Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Естественное освещение
Естественный свет является первым и важнейшим аспектом, который следует учитывать, планируя освещение того или иного пространства. Искусственное (ночное или вечернее) освещение приходится продумывать, рассчитывая на полное отсутствие естественного света; при разработке же дневного освещения обязательно следует иметь его в виду. Обычно источниками естественного света в помещениях являются окна и балконы, иногда - дополнительно или самостоятельно - слуховые окна и т. п. Пространство и находящиеся в нем объекты освещаются по-разному в зависимости от того, каким путем и под каким углом до них доходит свет. Естественное освещение особенно привлекательно своей постоянной изменчивостью. Цвета, яркие и живые при утреннем солнце, ближе к вечеру кажутся более темными и спокойными, а ночью почти не воспринимаются человеческим глазом. Крайне важно учитывать естественное освещение, если мы хотим сделать наше жилище удобным и уютным. При естественном свете нам спокойнее работается, легче следить за временем, приятно наблюдать игру красок и теней, такую различную в разные времена года... Одним словом, он позволяет нам ощущать себя ближе к природе. Окна, гардины, шторы и жалюзи представляют собой ключевые элементы, позволяющие регулировать поток естественного света: они выполняют ту же функцию, что и абажуры светильников. Прозрачная шелковистая ткань позволяет нам превратить целый водопад яркого солнечного света в мягкое теплое сияние, уютное и не режущее глаз. Жалюзи типа венецианских дают возможность делать помещение светлее или темнее сообразно обстоятельствам, а при необходимости полностью погрузить его во мрак. В помещениях с недостаточным притоком дневного света рекомендуется использовать стенные покрытия, мебель и гардины более светлых тонов и даже белые: отражая падающий на них свет, они способствуют тому, чтобы помещение казалось светлее. Напротив, при излишке света лучше оформлять помещение в темных тонах: это создает в нем более спокойную обстановку. Количество и тип света, проникающего через окно, зависит от того, куда оно выходит. Окна, выходящие на север, дают меньше всего света, поскольку солнце попадает в них только в начале лета. Через окна, выходящие на восток и запад, в начале весны и осени свет проникает прямо и почти горизонтально, в начале лета - под все более высоким углом. Больше всего света достается окнам, выходящим на юг. Летом солнечные лучи мало проникают в комнаты, зато зимой их прямо-таки заливает поток горизонтального света. В наиболее благоприятных условиях оказываются окна, ориентированные на юго-запад и юго-восток: летом они не слишком страдают от палящего солнца, а зимой комнаты освещаются достаточно хорошо. Важно учитывать ориентировку окон как при выборе штор и жалюзи, так и при планировании искусственного освещения. Идеальным с этой точки зрения является такое помещение, которое не требует дополнительного искусственного освещения днем. Однако обычно такого не бывает, и очень часто, видя, что естественного света недостаточно, мы вынуждены «в помощь» ему устанавливать источники дополнительного искусственного света. При этом приходится взвешивать возможности, предоставляемые нам естественным освещением, и определять наши потребности дополнительно в том или ином конкретном месте данного помещения. К тому же следует иметь в виду, что в течение дня естественное освещение изменяется менее всего в помещениях с окнами, выходящими на север, и определить, какие цвета лучше использовать для их оформления: ведь чем они светлее, тем больше света будут отражать, влияя таким образом на степень освещенности. С другой стороны, на равномерность освещения весьма влияет такой фактор, как расположение окна. Предположим, оно смещено к одному из углов комнаты и ближе к потолку. В этом случае, более удаленные от него часть потолка и самого помещения, окажутся освещены заметно хуже. Другой вариант: в окна проникает слишком большое количество яркого света. Тогда стена, на которой они расположены, будет казаться нам темной из-за слишком резкого контраста, который глаз не может компенсировать. В этом случае проблему можно решить двумя способами: либо уменьшить поток света посредством штор или жалюзи, либо подсветить кажущуюся темной стену.
Планирование освещения интерьера Первое и основное, что приходится принимать во внимание при планировании освещения, - это возможности и состояние электрооборудования. Во-вторых, необходимо учитывать потребности освещения того или иного помещения или его частей, исходя из того, для какого вида деятельности они предназначаются. Допустим, речь идет о аванзале, в общем то не требующей конкретного освещения; однако не исключено, что время от времени в ней кто-то будет читать, а значит, нужно иметь в виду и это. Определив наши потребности, сделаем следующий шаг: представим себе, какие части данного помещения или предметы обстановки нам хотелось бы выделить. Нужно, чтобы вошедший прежде всего обратил внимание на барную стойку или картину на стене, - значит, целесообразно применить местное освещение. А может случиться так, что нам понадобится подчеркнуть целостность данного пространства: в этом случае следует сделать акцент на общий свет. На рынке электротоваров представлено огромное количество самых разнообразных светильников, и свет, испускаемый ими, также оказывается различным по характеру и оттенку. Выбирая светильник, непременно посмотрите его в работе: это поможет вам представить себе, насколько его свет будет сочетаться с колоритом и обстановкой того помещения, для которого вы его приобретаете. С другой стороны, следует учесть, что для различных видов деятельности, какие-то оттенки света являются более, а какие-то менее подходящими.. Обдумывая освещение, мы не должны забывать еще об одном важном моменте: оно должно быть организовано таким образом, чтобы мы могли варьировать его в соответствии с неожиданно возникшими потребностями. Скажем, какая-либо изолированная кабина, предназначена главным образом для отдыха (свиданий), поэтому в ней необходим мягкий, рассеянный свет, но бывает, что в ней намечается официальная (деловая) встреча, и отсюда возникает потребность в достаточно ярком местном освещении. Освещение может быть различного типа: Общее, задачей которого является объединять и уравновешивать все освещаемое пространство. Освещение такого типа достигается путем применения потолочных и настенных светильников. Местное, посредством которого можно получать более или менее направленный свет в тех местах, где мы, например, принимаем пищу. Для местного освещения используются торшеры, настольные, галогенные или люминесцентные лампы. Декоративное освещение выполняет не практическую, а эстетическую функцию. С его помощью можно подчеркнуть и выделить достоинства какого-либо архитектурного элемента, антикварной мебели, произведения искусства... Для него даже существуют особые виды светильников, как, например, те, которыми освещаются картины в музеях. Источники света и сами по себе могут являться декоративными элементами, как, скажем, свечи, любимые нами за их теплоту и уютность. Типы источников электрического света Существует две большие группы электрических ламп, на которые мы подразделяем их, исходя из того, каким образом происходит в них светообразование. Первая группа -это лампы накаливания, вторая - газоразрядные лампы. Лампами накаливания называются те, которые испускают свет в результате прохождения электрического тока через вольфрамовую проволочную нить: накаляясь, она порождает световую энергию. Классический пример ламп накаливания - это всем хорошо известные грушевидные лампочки, дающие теплый свет желтоватого оттенка; иногда их называют вольфрамовыми. Встречаются лампы накаливания и других форм, например трубчатые, однако они мало используются в оформлении жилых помещений. Газоразрядными лампами называются такие, светообразование в которых происходит за счет люминесценции, возникающей в газовой среде, подвергшейся воздействию электрического разряда. Наиболее известными представителями этой группы являются флуоресцентные и неоновые лампы, имеющие трубчатую форму. Правда, бывают они и грушевидными, однако в таких используются пары ртути. Свет, даваемый газоразрядными лампами, сильно отличается от света ламп накаливания: он белый или голубоватый и холодный. В отличие от ламп накаливания, газоразрядные лампы не нагреваются. Используя те и другие лампы, мы можем получать различные варианты освещения, способные удовлетворить самые разнообразные потребности и самый капризный вкус.
|