Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход Макао под юрисдикцию КНР






Макао (Аомынь) является на сегодняшний день Особым административным районом Китайской народной республики. До 1999 г. являлся португальской колонией. В 1537 году в Хаоцзинао прибыли первые португальские торговцы, спустя двадцать лет они основали в Макао первое торговое поселение[135].

Португальцы использовали факторию как перевалочный пункт для торговли с Китаем и Японией (после запрета правителями из династии Мин китайской торговли со страной восходящего солнца, Макао стал связующим звеном в торговле с Нагасаки).

В 1557 году власти Португалии вынудили китайского императора согласиться предоставить колонию в обмен на уплату подати, через год было создано постоянное португальское поселение, которое стало частью Португальской Индии. Но Макао оставался законной территорией Китая, а жители колонии – подданными китайского императора[136].

В XVII в. после отделения Португалии от испанской короны Макао был присвоен титул «лояльной колонии святого имени Господа Бога». В 1680 в колонии появился губернатор, который назначался Португалией. Спустя несколько лет Китайская империя официально признала Макао в качестве торгового порта, но настаивала на верховной власти китайского императора, взимая арендную плату и таможенные акцизы.[137]

В 1849 году португальские власти приняли решение не платить за аренду колонии, ликвидировали китайский таможенный пост и заявили об отделение Аомыня от Китая. По условиям Тяньцзинского договора от 1862 года Макао (Аомынь) был признан португальской колонией, этот договор так и не был ратифицирован Китаем. В 1887 г. Китай вынужден был подписать Лиссабонский протокол, подтверждавший «оккупацию» Аомыня Португалией, по протоколу последняя обязывалась «никогда не отчуждать территории без консультаций с Китаем[138]». В 1897 г. Макао официально стал португальской колонией[139].

После Второй мировой войны Макао был разделён на две части — китайскую и европейскую, в каждой имелся отдельный управляющий. Обучение в школах велось отдельно и для европейцев, и для китайцев[140].

После провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики её правительство объявило унизительный Лиссабонский протокол 1887 года недействительным. Оно потребовало вернуть колонию Китаю и выразило готовность решить назревший вопрос в ходе переговоров с Португалией. Однако Лиссабон не собирался отказываться от данного владения. В 1952 году Макао был объявлен «заморской провинцией» Португалии.

В 1966 г. в Макао возникли столкновения между китайским населением и португальскими властями. Союз китайских студентов, вдохновленная «культурной революцией» в КНР, требовала от властей Португалии наказать начальника полиции, прекратить репрессии против китайских жителей колонии и не допустить их повторения. Власти КНР поддержали выступление. Португальский губернатор Жозе ди Карвалью уже готовился к эвакуации, но кризис был разрешен в ходе переговоров. 12 декабря губернатор ознакомился и принял требования бастующих; португальские власти согласились закрыть ряд организации: Союз сторонников Тайваня и Ассоциацию помощи беженцам с континента. Чтобы заставить португальских властей Макао выполнить данные обещания, Китай в январе 1967 года наполовину сократил подачу питьевой воды, что нанесло серьезный удар по экономике колонии[141].

29 января 1967 года Жозе ди Карвалью вынужден был принести официальное извинение китайским жителям; согласно подписанному соглашению, Португалия вернула в КНР 32 беженца[142]. В 70-е годы вопрос Макао сдвинулся с мертвой точки, и крупных столкновений практически не происходило.

В 1971 году КНР получила место в ООН (в результате принятой ГА ООН резолюции 2758[143]), правительство Китая стало решать вопрос Макао и Гонконга дипломатическими путями. Постоянный представитель Пекина в ООН Хуан Хуа озвучил позицию Пекина по данному вопросу: «Гонконг и Макао на протяжении всей истории являлись исконно китайскими территориями, вплоть до захвата их Великобританией и Португалией. Необходимо решить вопрос и вернуть Макао и Гонконг под юрисдикцию КНР[144]».

