Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания перехода организации к внедрению профессионального стандарта работников






1.1 Профессиональный стандарт: структура, цели и задачи внедрения, функции

Для характеристики профессиональных стандартов, выделения их функций, целей и задачи внедрения необходимо определиться с пониманием основных категорий: профессиональный стандарт, область и вид профессиональной деятельности, трудовой действие и трудовая функция, квалификационный уровень.

«Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ВПД). Профстандарт разрабатывается не на профессию, а на вид профессиональной деятельности.

Президент поручил правительству РФ до 1 декабря 2012 года утвердить план разработки профессиональных стандартов и до начала 2015 года разработать не менее 800 таких стандартов. По состоянию на 1 февраля 2016 года утверждено 660 профессиональных стандартов, что составляет 82, 5% от задания Президента РФ

Профессиональные стандарты (ПС) разработаны, согласно ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, для применения:

- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования»[1].

«Основные термины и понятия, используемые в целях разработки ПС, определены в Методических рекомендациях по разработке ПС Минтруда РФ»[2]

Область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности организации.

Структурно каждый профессиональный стандарт состоит из единиц, каждая из которых соотносится с определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, с точки зрения необходимых умений, знаний, уровней ответственности, самостоятельности и сложности.

Каждая единица профессионального стандарта должна четко описывать следующие параметры:

- действия, обеспечивающие выполнение этой функции;

- характеристики квалификационного уровня;

- требуемые знания и умения;

- название трудовой функции/единицы профессионального стандарта.

Структура ПС выстроена по принципу от малого к большему. Отражение ОТФ начинается с более низкой квалификации. Чем выше квалификация, тем более широко отражается функционал.

Вид профессиональной деятельности (ВПД) – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты, условия труда.

 

Квалификационный уровень:

- обобщенные требования к знаниям, умениям и широким компетенциям работников, дифференцируемые по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;

- критерии результата обучения, что в настоящее время становится доминирующим принципом, поскольку только на его основе можно построить сопоставимые рамки квалификации.

Квалификация:

- готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;

- официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта).

 

Таблица 1. Квалификационные уровни и пути достижения

Квалификационный уровень Пути достижения квалификационного уровня
1 уровень     Краткосрочное обучение (инструктаж) и (или) практический опыт, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности. Общее образование, не ниже начального общего
2 уровень   Профессиональная подготовка (краткосрочные курсы) и (или) практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности. Общее образование, не ниже основного общего
3 уровень     Профессиональная подготовка (курсы до одного года). Начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования и (или) практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности. Общее образование, не ниже основного общего
4 уровень   Начальное профессиональное образование и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы до 1 года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт. Общее (полное) среднее образование
5 уровень     Среднее профессиональное образование. Практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности. Общее (полное) среднее образование
6 уровень     Бакалавриат Программы углубленной подготовки среднего профессионального образования (для отдельных областей трудовой деятельности, например, транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование). Практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности
7 уровень   Магистратура. Подготовка специалиста. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование. Практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности
8 уровень     Послевузовское образование. Программы подготовки магистра или специалиста и дополнительное профессиональное образование. Практический опыт и профессиональное признание на отраслевом или межотраслевом уровне
9 уровень     Послевузовское образование. Практический опыт и общественно-профессиональное признание на российском и международном уровне

 

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта. Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т.п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали. Полное описание уровней квалификации представлены в Приложении А.

Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес–процессе.

Трудовая функция (ТФ) –система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Трудовое действие (ТД) –процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Каждая трудовая функция обеспечивается определенными навыками и знаниями.

Профессиональный стандарт формируется на основе принципов:

- представление в стандарте основных трудовых функций по видам экономической деятельности (областям профессиональной деятельности);

- вертикальная интеграция в виде экономической деятельности (области профессиональной деятельности) всех квалификационных уровней;

- учет образцов лучшей практики, опыта успешных компаний, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее;

- измеряемость указываемых требований к выполнению трудовых функций;

- учет возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям работников.

Структура и содержание профессионального стандарта определяются макетом, который утвержден приказом Минтруда России и является единым для всех и не подлежит изменению. ОТФ должна и может выполняться одним работником. Владение человеком любой из ТФ можно проверить. Наименование ОТФ должно включать «объект–действие–контекст». Каждая ОТФ это относительно автономная и завершенная часть профессиональной деятельности. Не могут одни и те же должности находиться в разных квалификационных уровнях. Формулировки должны быть понятны любому, кто знакомится с ПС.

Профессиональный стандарт – новое понятие, внесенное в Трудовой кодекс только в конце 2012 года. Необходимость введения профессиональных стандартов была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, уже не соответствовали современной ситуации на рынке труда и появлению новых должностей. Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер. В нем используются более современные конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эти особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.

Первоначально планировалось сделать профессиональные стандарты обязательными для применения в государственных и муниципальных организациях. Этот законопроект о применении профессиональных стандартов был внесен на рассмотрение в Госдуму России два года назад – в мае 2014 года. Однако в процессе обсуждения текст законопроекта был изменен.

Использование профессиональных стандартов, по мнению зарубежных политиков, практиков, экспертов и исследователей, вносит важный вклад в развитие и функционирование, как сферы труда, так и сферы образования.

В сфере труда профессиональные стандарты содействуют:

- формированию и поддержанию высокого профессионального уровня рабочей силы, наиболее полно соответствующего потребностям производства и, следовательно, обеспечивают повышение производительности и конкурентоспособности;

- определению и формулированию потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке;

- эффективному, обоснованному подбору кадров и проведению «внутрифирменного» профессионального обучения;

- проведению проверки, аттестации и сертификации квалификаций;

- развитию мобильности рабочих кадров и др.

В сфере образования профессиональные стандарты используются при:

- разработке программ профессиональной подготовки, методов оценки, сертификации и аккредитации всех видов профессионального обучения, отвечающих (наиболее полно, точно) соответствующих потребностям экономики;

- обеспечении сопряженности образовательных программ разного уровня и вида и усиления целостности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, построения эффективной и гибкой системы, способной быстро и адекватно отвечать на изменения в социально–экономической сфере.

Использование профессиональных стандартов позволяет:

работодателям:

- повышать производительность, улучшать качество производства (продуктов) и услуг и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;

- снижать затраты на подбор кадров и проведение внутрифирменного обучения;

- эффективно обновлять (повышать) знания, умения и компетенции сотрудников;

работникам:

- определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;

- более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке;

- определять и реализовать четкие и ясные пути карьерного роста;

- получать рекомендации для прохождения сертификации/аккредитации;

повышать свою мобильность в рамках национальной экономики.

В среднем работа над разработкой и принятием профессионального стандарта длится от 9 до 12 месяцев. Наработки РСПП по подготовке профессиональных стандартов осуществлены на основе передового зарубежного опыта.

К сожалению, эти наработки не имеют нормативно–правового закрепления, что существенно ограничивает возможности их практического использования.

«Проекты профессиональных стандартов для работников внебюджетной сферы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 года №817– р) разрабатывает Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей». В 2014 году РСПП разработал 120 проектов профстандартов, которые были одобрены Национальным советом и проходят процедуру утверждения», – говорится в сообщении, размещенном 24 января 2015 г. на сайте Правительства РФ»[3]

Профессиональные стандарты основаны на анализе трудовой деятельности и требований к ее результатам и подлежат постоянному мониторингу и обновлению по мере изменений в содержании трудовой деятельности.

Профессиональный стандарт разрабатывается самим профессиональным сообществом (отраслевыми ассоциациями и объединениями работодателей). Разработанный стандарт подается на утверждение в уполномоченный орган.

 

Процесс разработки и обновления каждого профессионального стандарта включает в себя следующие этапы:

Этап 1

- формирование рабочей группы;

- обучение рабочей группы методике разработки функциональной карты, проведения опросов предприятий и разработке единиц профессионального стандарта;

- разработка проекта функциональной карты и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса/анкетирования;

- разработка анкеты для опроса предприятий отрасли, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и ключевых компетенций.

Этап 2

- организация и проведение опроса предприятий (опрос проводится в очной форме в рамках интервью);

- обобщение данных анкетирования для разработки проекта профессиональных стандартов;

- разработка проекта профессиональных стандартов (титула, паспорта профессионального стандарта, карточек, единиц профессионального стандарта).

Этап 3

- обсуждение проекта профессиональных стандартов в широком профессиональном сообществе (конференции; электронный форум и т.д.);

- доработка проекта профессиональных стандартов с учетом результатов обсуждения;

- представление проекта профессиональных стандартов на утверждение.

Итак, c 1 июля 2016 года в России начинают действовать правила применения профессиональных стандартов работодателями – Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в РФ». Законом устанавливаются требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции и профессиональных стандартов. Закон изменил название целого раздела IX Трудового кодекса РФ «Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников» и ввел сразу две новых статьи - 195.2 ТК РФ и 195.3 ТК РФ. Статьи регламентируют порядок разработки и применения профессиональных стандартов в РФ. Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Она определяет порядок применения профессиональных стандартов. Новые правила устанавливают ситуации, когда применение профессиональных стандартов становится обязательным для работодателей. Так, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований становятся обязательны для применения работодателями (ст.195.3 ТК РФ в редакции, действующей с 1 июля 2015 г.). Таким образом, для того, чтобы профессиональный стандарт стал обязательным для применения работодателем, нужно, чтобы требования к квалификации, необходимой работнику, были установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатели, для которых не будет установлена обязанность применения профессиональных стандартов, будут применять характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Иными словами, работодатели будут применять профессиональные стандарты с учетом собственной специфики деятельности, они могут принять во внимание отдельные положения профстандартов.

Также отметим, что законодатель, приняв решение о применении профессиональных стандартов, не определил методику их введения в действие. В этой связи многие вопросы работодателей остаются без ответов. Это вызывает серьезную обеспокоенность у профессионального сообщества.

В следующем параграфах мы проанализируем практику и методику внедрения профессиональных стандартов в организациях


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал