![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное антимонопольное регулирование
Монополия – это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли. Причины возникновения монополий: - Крупные научно-технические открытия; - Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества. - Появление новых форм собственности, особенно акционерных. Виды монополий: - Закрытая. монополия защищена от конкуренции юрид. ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав; - Естественная. возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. - Открытые. Одна фирма на опред-ый срок является единс-ным поставщиком продукции, но не имеет юрид. защиты от конкуренции. Антимонопольное регулирование - комплекс эконом-их, админ-ных и законод-ых актов, осуществляемых госуд-ом с целью обеспечить условия для рыночной конкуренции и ограничить возможности производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование. Мировая практика антимонопольного регулирования. начало ХХ столетия- многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях начинают принимать антимонопольные законы. Из разряда первых – закон Шермана (США) – 1898 год. Второй – закон Клейтона (США) – 1914 год. Цели антимонопольной политики: 1. Сдерживание, или предупреждение монопольных цен. 2. Предупреждение дефицитности производства. 3. Попытка перераспределения монопольного богатства. 4. Децентрализация экономических ресурсов в обществе. 2 направления современ-го антимоноп-го законод-ва: 1)запрещение некоторых видов деятельности фирм; 2)регулиров-ие структуры отрасли-(ей)через попытки расформировать огромное монополистическое объединение или не допустить слияния крупных монополий. Два типа антимонопольного законодательства: • Американский тип. Отвергает любую форму монополистического сговора или союза, если ставится цель монополизации рынка. • Западно-европейский тип. Объектом противодействия выступают монополии, которые ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка. Монополизацией местного или общенационального рынка США считается обычно доля, = либо > 60%. Рыночная доля = 90-100%, считается в США*полной монополией. Корпорация-монополист с такой долей подлежит ликвидации, либо ставится под жесткий контроль гос-ва. Особенности антимонопольного законодательства России. Российская антмоноп-ая политика имеет несколько начал: 1)стимулирование предприним-ой деятельности, 2)развитие конкурентных начал; 3)организационно-правовое обеспечение антимоноп-ой политики Принятый в марте 1991 г. в РФ Закон " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством. 25 мая 1995 года вступают в силу изменения и дополнения к этому закону (определены понятия монопольно высокой и монопольной низкой цены, объяснялось такое понятие как доминирующее положение хозяйственного субъекта на рынке.) Против монополистической деят-ти направлен реестр хозяй-щих субъектов имеющихся на рынке, и за которыми значится товары > 35% на рынке. Таким предприятиям гос-во дает официальное разрешение на монополию, но эти предприятия в конце каждого года представляют сведения о своей работе – ассортимент, цены. В настоящее время действует комитет по антимонопольной политике. В 1999 году было создано министерство по антимонопольной политике. Регулирование рынков Рынок – это совокупность взаимодействия покупателя некоторого товара или услуги с его/ее продавцом. Регулирование рынка труда — это система мер по воздействию на спрос и предложение труда, где объектами этого регулирования выступают заработная плата, социальные гарантии, продолжительность рабочей смены и недели, порядок отпусков и т.д. Внеконкурентные факторы, способствующие регулированию рынка труда: • государство, которое выступает главным субъектом, регулирующим рынок труда через законодательство, устанавливая минимальный уровень заработной платы, проводя социальную политику, индексируя доходы населения; • профсоюзы, также значительно влияющие на размер заработной платы в сторону ее увеличения, путем ограничения предложения труда; • крупные компании и корпорации, влияющие на заработную плату, по известным причинам, в сторону ее стабильности, отказываясь от ее увеличения при изменении ситуации в соотношении спроса и предложения труда. Регулирование рынка труда имеет свою специфику из-за выступающего на нем товара в виде наемного работника. На данном рынке процедура купли-продажи производится в форме найма, путем заключения трудового договора. При этом нанятый работник выпадает с рынка на время действия данного договора, а также в случае его продления. Следует отметить, что конкуренция на рынке труда вынуждает работников соглашаться на худшие условия при найме на работу. Поэтому в этом плане, фирмы тоже выступают в качестве регуляторов рынка труда.
|