В том же году, 8 ноября, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о снятии Гонконга и Макао из официального списка колоний. Это создало предпосылку для решения вопроса суверенитета Гонконга и Макао мирным путем[145].В 1974 году после победы португальских демократических сил в «революции роз» колония получила широкую автономию в экономической и административной сферах[146]. В 1976 г. власти учредили Законодательную ассамблею Макао, члены которой избирались населением колонии. Губернатор занимал должность спикера Законодательной ассамблеи. В том же году Макао получил статус «специального района» Португалии[147].

31 декабря 1975 года новое португальское правительство вывело оставшийся контингент из Макао. Президент Антониу душ Сантуш Рамалью Эаниш принял участие в сессии ГА Организации Объединенных Наций год спустя и обсудил с китайским представителем, Хуан Хуа, вопрос восстановления дипломатических отношений между Португалией и Китаем, а также вопросы Макао. После двух лет обсуждений правительство решило разорвать дипломатические отношения с Китайской Республикой и установить дипломатический контакт с Китайской Народной Республикой.

В период с 1974-1977, в ходе дипломатических переговоров стало очевидно, что Лиссабон готов отказаться от претензий на суверенитет Макао в пользу Пекина. Предполагалось, что Аомынь будет находится под юрисдикцией КНР, но с португальским управлением вплоть до окончательной интеграции колонии в пространство КНР[148].

8 февраля 1979 году между КНР и Португалией был проведены переговоры, в ходе которых были установлены дипломатические отношения, руководство КНР признало Макао (Аомынь) «территорией КНР под управлением португальских властей»[149].

В 1980 г. губернатор колонии Мелу Эжидиу посетил КНР с официальным визитом; оба государства были полны уверенности найти решение проблемы Макао. В ноябре 1984 года Председатель КНР Ли Сяньнянь посетил Португалию и встретился с президентом Португалии Антониу душ Сантуш Рамалью Эаниш, чтобы обменяться мнениями по вопросу Макао[150]. В мае 1985 года Эаниш совершил ответный визит в Китай и встретился с де-факто лидером КНР Дэн Сяопином, он выразил желание по-дружески решить вопрос Макао.

В сентябре 1985 г. португальский и китайский министры иностранных дел провели переговоры в рамках сессии ГА ООН, в ходе встречи было оговорено, что переговорный процесс возобновится после октябрьских выборов в Португалии. Как только Анибал Каваку Силва вступил в должность премьер-министра, он активно стал готовить проект будущего Макао. В начале 1986 года Дэн Сяопин проинформировал португальского посла в Пекине о готовки правительства КНР начать переговорный процесс[151].

Мощным толчком для встречи двух делегаций стал разговор между Кавако Силва и Джоу Нан – глава китайской делегации на переговорах по Гонконгу, где Джоу Нан отметил «вопрос Макао затрагивает национальные чувства китайского народа[152]».

В мае 1986 г. китайский посредник передал премьер-министру Португалии послание, в котором говорилось, что китайская община в Макао не хочет партийных конфликтов в Португалии из-за территории колонии; вопрос о будущем Макао должен быть решен исключительно путем консультаций[153].После встречи премьер-министр Кавако Силва решил, что Португалия должна готовиться к переговорам. Вместе с министром иностранных дел Португалии Пиресом де Миранда они установили цели, которые должны быть достигнуты в ходе переговоров: обеспечить переход колонии под суверенитет КНР; защищать португальскую культуру, которая получило широкое распространение на территории колонии; обеспечить стабильное экономическое и социальное развитие Макао, гарантировать защиту прав и свобод, развивать дружеские отношения с руководством КНР[154].

20 мая 1986 г. КНР и Португалия официально объявили, что переговоры по проблеме Макао начнутся 30 июня 1986 г. в Пекине. Португальская делегация прибыла в Пекин в июне и была торжественно принята главой китайской делегаций Чжоу Наном. В приветственной речи он заявил, что переговоры между Португалией и Китаем – это диалог между партнерами, а не противниками[155].

Переговоры состояли из 4 сессий, которые проходили в Пекине:

1. первая конференция 30 июня 1986-1 июля 1986;

2. вторая конференция 9-10 сентября 1986;

3. третья конференция 21-22 октября 1986;

4. четвертая конференция 18-23 марта 1987;

На первом пленарном заседании обговаривались технические детали будущих переговоров. Неоднозначный статус Макао и положения, принятый Португалией 6 января 1975 г., обезопасил Китай от дальнейших дискуссий по данному вопросу. Одним из первых шагов китайской делегации стало озвучивание позиции о будущем Макао.

Португальская делегация особо подчеркивала, с какими ограничениями столкнутся жители Макао после перехода под юрисдикцию КНР. На первой конференции ведущую роль играла Португалия, которая смогла разыграть карту и прийти к успеху в переговорном процессе[156]. Португальцы стремились всеми силами склонить общественность Макао к статусу-кво - колония остается под юрисдикцией Португалии, подчеркивала все негативные последствия перехода колонии под юрисдикцию КНР.

Но переговоры продолжались, на последующих раундах обсуждались вопросы политического, экономического, социального и культурного будущего португальской колонии. Но делегации зашли в тупик по ряду вопросов. Один из них – дата передачи, второй – национальность жителей Макао.

В ноябре 1986 года Джоу Нан посетил столицу Португалии. Однако ключевые вопросы в ходе этого визита решены не были. В ходе последнего раунда переговоров был решён вопрос о национальности 800 000 жителей Макао, их гражданстве. Жители получали двойное гражданство. Католическая церковь оставалась на территории колонии в качестве духовного центра колонии. Также были обсуждены культурные вопросы и будущая финансовая система Макао[157].

13 апреля 1987 г. Китаем и Португалией была подписана Совместная декларация по вопросу Макао. В этом же году документ был ратифицирован обеими сторонами[158]. 15 января 1988 года Департамент иностранных дел КНР сформировал группу, задачей которой стала разработка «Основного Закона Особого административного района Макао". 31 марта 1993 года Конгресс народных представителей принял резолюцию по «Основному закону Макао», который ознаменовал начало последнего этапа перехода колонии.

Передача суверенитета Макао стало значительным историческим событием. «Совместная декларация» провозгласила концепцию «одна страна- две системы», Макао получил статус Специального административного региона с экономической, политической автономией[159]. Макао сохранит экономическую и политическую систему неизменной в течение 50 лет после передачи. КНР не будет принимать законы, имеющие отношение к управлению Макао. Колония будет пользоваться большой степенью автономии во всех сферах, кроме иностранных дел и обороны, которые останутся под контролем КНР[160].

Церемония передачи состоялась 19 декабря 1999 года. 127-й португальский губернатор в Макао Васко Жоаким Роша Виейра опустил флаги Португалии в Макао. Официальная передача суверенитета была проведена в полночь в Культурном центре[161].

Сейчас Макао (Аомынь) – динамично развивающаяся провинция КНР с высоким уровнем жизни, как и в Сянгане. Игровой бизнес стал основой экономики колонии. Также в Аомыне активно развивается индустрия туризма и ресторанный бизнес, бывшая колония становится одним из центров образования и науки в Китае. Переход португальской колонии под юрисдикцию Китая положил конец многовековому колониальному владычеству крупнейших мировых держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе. После присоединения колоний КНР стремится вернуть в зону своего влияния Тайвань.

***

Передача суверенитета Макао стала значительным историческим событием в Азии. Устойчивый рост Особого административного района Макао в 2000-2015 гг. поддерживается правительством Китая. Для Португалии и для всего мира передача суверенитета Аомыня положила конец португальской империи и процессу деколонизации.

После присоединения Гонконга и Макао становится все более отчетливым и захватывающим для КНР и Азии процесс создания «Второго Китая», или второй части китайской нации. Эта мирная интеграция в течение нескольких десятилетий может закончиться созданием «Большого Китая», который станет безусловным лидером, а может быть даже и мировым гегемоном.

Глава III. Перспективы отношений КНР со странами АТР в логике концепции «Большого Китая»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал