![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системный и процессный подход к управлению. Основания для применения каждого из них.
Первоначальное использование процессного подхода связывается с именем А. Файоля. Процессный подход выступает как ведущий принцип, он несет за собой реализацию других принципов: лидерство руководства, ориентация на потребителя, системный подход к менеджменту, вовлечение персонала, постоянное улучшение, принятие решений на взаимовыгодное сотрудничество. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Основной целью системы менеджмента качества является удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон и увеличение ценностей для каждого из них. Реализация процессного подхода включает такие этапы, как идентификация и классификация процессов; развертывание и документирование процессов; построение процессной модели. Процессы подразделяются на три группы: основные процессы или бизнес-процессы, процессы менеджмента и обеспечивающие или вспомогательные процессы. Классификационная модель процессов наиболее полно отражает суть процессного подхода. Наличие основополагающего принципа позволяет классификации считаться научно обоснованной, сохраняя возможность группировать процессы в соответствии с огромным количеством возможных признаков. Отсутствие такого принципа не только затрудняет понимание подхода к классификации, но и не позволяет однозначно группировать процессы в соответствии с классификационными группами. Концепция системного процесса является одной из центральных. Подмена этих переходов другими, например от функционального управления к процессному управлению, содержит значительные логические ошибки. Процессный подход идет на смену системному подходу. Это главная, центральная мысль в управлении началом ХХI в. И приоритет в этом переходе принадлежит Востоку, а не Западу. Системный подход Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др. Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.
|