Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-правовая база молодежной политики в Российской Федерации
Задача социальной защиты молодежи, которая была актуальной в начале рыночных реформ и подтверждалась данными социологических исследований, уже к середине 1990-х гг. себя практически исчерпала. Оказалось, что молодежь значительно быстрее взрослых адаптируется к новым условиям и нуждается уже не столько в поддержке, сколько в создании условий для самореализации, в формировании и поддержании общественно приемлемых образцов успешности. Все эти моменты требовали разработки новых подходов к государственной молодежной политике. Основными достижениями в области государственной молодежной политики стали разработка и принятие Верховным Советом закона от 16.04.1991 г. № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» и создание 30.07.1991 г. Государственного комитета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) по молодежной политике, который в октябре 1991 г. получил положение, структуру и численность (65 единиц), а в ноябре того же 1991 г. был ликвидирован с передачей функций Министерству образования РСФСР. При Правительстве Российской Федерации в сентябре 1992 г. был создан Комитет по делам молодежи и в том же месяце он был реорганизован в Комитет Российской Федерации по делам молодежи как орган федеральной исполнительной власти с утверждением функций и численности (49 единиц), а в начале 1993 г. было утверждено Положение о Комитете Российской Федерации по делам молодежи. В этот же период был подписан ряд ключевых для государственной молодежной политики документов: - Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», в ред. Указа Президента Российской Федерации от 12.04.1999 г. № 456; - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1, утвердившее «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации»; - Распоряжение Президента Российской Федерации от 24.06.1993 г. № 459-рп «О праздновании Дня молодежи». Таким образом, 1992-1993 гг. можно назвать началом становления государственной молодежной политики в современной России и ее организационного оформления. После принятия новой Конституции Российской Федерации появились условия для системных действий по содержательному, инфраструктурному и организационному развитию молодежной политики, повышению ее влияния в органах власти. В период 1995-1999 гг. были приняты следующие ключевые для государственной молодежной политики документы: - Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; - Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», в ред. Указа Президента Российской Федерации от 21.04.1997 г. № 391; - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 г. № 937; В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность. Если в предыдущее десятилетие численность молодежи в Российской Федерации росла, то вплоть до 2025 г. ее численность будет снижаться в силу демографических причин. Особенно сильное снижение численности молодежи будет в самых продуктивных и с экономической, и с социальной точек зрения возрастах - 23-28 лет - от 35 до 50%. Это означает, что на карту в ближайшем будущем будут поставлены и экономический рост страны, без которого невозможно повышение благосостояния населения, и само воспроизводство населения в России. Поэтому необходимо обеспечить решение целого комплекса взаимосвязанных задач с тем, чтобы избежать указанных негативных сценариев или, по крайней мере, значительно смягчить их последствия. От модели государственной молодежной политики, которая объективно опиралась на количественные показатели (рост охвата молодежи, ее вовлеченности в различные молодежные практики), требуется переходить к повышению качества по всем направлениям развития молодежи и ее деятельности. На первый план выходит рост человеческого капитала молодежи, что потребует: - существенного роста качества образования молодежи, наращивания молодежью социальных и экономических компетенций; - повышения культуры и дисциплины труда, производительности труда, ответственности за выполняемую работу; - формирования нравственного поведения, семейных ценностей, ответственности за воспитание детей; - роста патриотизма, гражданского участия и ответственности, высокого уровня правосознания; - продвижения установки на изменение мира и окружающей действительности к лучшему, включение молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность; - обретения ценностей и культуры здорового образа жизни молодежи. Некоторые положения по реализации молодежной политики отражены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года»[1]. Принятая Стратегия государственной молодежной политики определяет основную цель, приоритетные направления и принципы государственной молодежной политики. Одновременно цель и приоритеты молодежной политики увязаны с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и предполагает межведомственный характер их достижения. В Стратегии также предложены меры, механизмы и инструменты реализации. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года также определяет основную цель государственной молодежной политики и основные задачи для ее достижения. Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день на первый план вышла задача модернизации всей российской системы государственной молодежной политики - как на уровне принципов, так и на уровне деятельности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и других субъектов. Это требует понимания правовой природы данной политики, что обусловлено тесной связью ее существования и эволюции с проблемами публичной власти, функционирующей в российском обществе как сочетание государственной власти и местного самоуправления.
|