поэтому большая часть ионов – до 99% - возвращается в кровь. Окончательным продуктом азотистого обмена у взрослых амфибий является мочевина, а у водных личинок аммиак, который в виде раствора выводится через жабры и кожу. Хрящевые рыбы выделяют мочевину, костные рыбы – аммиак, амфибии – мочевину, их личинки – аммиак. Пресноводные рыбы могут жить в соленых водоемах, амфибии – нет. Как все это можно рассматривать в эволюционном плане превращений? Кто здесь более совершеннее? Кто более приспособленный?

У пресмыкающихся, как и у всех амниот (высших позвоночных животных), выделительная система представлена гораздо более совершенной тазовой почкой, или метанефросом. Характерная для взрослых анамний туловищная почка (мезонефрос). У амниот она функционирует только определенный период эмбрионального развития, а потом сменяется метанефросом, который функционирует у взрослой особи в течение всей жизни. Таким образом, у эмбрионов амниот последовательно сменяют друг друга три поколения почек: пронефрос, мезонефрос и метанефрос, образующиеся из общего тяжа нефрогенной ткани, причем каждая из них (начиная с мезонефроса) образуется позади предыдущей почки. Морфофункциональной единицей метанефроса является нефрон. В отличие от нефрона мезонефроса, здесь всегда отсутствует воронка, а канальцы имеют значительно большую длину, поэтому обратное всасывание из первичной мочи веществ, необходимых организму, который проходит через фильтрационный барьер и в результате оказывается в первичной моче, идет гораздо более эффективно. Нефроны рептилий организованы проще, чем у других амниот (птиц, млекопитающих), проксимальные канальцы у них непосредственно переходит в дистальные. Для почек млекопитающих характерно очень большое количество нефронов, например, в почках мыши насчитывается около 10 000 нефронов, у кролика – 285 000, у человека – более миллиона. Почка человека и других млекопитающих имеет бобовидную форму с закругленным верхним и нижним полюсами. Поверхность почки обычно гладкая, но у некоторых видов (например, китообразных) почки дольчатые. Вещество почки ясно делится на корковое и мозговое, имеющие разную окраску. Конечным продуктом азотистого обмена у рептилий является нерастворимая мочевая кислота, для выведения которой не требуется большого количества воды, что позволяет животным экономить воду. Чтобы кристаллы кислоты не осаждались на стенках, клетки внутренней выстилки мочевыводящих путей выделяют слизь, содержащую муцин, что предохраняет стенки органа от повреждений. У каждого свое устройство, свой механизм. Мочевая кислота как конечный продукт белкового обмена выводится у большинства видов рептилий, имеющих, таким образом, урикотелический тип обмена. Однако у гаттерии выводится не только мочевая кислота, но и мочевина (уреотелический тип), а у водных черепах – мочевина и аммиак (аммониотелический тип обмена). Продуктом азотистого обмена у млекопитающих в основном (на 68 – 91 %) является мочевина, которая более токсична, чем мочевая кислота, но так как моча имеет относительно большой объем (по сравнению с рептилиями или птицами), то негативных последствий это не несет. Обычно выделяется не какой-либо один тип продукта обмена, а несколько, но один из них является основным, например, млекопитающие также выделяют мочевую кислоту, но её количество незначительно (0, 1 - 8%).

У амфибий (при разработке этой конструкции животного) проблема удаления конечного продукта белкового обмена – весьма токсичной мочевины был решен элементарно: её просто растворяют в водяном потоке, который постоянно течет сквозь организм. Такие почки не подходят рептилиям, нужно было создавать другие почки, которые бы выводили во внешнюю среду как можно меньше воды. При этом пришлось менять конечный продукт белкового обмена с мочевины на менее токсичную мочевую кислоту, а этот дополнительный технологический цикл весьма энергоемок. Может быть, по этой причине при создании млекопитающих пришлось вернуться к старому продукту белкового обмена – мочевине. Но мочевину не стали растворять в постоянном водяном потоке, как это делалось у рыб, у амфибий.

Ученые говорят, что «раз уж внутренняя среда организма все равно будет существовать как бы в постоянном потоке, нет нужды радикально перестраивать почки на водосберегающую технологию и возиться со сменой конечного продукта азотного обмена».

Крокодилы постоянно живут в воде. Им не приходится экономить воду, если, конечно, нет засухи. Но почки им сделали водосберегающие, потому что это было системное создание нового класса – рептилий. Особенно экономно испаряют воду через кожу пустынные виды рептилий (серый варан, агамы, круглоголовки и др.), потому что им кожу такую сделали – это типично сухопутные животные. Крокодил – это не сухопутное животное, на сушу выходит редко. Это говорит о том, что нет приспособления к условиям – крокодила сделали крокодилом. Млекопитающие не могут жить в пустыне как рептилии, потому что им нужно пить много воды, потому что почки другие. Для проживания в пустыне был создан верблюд, он может запасать воду и долго без неё находиться. Здесь не было приспособления – верблюда сделали верблюдом.

Ученые говорят, что нет нужды у водных животных перестраивать почки, возиться со сменой конечного продукта белкового обмена. А вот с крокодилом повозились, а он более водное животное, чем лягушки, жабы. Так кто же повозился с крокодилом, чтобы его сделать крокодилом; кто перестраивал и чей организм перестраивал, чтобы он стал крокодилом? Кто-то делал это. Сам по себе организм не может во что-то превратиться.

Ученые определили, что нужно сделать, чтобы амфибию перестроить в рептилию: «сделать череп высоким и узким, челюсть и к ней подвести жевательную мускулатуру не сзади, а сверху, как у нас с вами, сделать место под более крупный мозг, перестроить дыхательную систему – освободить кожу от дыхательной функции, разделить круги кровообращения и резко интенсифицировать обмен веществ, одеть икринку особой оболочкой, создать водонепроницаемый роговой слой, заменить почки» и т.д. По словам ученых, что нужно произвести целый каскад последовательных прогрессивных перестроек всего организма, что эти инженерные решения вполне однозначны. Но кто должен эти однозначные решения проводить? Как они это будут делать – точнее как они это сделали?

У рептилий нет более древних форм, у них нет лягушечьих форм. У лягушек тоже нет древних форм – все формы лягушечьи. В любом организме нет того, чтобы в нем располагались рядом древние формы и более молодые (цитата из учебника биологии: «Полушария большого мозга у человека – самая молодая в эволюционном отношении часть центральной нервной системы. Появляются они впервые у земноводных, но развиты еще очень слабо, а кора полушарий большого мозга полностью отсутствует»; приматы моря – головоногие моллюски, это не хордовые животные, они стоят на эволюционной дарвинской лестнице, ниже, чем амфибии, но мозг у них имеет очень сложное строение; высокая организация центральной нервной системы обосновывает сложное поведение многих видов; по словам ученых «амфибии – существа принципиально безмозглые, и это закрывает им путь к сложным формам поведения»; такое развитие объясняется тем, что у амфибий «медленные и в основном однообразные движения»; но и у рептилий тоже в основном медленные и однообразные движения – но они и амфибии могут совершать резкие активные движения – а мозг устроен сложнее и совершенно по другому; у лягушек все по лягушачьему, у рептилий все по рептилийному – у крокодилов все по крокодильему). Все организмы сделаны в одно время, по одной заданной программе, по одной информации. По внешнему виду, по общему устройству они могут выглядеть, как древние (у человека тоже немало современных предметов, которые имеют древние формы, но они сам по себе не пришли из далекого прошлого, их вновь создали, внося что-то своё – современное).

У амниот в эмбриональном развитии последовательно сменяются три поколения, три формы почек. Сменяются не сами по себе. Их на определенном этапе заменяют биологические субъекты. Каждую почку они выстраивают заново. Выстраивают в соответствии определенной информации, находящееся на ДНК. Во всех биологических организмах вытраиваются из одних и тех же веществ (выстраивание биологических организмов происходит из определенных веществ – из чего складывается биология, в каждом виде имеется свой специфический состав веществ; выделительные процессы являются частью обмена веществ, они направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма, постоянства определенного химического состава; определенные почки выстраиваются по одним постоянным ДНК – все держится на постоянстве, оно определяет сущность). Но выстраиваются разной формы, разной по функциональности. У каждого определена своя форма. Каждая форма выстраивается заново.

Биологические субъекты все начинают с нуля – создают яйцеклетку, производят оплодотворение, т.е. соединяют мужскую и женскую клетки (создают организм – зиготу). Затем начинают дробить зиготу вначале на две клетки, а потом на 4, 8 и т.д. Здесь они производят очень быстро митотические деления, которые идут тоже быстро друг за другом. Возникают бластомеры, бластулы (у разных организмах бластомеры располагаются по-разному). Когда число клеток бластулы достигает определенного количества, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. В этот период быстро создаются клетки, они активно перемещаются, и в зародыше возникают выраженные пласты клеток – зародышевые листки. В результате гаструляции зародыш становится двухслойным, состоящим из наружного зародышевого листка – эктодермы и внутреннего – энтодермы. Затем у всех животных, кроме губок и кишечнополостных, формируется и третий слой – мезодерма. Он создается из клеток, лежащих на границе между экто- и энтодермой. (И это делают субъекты клеток. А кто еще сможет проводить такие процессы – разве могут клетки сами по себе это делать, хотя их роль потом будет велика). Следующим этапом эмбрионального развития является гисто- и органогенез. У позвоночных он начинается с создания зачатка нервной системы. Вначале будет сделан желобок, затем трубка. В последующем из передней части трубки формируется головной мозг и органы чувств, а из задней – спинной мозг и периферическая нервная система. Из эктодермы будут сделаны покровы тела: наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи и т.д. Органы пищеварения будут создаваться из клеток энтодермы. Из мезодермы будут производиться мышечная, хрящевая и костная ткани, кровеносная и выделительные системы. У амниот будет создана первичная почка – пронефрос, её заменят на мезонефрос и затем сделают окончательную почку – метанефрос.

Большие различия онтогенеза наблюдаются и в постэмбриональном периоде развития. Имеется прямое развитие, когда у большинства видов рыб, птиц и млекопитающих родившиеся организм отличается от взрослого меньшими размерами и недоразвитием некоторых органов. Непрямое развитее широко распространено среди животных самых разных типов. У таких организмов зародышевый период заканчивается рождением личинки, которая даже отдельно не напоминает взрослый организм, которая потом, как говорят ученые, осуществляет полное превращение. Но осуществляют полное превращение биологические субъекты. Например, у личинки лягушки – головастике, в определенный период создаются новые органы легкие, затем разрушаются (опять же биологическими субъектами) старые органы – жабры; создаются новые почки, старые разрушаются, и этим будет совершен переход выделения конечного продукта белкового обмена с аммиака на мочевину. Будет создана совершенно иная форма – лягушачья, которая сможет находиться и на суше. Все это делается в соответствии с разработанной конструкцией, информация, которая заложена на ДНК.

В эмбрионном развитии из одной оплодотворенной клетки поэтапно создаются другие клетки. Будут собираться определенные клетки, они будут определенным образом взаимодействовать. Установятся определенные связи между клетками, определенное влияние друг на друга. Без взаимного влияния разных частей нормального (т.е. определенного) развития зародыша не произойдет. Поэтапно будут создаваться сложные комплексы клеток с установленными взаимоотношениями. Первоначальные взаимодействия клеток, их системные участки будут определять следующие механизмы развития (все будет делаться в определенном порядке, выстраивая определенный организм). Когда участок будет выстроен, на этой основе будет выстраиваться следующая структура (части, участки, оболочки развития). Без достижения определенного уровня образования не будет следующего. После первичного появления зародыша возникнет вторичный, который будет в роли организатора, направлять следующее развитие. Стадийность, этапность созданий, все взаимоотношения, взаимодействия идут от низшего уровня к высшему, все идет в направлении создания целого организма. Взаимодействия, взаимоотношения будут происходить в том случае, когда всё будет идти как было запрограммировано, в строгой последовательности, в одном общем направлении развития.

Функционирование, развитие зародыша, появление новых частей, участков, сферы происходит в полной зависимости от образующей сферы (основания), где и происходит само создание, где биологическими субъектами осуществляются биохимические процессы, где и выстраивается следующая сфера. Но когда создадут новую общую систему движения (т.е. цельный организм), то функционирование будет зависеть и от этого высшего уровня. Начинается как бы обратное направляющее (управляющее) движение в противоположную сторону, но эти процессы уже происходит в иной плоскости, в новой системе. Вот в этой новой системе направление управляющего движения будет исходить сверху вниз, т.е. от управляющего органа, созданного для этих функциональных действий в конкретном цельном организме. Высший уровень не будет диктовать условия функционирования нижестоящих уровней миров.

Атомные взаимодействия могут происходить только на своем уровне без всяких вмешательств других уровней миров. Атомные взаимодействия могут только использоваться, например, человек это делает в своей сфере деятельности. Атомные взаимодействия используют и биологические субъекты на своих объектах – растений, простейших и бактерий, где происходят процессы фотосинтеза, когда биологические субъекты с помощью солнечной энергии расщепляют молекулу воды на атомы водорода и кислорода, тем запасая энергию для создания органических, биологических молекул. Биологические субъекты, как и человек, совершенно не могут что-то изменять в атомно-молекулярных взаимоотношениях – это данность Божья. При определенной энергии вода всегда будет расщепляться на один атом кислорода и два водорода. При их соединении всегда будет получаться вода. И это происходит на атомно-молекулярном уровне, это совершенно иное движение, иного мира – не биологического, но не потустороннего.

Может, потусторонние силы некие духовно-божественные могут вмешиваться в фундаментальные отношения? Ученые думают, где находится душа, некие завуалированные силы – в мозге, в сердце, в крови. Мистики-ученые предполагают, что душа входит частями, когда начинает развиваться зародыш. Но где было душа до этого момента? Разве она может делиться на части, передвигаться, искать новые места своего обитания? Душа понимается как некая независимая субстанция не материального происхождения, которая может находиться (или жить) вне организма, вне клетки, которая обладает некоей потусторонней, божественной силой. Если душа может обходиться без организма, зачем тогда нужен ей организм? А какого само происхождение души, сознания – это состояние как бы уже существовало до создания биологических организмов. Разве это всеобъемлющая сила, которая имеет влияние на все – это же конкретное состояние, связанное с конкретным организмом. На какой основе в биологическом теле эти потусторонние силы будут взаимодействовать с самим телом, как они будут взаимодействовать с фундаментальными силами (атомно-молекулярными), как они будут производить свои функциональные действия в организме и где конкретно? (Здесь получилась очень странная ситуация – разделили тело и душу, материю и движение – это глубочайшая ошибка, которая не дает шагов для дальнейшего понимания всего мироздания и существования самого биологического организма – душа само по себе не существует, биохимические процессы сами по себе не происходят, но и не управляются душой, все процессы осуществляются конкретными не потусторонними биологическими субъектами).

Чтобы ответить на эти многие вопросы, нужно разобраться – что такое душа. Существуют самые различные представления о душе. С древности исходило представление, что душа – это особая сила, обитающая в теле человека и животного (иногда и растения), покидающая его во время сна или в случае смерти. Платон понимал о душе так, что она является нематериальной и предшествует существованию. У Аристотеля душа – активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиозно-философских учениях душа – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало; особая нематериальная субстанция, независимая от тела. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции. В дуалистических учениях душа понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом (дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы). В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Идея всеобщей одушевленности космоса явились основой учения о мировой душе. В научном понятии душа – это совокупность тесно связанных с организмом психических явлений. В обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи.

Сегодняшние представление о душе исходит из древности, но в своеобразной современной упаковке. Мы верим во сны, что душа может уходить из тела (но почему-то только тогда, когда человек находится в бессознательном состоянии и как бы видит, что он попадает в иной мир), т.е. разделили тело и душу. Другие в это не верят и убеждены, что тело и душа неотделимы друг от друга, но очень известные ученые предполагают, что в теле находится что-то особенное, и тем вновь рассматриваем проблему в одной и той же плоскости.

Исходя из научных представлений душа – это совокупность тесно связанных с организмом психических явлений. Психика – это совокупность душевных (сознательных и бессознательных) процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, соотнесенностью с миром, коммуникативностью и т.д. Психика – это форма активного отображения реальности у высокоорганизованных животных их взаимодействия с внешним миром. Психика регулирует их поведение, делает его пластичным, согласованным с конкретной ситуацией, индивидуальным; обеспечивает возможность совершать чрезвычайно сложные действия, строить «идеальные модели» будущего результата (прогнозировать), учитывать прошлый опыт (обучаться) и т.д.

Сны связаны ли с психикой? Психика, сон – это внутренний мир? Внутренний мир биологического организма из чего он складывается, кто его создает, кто его формирует, обеспечивает, поддерживает – т.е. осуществляет саму жизнь внутреннего мира? Что происходит, когда нарушается порядок обеспечения этой жизни?

Психические заболевания возникают при расстройстве функций головного мозга. Функциональные изменения психической деятельности происходят без нарушения отражения реального мира (неврозы) и с глубокими расстройствами с нарушением отражения реальности и поведения (психоз). Психические заболевания проявляются различными расстройствами: обманами восприятия (иллюзии, галлюцинации), нарушения мышления (например, навязчивые явления, бред), расстройствами сознания, памяти, снижения интеллекта. На первом этапе развития заболевания выражены вегетативные нарушения: при любой физической или эмоциональной нагрузке появляются сердцебиение, потливость, похолодание конечностей, нарушаются сон и аппетит. На следующем этапе отмечаются чрезмерная чувствительность к различным внешним раздражителям и ощущения со стороны внутренних органов. При неврастении нарушается моторика, утрачивается способность владеть своими чувствами. Причинами психических заболеваний могут быть инфекции, интоксикации, заболевания головного мозга (травмы, опухоли и пр.), желез внутренней секреции, психические травмы и т.п. Психика - это физиологическое состояние.

Очень важно соотношение сил в сенсорной системе организма раздражителя и величиной возникающего ощущения. Это соотношение должно быть определенным, постоянным, уравновешенным. В системе имеется предел чувствительности (эти процессы изучает психофизика - область на стыке психологии и нейрофизиологии). Физиологические механизмы обеспечивают реализацию психических процессов и явлений. Это биологические механизмы, где производят и психические процессы – это происходит преимущественно в нервной системе. Также производятся нейрогуморальные процессы. Во всех процессах используются определенные химические вещества.

Нервы связывают мозг (объект обработки, сохранения информации) и нервные узлы с другими органами. Нервная система – это сеть, пронизывающая весь организм. Нервная система использует примерно тот же способ передачи информации, что и компьютер. В ней имеются банки памяти, процессоры, обрабатывающие информацию, и устройства вывода, которые доставляют нервные импульсы до мест назначения (человеческий компьютер сам по себе не появился – его сделал человек; нервная система, биологический компьютер сам по себе не работает, ею управляют конкретные биологические субъекты, они при эмбриональном развитии её и создали). Строение нерва напоминает электрический кабель, в котором роль проводников играют нервные волокна. Нерв обычно состоит из 103 – 104 нервных волокон, иногда 106 (например, в зрительных нервах человека и это сделано определенным образом, целенаправленно, чтобы эта система действовала). По каждому волокну нервный импульс распространяется изолировано, не переходя на другие волокна. Большинство нервных волокон покрыты индивидуальной изолирующей оболочкой, состоящей из жироподобного вещества – миелина (разве это могло появиться хаотично само по себе, развиваясь постепенно; развитие – это вообще целенаправленное действие). Миелиновую оболочку образуют шванновские клетки (леммоциты). Шванновская клетка оборачивается вокруг аксона, образуя многослойную защитную оболочку, которая служит для электрической изоляции нерва и позволяет ускорять передачу нервных импульсов. Нервный импульс по мякотному волокну передается скачкообразно – от одного перехвата к другому – с высокой скоростью (до 120 м/с), в то время как по безмякотному – на два порядка медленнее (до 2 м/с). Нервный импульс представляет собой волну возбуждения, распространяющуюся по нервным волокнам в ответ на раздражение нервных клеток. Нервные импульсы являются важнейшим средством обмена информацией, как между нервными клетками, так и между нервными и другими типами клеток. Способность вырабатывать нервные импульсы – одно из основополагающих свойств нервных клеток, или нейронов. Это самые узкоспециализированные из клеток организма. Типичный нейрон напоминает маленькое дерево у него есть ветви (дендриты), корни (нервные окончания) и толстый ствол (аксон). Корни одного нейрона соединяются с ветвями других нейронов, образуя огромные цепи и сети. Различают 3 типа нейронов: чувствительные нейроны получают информацию от органов чувств; двигательные передают сигналы к мышцам; вставочные нейроны соединяют между собой чувствительные и двигательные нейроны. Вставочные нейроны составляют основную массу центральной нервной системы, которая обрабатывает информацию, поступившую от органов чувств по чувствительным нейронам, и направляет её к двигательным нейронам, производящим соответствующую реакцию. У каждого нейрона есть небольшой электрический заряд. В спокойном состоянии внутренняя часть нейрона заряжена отрицательно, а внешняя – положительно. Но если поступает сигнал от органов чувств или другой нервный импульс, внутренняя часть клетки в непосредственной близости от него на кроткое время становится положительно заряженной – деполяризуется. Это происходит за счет изменения проницаемости мембраны нейрона, в результате которого внутрь клетки поступает поток ионов натрия (все это делают биологические субъекты, производя все действия, процессы в строго определенном порядке – это очень организованная биологическая машина). Нервный импульс передается от одного нейрона к другому посредством синапса. Типичный двигательный нейрон в спинном мозге человека имеют около 10 тыс. синапсов: около 2 тыс. расположены на теле нейрона и 8 тыс. – на дендритах (все это определено созданием, все стыкуется друг с другом, здесь не могут происходить какие-то постепенные изменения, которые приводили к какой-то новой системе – изменения приведут к нарушению, исчезновению). В проведении нервного импульса важную роль играет медиаторы, содержащиеся в синаптических пузырьках. Синаптические связи – главные механизмы межнейронного взаимодействия, обеспечивающие все основные функции нервной системы. Медиаторы, или нейротрансмиттеры (посредники), - это особые физиологические активные химические вещества, передающие нервный импульс с нервного окончания на другие нервные клетки органов в местах межклеточных взаимодействий – синапсах. Медиаторы вырабатываются в нервных и рецепторных клетках конкретными биологическими субъектами и накапливаются в цитоплазме нервных клеток в синаптических пузырьках. Эту работу выполнять некому – кроме биологических субъектов, работа сам по себе ну никак не может выполняться - её кто-то должен совершать. Во время возбуждения биологическими субъектами нервной клетки медиаторы выделяются (опять же биологическими субъектами) из пузырьков в синаптическую щель и тем они увеличивают избирательную проницаемость мембран соседних нервных клеток и тем способствуя возникновения в них возбуждения и передаче нервного импульса.

Память – её физиология. Нейрофизиологи полагают, что кратковременная память основана на активных механизмах, поддерживающих возбуждение определенных нейронных систем. Существует несколько теорий относительно механизмов кратковременной памяти. Согласно одной из них, в мозге образуются кольцевые цепочки нейронов, обеспечивающие длительную циркуляцию возбуждения. Если сигнал поступает на такую цепочку повторно, они закрепляется в памяти; если подтверждения сигнала нет – возбуждение исчезает, информация забывается. Кольцевые связи разрушаются и при различных воздействиях на организм (например, наркоз, электрошок). При переходе к долговременной памяти (этот процесс занимает примерно 30 секунд) связи между нейронами, входящими в состав таких систем, закрепляются в виде структурных изменений, например формирования новых дендритов (так как нервные клетки не делятся в течение жизни, запоминание может осуществляться только путем создания новых связей между имеющимися нейронами). Согласно этой теории, мозг не забывает окончательно, и при определенных обстоятельствах может воспроизводиться любая, даже хорошо забытая, информация. В механизмах долговременной памяти участвуют молекулы ДНК и РНК, так как любая активизация нейронов сопровождается усилением синтеза белка, и торможение синтеза белков может приводить к нарушению или прекращению формирования долговременной памяти. Синтез белка проводят в клетке конкретные биологические субъекты – ферменты белки. Установление и прекращение памяти (это когда её не могут воспроизводить) делают биологические субъекты, где очень важную роль играет и РНК.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал