Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эргономика и предметная среда в интерьере.






 

Наши отношения с предметным миром не могут быть ог­раничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы. Практическое назначение предметов, об­ращение с ними требует своего осмысления, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена устройство к возможностям человека и его особенностям.

В эпоху ремесленного производства приспособление орудий труда к человеку и человека к орудиям труда бы­ло стихийным. Простая деревенская прялка соразмеря­лась с величиной руки и высотой туловища, расстояние от глаза пряхи до нити было выверено. Инструмент подгонялся по руке, от него требовалась привычная «прихватистость», каждый бугорок рукоятки был ремесленнику зна­ком. Человек, в свою очередь, приноравливался к инст­рументу или приспособлению. В этом заключались освое­ние ремесла, сноровка, опыт. Совершенствование инстру­ментов и первых машин шло постепенно. Со временем количество машин увеличивалось, они становились все более и более сложными, а человек на производстве стал выполнять несколько иные, чем прежде, функции. Раньше его работа носила скорее механический характер и как бы дополняла некоторые органы машины или устройства (вспомним движения токаря или штам­повщика). Современная машина, станок меньше всего тре­буют механической помощи, ими скорее управляют. Рабочего постепенно заменяет оператор; он, подобно полко­водцу, дает в зависимости от ситуации ту или иную коман­ду, а всю механическую работу делает сама машина.

Даже хорошо знакомые нам средства передвижения стали неизмеримо сложнее. Управление автомобилем про­сто нельзя сравнить с управлением современным самоле­том; новейший металлорежущий станок имеет кнопочное управление, а оператор только следит за его работой и, нажимая на кнопки или тумблеры, дает соответствующую команду.

Если сравнить проигрыватель с аналогичным проигрывателем десятилетней давности, то станет очевид­ной несоизмеримость их сложности: раньше, кроме пере­ключателя скорости, регулятора звука и кнопки включе­ния, никаких органов управления не было, теперь же их около десяти.

В большинстве случаев информация сосредоточена на пульте управления. Сюда идут сигналы от машин, от­сюда посылаются команды.Сигнальные лампочки, кноп­ки, тумблеры непосредственно связывают весь сложный ор­ганизм машины или целого комплекса с оператором. С пульта идет управление целыми цехами, энергосис­темами, поточными линиями. И ответственность человека в этой системе необычайно велика. От него требуется однов­ременно и точность, и быстрота реакции, и безошибоч­ность действий, связанных со значительным нервными психическим напряжением. Для того чтобы обеспечить оптимальные условия рабо­ты, наибольшие удобства обращения с машиной или при­бором, были привлечены ученые — математики, биологи, врачи. Они стали заниматься исследованиями трудовой деятельности человека, его нераскрытыми психофизиче­скими ресурсами и возможностями.

Интерес представляет пример из области проектирования промышлен­ного оборудования. Украинский ученый А. Г. Вычегжанин провел исследование, в результате которого были выявлены серьезные дефекты гигиено-физиологического характера в конструкции орга­нов управления некоторых круглошлифовальных станков производства Харь­ковского станкостроительного завода. В этих станках наиболее часто исполь­зуемые органы управления расположе­ны на высоте 51...65 см от пола и на рас­стоянии 50... 100 см от рабочего. Поэто­му шлифовальщики делали большое ко­личество наклонов (от 467 до 2332 за смену). Усилия, необходимые для ма­нипулирования рычагами и маховика­ми, достигали 100-220 Н, а иногда бы­ли и выше. Обнаруженные при иссле­довании дефекты были устранены в ре­зультате устройства кнопочной системы управления электродвигателями, кото­рую сосредоточили на выносной панели с обозначениями «пуск» и «стоп». С применением новой системы управления производительность труда шлифоваль­щиков увеличилась вдвое.

Приведенные примеры показывают, что по условиям техники безопасности, а также с экономической и технической точки зрения необходимо учитывать все эргономические требования еще в про­цессе конструирования нового изделия. Следовательно, наука эргономика обес­печивает максимальную эффективность и слаженность функций рабочего и ору­дий труда.

Сфера приложения эргономики очень разнообразна — она охватывает факти­чески все виды техники. Основные ее принципы распространяются не только на орудия труда, но и на весь ассорти­мент промышленных изделий, включая бытовые.

Эргономические требования. В настоя­щее время эргономика представляет до­статочно разветвленную науку, имеющую собственный предмет и методы исследо­вания. На основании эргономических исследований разрабатываются требо­вания по учету «человеческого фактора» при проектировании самых различных изделий.

Единство эргономических и художе­ственно-конструкторских решений — важное условие успеха проектирования, создания средств производства и пред­метной среды, в полной мере отвечаю­щее требованиям «человеческого фак­тора».

Цель эргономики — содействовать гу­мманизации человеческой жизни в любой ее сфере, что немыслимо без опоры на всю систему знаний человека. Решить многие практические задачи в этом направле­нии эргономика может только в про­цессе художественного конструирова­ния. Научная дисциплина эргономика возникла на стыке технических наук, психологии, физиологии, гигиены, ана­томии, биомеханики, антропологии, би­офизики и др. Эргономика является комплексной наукой и связана с физиолого-гигиеническими требованиями к орудиям труда, рабочему месту и про­изводственным помещениям.

Термин эргономика (от греч егgоп — работа, поmоs — закон) был введен в Англии в 1949 г. и получил широкое распространение. Эргономика — наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Она изучает функци­ональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания оптимальных условий, в ко­торых труд становится высокопроизво­дительным и надежным.

Важнейшая часть эргономики — ин­женерная психология — ставит своей задачей взаимное согласование возмож­ностей человека и техники в рамках единой системы «человек — машина», снижение до минимума отрицательных воздействий условий труда на нервную систему человека и его работоспособ­ность. По своему содержанию и значе­нию эргономика составляет естествен­ную основу технической эстетики.

В требованиях и принципах эргономики все больше учитываются основные производственные вопросы, так как развитие техники постепенно ведет к изменению условий труда человека.

Инже­неры-конструкторы после испытания некоторых новейших образцов машин и убеждались в том, что без научно обоснованного учета требований, предъявляемых к машине человеческим организмом и его психофизиологической реакцией, эти машины недостаточно эффективны, поскольку конструкция машин не соответствовала эргономическим требованиям. В быстродвижущихся машинах резко увеличивается объем инфор­мации в единицу времени и сокращается норма времени на реакцию персонала, обслуживающего эти машины. Следовательно, в этом случае увеличивается нагрузка на нервную систему человека даже при совершенной системе автоматики.

Для определения эргономичности того или иного изделии можно выделить несколько основных показателей: антропометрических, физиологических и эстетических.

Антропометрические показатели характеризуют соответствие между изделием и параметрами человеческого тела – размеров, массы, физической силы и др.

Физиологические показатели характеризуются соответствием между изделием и особенностями зрения, слуха, осязания, и обоняния человека.

Эстетические показатели изде­лий — это эмоциональное удовлетворе­ние человека от зрительного восприя­тия с точки зрения эстетики (гармонич­ность, пропорции, цвет, масштабность) при полном соответствии изделия функ­циональному назначению.

Эргономика призвана не только совершенствовать производство, но и преследует гуманные цели: сделать труд человека легче, снять утомление, создать комфортные условия работы. Но для этого следует продумать не только предметную среду –технологическое оборудование, мебель, инструмент, но и решить всю производственную среду: интерьер помещений и всех параметров внутренней среды, определяющих степень комфорта.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал