Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние цвета на человека
" Жди меня и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди..." Почему в этом стихотворении Константина Симонова, ставшем хрестоматийным, дожди —... желтые? Почему из всей палитры красок поэт выбрал именно этот цвет? Это становится понятным, когда вспоминаешь народные приметы, ведь желтый цвет — цвет разлуки, измены. Точнее, перемены. И миллионы людей чувствуют точно так же. Что означает тот или иной цвет? Ведь никем не выдумано, что красный, желтый, оранжевый цвета — " теплые", а синий, фиолетовый — " холодные". Мы просто так чувствуем. Поэтому нас не удивляет, что паруса у Грина — алые, птица у Метерлинка — синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха — серый, а кровь у аристократов — голубая. Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы " окрашиваем" тем или иным цветом. Причем люди в разных странах, не сговариваясь, одни и те же явления " раскрашивают" одинаковыми красками. И везде наши физиологические реакции одинаковы. Во всем мире люди от гнева багровеют, от горя чернеют, а от зависти зеленеют. И никак не наоборот! Как научиться понимать логику цвета? В самом деле, почему мы — совершенно " нечаянно"! — выбираем ту или иную одежду, помещение, останавливаем взгляд на том или ином человеке? Магия цвета — то, чем мы все пользуемся, хотим того или нет, одеваясь во что-то, покупая покрывала и занавески, выбирая обои и ковры... Мы видим цвета одежды окружающих нас людей, замечаем и тон губной помады, и оттенок камешков в сережках или бусах. И наше подсознание принимает все это во внимание, выдавая ответ: " нравится" — " не нравится". В специальной литературе можно прочитать, что " метаболизм клетки контролируется эмиссией фотонов", что " цвет является специфическим раздражителем глаза и при его воздействии на зрительный анализатор осуществляется фотостимуляция рецепторов сетчатки", что глаз " заводит биологические часы, заложенные в таламусе, гипоталамусе и эпифизе". Этими вопросами занимались Питер Мандель, Фриц-Альберт Попп, доктор Вендель
Рисунок 4.1. Шкала электромагнитных излучений. Выше было показано, что свет — это набор электромагнитных волн разной длины. Смотри рисунок (4.1.) А длина волны определяет ее цвет. Электромагнитные волны взаимодействуют с нашими энергетическими структурами — усиливают или подавляют их вибрации. Понятно, что волны разной длины (разные цвета!) по-разному влияют на те или иные органы человека, его психику. В специальной литературе можно найти таблицы, схемы и графики воздействия электромагнитных волн разной длины на микроорганизмы и растения, на человека. Действуя на радужку глаза, цвет возбуждает определенные рецепторы. На этом основана диагностика по радужной оболочке глаза, по ней можно " прочитать" болезнь любого из органов. Оно и понятно, ведь " радужка" рефлекторно связана со всеми внутренними органами и, разумеется, с мозгом. Отсюда ясно, что тот или иной цвет, действуя на радужную оболочку глаза, тем самым рефлекторно воздействует и на жизнедеятельность органов нашего тела. Немного о механизме цветотерапии. Здоровая клетка имеет " здоровую" вибрацию с определенной длиной волны. Когда клетка заболевает, ее вибрация изменяется. Вспомните о резонансе. Именно он и используется в цветотерапии — " облучение" клетки соответствующим цветом (то есть электромагнитной волной определенной длины) " навязывает" ей " здоровую" вибрацию. Цвет — это не только физика, но еще и психология, и поэзия. Знание и понимание " азбуки цвета", логики его влияния на нас обогащают и раскрашивают жизнь, делают ярче палитру наших чувств и отношений с людьми. Пристрастия к тем или иным цветам позволяют лучше понять, что нами движет, как мы мыслим, что лежит в подтексте тех или иных поступков — в подтексте, который люди сами порой даже не осознают. Красный — цвет мужской энергетики. В алхимии он символизирует " мужской принцип". Между прочим в Древнем Египте богов и мужчин рисовали красной или красно-коричневой красками, в древних племенах мужчины всегда раскрашивали свое тело красным, кирпичным цветом. Они же охотники — им нужна агрессивность, активность, сила. А красный — цвет раскаленного солнца и огня. Мужская психофизиология " работает в унисон" с вибрациями красного цвета. Красный — это гнев, ярость, секс, мощь. Синий же, напротив, — цвет Каждый человек имеет свой хромотип. Проще говоря, психофизиология каждого из нас соответствует определенному цвету. Оказывается, импульсивные холерики — это чаще всего " красные" люди. Сангвиники, как правило, желтые. Чувствительные меланхолики обычно " синие", а флегматики " зеленые Древняя восточная медицина— аюрведа — делит продукты на " холодные" и " горячие". Пожуйте, например, жгучую перчину — и вам станет жарко, это " горячий" продукт. Выпейте в жару стакан сладкой воды — и вы поймете, почему аюрведа считает, что сахар обладает " холодными" свойствами. Так стоит ли тогда удивляться, что и его упаковки оформляются самым " холодным" из цветов — голубым? Голубые одежды могут помочь при различных заболеваниях кожи, а фиолетовая посуда... уменьшит аппетит. Специалисты считают, что голубой цвет обладает болеутоляющими, антисептическими и даже антирвотными свойствами. И поэтому сбивать высокую температуру при заболевании. человека надо " холодными" красками — синей, голубой. А болезни, которые вызваны переохлаждением тела, можно лечить теплыми цветами — красным, желтым, Об использовании синего цвета в лечебных целях можно услышать чаще всего, когда речь идет о необходимости уменьшения каких-то процессов — например, для замедления сердцебиения, для лечения диареи или бессонницы. Что касается бессонницы, то, видимо, синий тут способен помочь потому, что он умиротворяет и снижает возбуждение. Логика магии цвета тут понятна: именно у холодных красок надо искать помощь при необходимости что-то " охладить" — температуру, нервное возбуждение или аппетит. Нельзя не вспомнить и о том, что проститутки одеваются отнюдь не в голубое, а в красное белье. Видимо, для того, чтобы не охлаждать, а разогревать чувства? Синий и голубой обычно вызывают ассоциации с интеллектом, с философским образом мыслей. Понятно, что у аристократов — " холодных", умеющих владеть своими чувствами, и кровь спокойного, холодного цвета — " голубая". А в жилах плебеев, которые не скрывают вулкан своих страстей, свои ярость и гнев, раздражение и возбуждение, конечно же, течет " красная" кровь, а не голубая водица! О различиях между правым и левым полушариями головного мозга нам известно еще со школы. Упрощенно говоря, правое полушарие — это интуиция, творчество, иррациональность, а левое— логика, рациональные проявления ума. Считается, что у женщин более развито правое полушарие, у мужчин — левое. К каким цветам склонно правое полушарие мозга? Конечно, к " женским", холодным — синему, фиолетовому, белому. А левое полушарие тяготеет более к " мужскому" — красному цвету. Не случайно в дамских романах томные девицы ждут рыцаря именно на белом (!) коне. А у мужчины-художника Петрова-Водкина мальчик купает коня красного(!). Мало того, оказывается, полушария мозга психологически по-разному воспринимают время. Правое — " синее" полушарие мозга несколько недооценивает скорость течения времени, левое — " красное" — наоборот, переоценивает. Получается, синий цвет вроде как " медленный", а красный — " более быстрый". Логично предположить, что в окружении разных цветов мы по-разному воспринимаем скорость течения времени. Если сильно упростить, то можно сказать так: в окружении красного время бежит, а в окружении синего оно медленно бредет. Значит, если стены закусочной покрасить в красный цвет, то она за день " пропустит" больше посетителей. Многие владельцы бистро знают это, однако они не понимают, почему так происходит, полагая, что в окружении красных стен у посетителей просто возбуждается нервная система и повышается аппетит. На самом деле среди красных стен людям кажется, что время бежит слишком быстро, что они опаздывают, что надо спешить-спешить-спешить... вслед за временем. Поэтому люди начинают быстрее жевать — они стремятся скорее проглотить пищу и бежать дальше по своим делам. Правда, окрашивая стены в пурпур, владельцу закусочной надо подсчитать, стоит ли овчинка выделки, не придется ли в результате тратиться еще и на дополнительную охрану заведения: ведь этот цвет может увеличить подсознательную агрессию посетителей и количество... драк. Понятно, что в престижном дорогом ресторане более выгодны оттенки синего, голубого цветов. Ведь это заведение предназначено для неспешного отдыха. Чем медленнее будет течь время, тем дольше посетители засидятся в ресторане, тем больше закажут еды... О возбуждающем действии красного, наверное, знают все. Он усиливает беспокойство, волнение, нервное напряжение. Под воздействием этого цвета действительно учащается пульс, увеличиваются артериальное и внутриглазное давление, учащается дыхание. Очевидно, что именно этим цветом лечат меланхолию, апатию, депрессию, " упадок сил". Считается, что белье красного цвета очень полезно при различных женских заболеваниях — уменьшает боли и напряжение. Психолог обращает особое внимание на то, что " чистый" красный цвет встречается не так уж и часто. Его нередко " подпускают" в черный, например. Мы порой и не замечаем, что очень стильное и соблазнительное черное белье на самом деле — не совсем черное. Если приглядеться, в таком черном " расплавлено" много пурпура, нередко под черный цвет " маскируется" темно-бордовый. Профессиональный художник покажет, как, например, из синего получить зеленый, а из желтого — синий. Профессионал высокого класса может назвать сразу несколько красок, при смешении которых получается тот или иной цвет". Это очень важное замечание для любительниц выискивать в дамских романах " символы" цветов. Не все так однозначно, как пишут в романах... Конечно, нельзя отрицать того, что красный — это " животная страсть". Но вот багряно-красный будет символизировать уже гнев, а светло-малиновый — любовь. Здесь мы переходим в категорию нюансов Специалисты утверждают, что красный цвет помогает вырабатыванию красных телец в печени при потере крови, способствует выведению ядов из организма. Считается, что красный цвет убивает вирусы, снижает воспаления в организме. На древних китайских рисунках, иллюстрирующих методы восточной медицины, наши' внутренности — разноцветные. Как узнать цвет того или иного органа? Эзотерики различают в человеке несколько энергетических центров, которые называют чакрами. Самая нижняя находится чуть выше промежности, верхняя — в районе " третьего глаза". Считается, что каждая чакра имеет свой цвет. Для того, чтобы определить его, достаточно вспомнить фразу, по которой мы в детстве учили цвета радуги — " Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Распределите эту радугу по телу снизу вверх. Самая нижняя чакра — красная, верхняя — фиолетовая. Если у вас хорошее воображение, вы сможете таким образом " увидеть" или просто приблизительно " высчитать" цвет каждого внутреннего органа. При этом логично предположить, что самые " низшие" наши проявления, самые " грубые" чувства, в том числе сексуальные, должно быть, окрашены в красный цвет. А самые " духовные", самые " возвышенные" — в фиолетовый. Не стоит " диагностировать" характер, настроение или намерения человека только по цвету его одежды. Конечно, если женщина предпочитает платья или костюмы какого-то одного цвета, возможно, она подсознательно пытается добавить к своему характеру то, чего ей не хватает. Например, очень застенчивая натура может одеться в ярко-красный костюм, стремясь таким образом " зарядить" себя агрессивностью, напором. Но чаще бывает по-другому: деятельные, энергичные люди любят красные, бордовые оттенки в одежде, поскольку они соответствуют их характеру. Если хочешь понять окружающих, надо, конечно, обращать внимание на то, как они одеваются. Но куда полезнее научиться использовать цвет для коррекции собственного настроения и поведения. Учитывая особенности цвета, его влияние на человека, можно дать некоторые рекомендации по применению цвета в оформлении интерьера предприятии питания. От удачно выбранного цветового решения торгового зала во многом зависит психологический климат интерьера, тот эмоциональный настрой, который передается посетителю. К условиям, влияющим на выбор цвета торгового зала, можно отнести: ориентацию по странам света и географическую широту; уровень естественной освещенности; пропорции помещения; возрастной, национальный состав посетителей; тип предприятия общественного питания. Часто определяющим в выборе колорита становится замысел художника, его творческая манера, стилистические особенности его творчества. Ориентация по странам света чаще всего сказывается на выборе цветовой гаммы торгового зала при избытке или отсутствии солнечного освещения. Северная, восточная ориентация зала делает помещение сумрачным, в этих случаях более уместна теплая гамма. При юго-западной ориентации помещения обычно оно сильно перегревается солнечными лучами, что делает предпочтительным применение цветов холодных оттенков. Недостаточная естественная освещенность нередко имеет место в торговых залах некоторых крупных предприятиях питания. Так, только 50/о площади торгового зала на 500 мест по форме, приближающимся к квадрату, имеет естественную освещенность в пределах, требуемых нормами. В связи с этим интерьеры таких предприятий стремятся высветлять, используя цвета с высоким коэффициентом отражения. Применение светлых «отступающих» тонов для потолка также способствует смягчению неприятных пропорций больших помещений с низкими потолками. Зрительно «исправить» пропорции в этих случаях можно путем окраски торцевых стен «выступающими» теплыми, насыщенными тонами, а продольных стен — «отступающими» светлыми, нейтральными или холодными. Для предприятий питания с молодежным контингентом постоянных посетителей можно рекомендовать более разнообразные и насыщенные цвета интерьера. Если же преобладают пожилые посетители, например в диетических столовых, желателен более сдержанный колорит торгового зала. При выборе цветовой гаммы интерьера необходимо учитывать тип предприятия общественного питания. Так, в рабочей столовой надо создать цветовой климат, радикально отличающийся от цветового климата производственного помещения. Это способствует лучшему отдыху во время обеденного перерыва. Если рабочий трудится в ярко освещенном и шумном цехе, в обеденный перерыв ему необходима спокойная обстановка. Интерьер предприятия должен иметь нейтральный колорит без резких цветовых акцентов. Освещение желательно неяркое, лучше — рассеянным светом. Возбужденных напряженным ритмом работы людей могут утомлять пестрые красочные сочетания. Если рабочий выполняет однообразные, монотонные операции или же в цехе преобладают холодные и нейтральные тона, обусловленные характером труда, то во время обеденного перерыва или после работы рабочим полезно побыть в ярком, насыщенном цветом помещении торгового зала столовой. В этом случае оформление заводской столовой должно быть радостным, праздничным, а освещенность более высокой. Не случайно в шахтерских столовых интерьер делают ярким, красочным. Необходимо заметить, что красочность интерьера должна достигаться не только за счет окраски стен, потолка, пола интенсивными цветами, но и путем использования ярких штор и портьер, броских декоративно-художественных изделий, обивкой мебели «звонких» цветов. В интерьере столовых, обслуживающих трудящихся, занятых на работах в запыленной среде (угольная, коксохимическая, металлургическая промышленность), следует использовать цвета, которые бы подчеркивали чистоту. Такое впечатление производят поверхности с гладкой фактурой, окрашенные несмешанными красками или смешанными красками, но близко расположенными в цветовом круге. Применение чистых, насыщенных цветов рекомендуется также в общедоступных столовых и кафе, где эти цвета хорошо сочетаются с разнообразной одеждой посетителей. Выбор колористического решения интерьера ресторана или вечернего кафе в большой степени зависит от вкуса, творческой манеры дизайнера. Чаще всего цветовая гамма торгового зала этих предприятий питания сдержанная. Здесь широко применяются для отделки естественные материалы — дерево, камень. На спокойном, близком к ахроматическому фоне хорошо смотрятся нарядные вечерние костюмы. Преобладание в интерьере цвета естественных материалов нейтральных тонов особенно уместно в кафе и ресторанах, где хорошо просматривается окружающий пейзаж, а собственно интерьер лишь дополняет его. В многозальных ресторанах часто используется прием «цветовой связи». Если в одном зале доминирует один цвет, например цвет стен, и его дополняют два других — цвет штор и пола, то в соседнем зале в качестве основного цвета используют один из двух последних. Ремонт помещения торгового зала отнюдь не обязательно должен включать изменение цвета интерьера. Постоянство облика известных ресторанов служит как бы символом стабильности высокого уровня обслуживания. Иного подхода требуют интерьеры столовых с постоянным контингентом посетителей (рабочие, студенческие, школьные). Здесь периодическое обновление цвета служит средством устранения цветового однообразия, способствует более полноценному отдыху во время обеденного перерыва.
|