Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор декоративно-художественных средств. Время, стилевые черты архитектуры, особенности национальной жизни, социальная структура общества накладывают свой отпечаток на интерьер






Время, стилевые черты архитектуры, особенности национальной жизни, социальная структура общества накладывают свой отпечаток на интерьер. Достаточно взглянуть на известную картину Б. М. Кустодиева «В московском трактире», написанную в 1916 г., чтобы по­чувствовать своеобразие быта московских низов начала XX в., вы­раженное посредством таких аксессуаров интерьера, как икона, граммофон, резной шкаф, клетки с певчими птицами, подносы на стене и т. п.

Основными критериями при выборе средств декоративно-художе­ственного решения интерьера можно считать следующие: архитек­турно-художественная тема интерьера, его общий замысел; тип пред­приятия; особенности обслуживаемого контингента посетителей.

Характерным для современных ресторанов и кафе следует счи­тать раскрытие таких архитектурно-художественных тем, как связь с природой, с окружающим пейзажем, создание среды, способствую­щей отключению посетителя от привычной, обыденной обстановки, выявление национального своеобразия интерьера и др.

Тип предприятия, как известно, сказывается на времени пребыва­ния посетителя в торговом зале, а, следовательно, и на возможностях восприятия интерьера и его элементов. В столовой, кафетерии, заку­сочной посетитель находится 10—20 мин и не может детально рас­смотреть, к примеру, панно или декоративную посуду. Другое дело в ресторане. Здесь посетитель может находиться 1—2 ч, а то и весь вечер. Различия во времени восприятия накладывают отпечаток на трактовку художественно-декоративных элементов. Панно в кафете­рии должно быть понято с первого взгляда. Этому служит ясность и простота его композиции, определенность цветовых отношений, крупный масштаб деталей. Аналогичный подход в значительной мере характерен и для вестибюля и аванзала ресторана и кафе, хотя здесь прослеживается определенная художественно-образная связь между решением декоративного убранства торгового зала и вести­бюля, парадной лестницы, аванзала, банкетных залов, что не может не сказаться и на характере деталей, их цвете.

Сюжет панно в зале ресторана должен постигаться постепенно. Если посетитель будет находить в нем по мере наблюдения все новые и новые детали, раскрывающие его содержание, то интерес к панно будет длительным, оно не наскучит в течение всего вечера. Тонкие нюансные цветовые и фактурные отношения сделают панно труднее осваиваемым и, следовательно, более приемлемым для длительного наблюдения.

На предприятиях питания, обслуживающих по­стоянный контингент работающих на заводах, фабриках, учащихся учебных заведений, посетители бывают хотя и в течение короткого времени, но ежедневно, на протяжении многих лет. Поэтому средства декоративно-художественного убранства следует подбирать с уче­том их постоянного наблюдения, что сближает трактовку компози­ции, деталей, колористическое решение на этих предприятиях с де­кором ресторанов и кафе. Определяющим в интерьере столовой, обслуживающей рабочих конкретного производства, будет компен­сация утомляющего воздействия производственной среды на работ­ника. Вместе с тем необходимо учитывать, что, как бы искусно ни был украшен интерьер такой столовой, постепенно он надоест и его эсте­тическое, тонизирующее воздействие на посетителя снизится. Пред­ставляется целесообразным в связи с этим ориентироваться не на применение постоянного дорогостоящего декора (мозаичное панно или отделка стены ценными породами дерева), а при общем нейт­ральном решении интерьера — на украшения, которые через не­сколько лет можно было бы заменить. К таким элементам относятся декоративные ткани, декоративная посуда, крупноформатные фо­тографии и т. п.

Состав потребителей по возрасту, полу, национальной принад­лежности сказывается на выборе декоративно-художественных средств. Так, в молодежном кафе интерьер может быть более насы­щен декором, формы его могут быть более активными, чем в кафе, рассчитанном на посещение пожилыми людьми.

Украшая зал, очень важно соблюсти меру, не «переборщить», не перегрузить его декоративными деталями, вследствие чего он станет пестрым, беспокойным. Интерьер должен быть гармоничным, композиционно собранным. Если в зале совсем нет украшений, это еще не означает, что интерьер его не интересен. Декоративные функ­ции могут нести, и мебель, и светильники, и шторы, и раздвижные перегородки, фактура стен и другие функциональные элементы. При этом какая-то деталь интерьера будет играть ведущую роль и форма ее должна быть более выразительной, активной.

К наиболее характерным ошибкам, которые допускаются в худо­жественном убранстве интерьеров, следует отнести соседство панно, декоративно-прикладных изделий с техническим оборудованием по­мещения и торгово-технологическим оборудованием. Такое соседст­во нарушает стиль интерьера, делает художественную деталь лиш­ней, а то и смешной. Особенно это относится к ресторанам, в оформ­лении которых используются народные, национальные мотивы. Появление рядом с крестьянскими лавками, прялкой, конской сбруей, которые придают залу своеобразный колорит старины, радиатора отопления, вентилятора-пропеллера или даже электрического вы­ключателя подрывает доверие посетителя к обстановке, делает ее нелепой. Когда же на панно «накладываются» вентиляционные ре­шетки или возле майоликовых куманцов и тарелей, украшающих стену, проходит трубопровод, это вызывает чувство неудовлетво­ренности у посетителя, впечатление от панно и декоративной посуды будет испорчено.

Требует вкуса и художественной культуры взаимное размещение элементов убранства. Соседство двух или нескольких произведений искусства разной степени броскости заставляет поблекнуть произве­дение, решенное в мягкой манере, делает его попросту ненужным. Так, соседство яркого и броского витража, способного «забить» лю­бую деталь интерьера, и скромной чеканки или черно-белого фото­панно делает чеканку и фотопанно невыразительными, невзрачны­ми. Снижает художественный уровень интерьера насыщение его раз­ноплановыми и разнохарактерными предметами убранства и декора­тивной отделки.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как определяются размеры, пропорции и конфигурация, интерьера?

2. Какие приемы используются для организации внутреннего пространства интерьера?

3. Расскажите о декоративно-художественных средствах в интерьере?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал