Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 13. Д.Мэйджор и британский неоконсерватизм 1990-х годов.






Попытка ввести подушный налог способствовала уходу М. Тэтчер. После 11 лет правления ее сменил Дж. Мэйджор. В 1992 г. консерваторы подтвердили на парламентских выборах статус правящей партии. Проводилась политика " здорового консерватизма " - консерватизма, сдобренного популизмом. Оказывалась помощь государства тем, у кого меньше шансов на успех (" социальный рынок"). В 1992 - 1993 гг. принимаются правовые документы (" Хартия граждан ").

Великобритания добилась сокращения взноса в ЕЭС, участвовала в принятии Маастрихтского договора. В 1992 г. страна вышла из европейского соглашения о валютном регулировании. Начался период " евроскептицизма".

Кабинет Дж. Мэйджора поставил перед собой нелегкую задачу окончательно исцелить британскую экономику, снизив инфляцию до уровня Франции или Германии. Для этого он использовал все средства укрепления финансового механизма страны, потребовал значительных преимуществ в рамках Евросоюза и, в конце концов, добился того, что экономическое положение стало постепенно улучшаться. Правда, это не коснулось массовой безработицы (более 3 млн. человек), а попытки привязать курс фунта стерлинга к более устойчивой германской марке привели к полному краху, в результате чего Великобритания вынуждена была выйти из Европейской системы координации валютных курсов. Фактически это означало девальвацию фунта, что неизбежно сказалось на всей экономической системе.

Однако последующие годы показали, что, несмотря на свою старую приверженность политике «тэтчеризма», Дж. Мэйджор сумел преодолеть его нелегкое наследие и даже навлек на себя немилость со стороны «железной леди» по поводу европейской политики и участия Великобритании в Европейском союзе.

Глава правительства не отрекся от наследия своей предшественницы, но во многом изменил ее политику, приспособил к нуждам большего количества англичан и сделал все возможное, чтобы сгладить ее острые углы. Парламентские выборы 1992 г. показали, что английские избиратели все еще доверяют политике консерваторов, хотя запас доверия далеко не безграничен.

Не вызывали никаких сомнений и экономические успехи Англии. Темпы экономического роста в 1994 г. составили более 3% в год и заметно превышали уровень инфляции, который оказался самым низким за последние 27 лет. Правда, новому правительству так и не удалось существенно снизить уровень безработицы, а высокие налоги стали настолько обременительными, что это заметно сказалось на покупательной способности англичан.

С тех пор многие жители Англии зачастили в Испанию, Португалию, Бельгию и другие страны за покупками дорогостоящих товаров. Пуск летом 1993 г. евротоннеля под Ла-Маншем («Юростар») стал своеобразным символом единства Великобритании с европейскими партнерами. Отныне англичане получили возможность добраться до Европы за 2 часа 40 минут.

Заметные перемены произошли в этот период и у традиционных политических соперников консерваторов. В 1990 г. в Англии была распущена партия так называемых «последовательных» социал-демократов во главе с Робертом Оуэном, а лейбористы всеми силами пытались преодолеть внутрипартийный кризис, вызванный многолетними поражениями на парламентских выборах. Лейбористская партия (ЛП) вынуждена была встать на путь радикального обновления, а ее лидеры лихорадочно искали выход из затянувшегося кризиса, в результате которого из партии вышли так называемые «левые лейбористы».

К середине 90-х годов группа молодых реформаторов внутри ЛП завершила разработку новой идейно-политической стратегии, позволившей партии занять достойное место не только в Англии, но и в социал-демократическом движении Европы. После смерти в 1994г. лидера ЛП Дж. Смита новым руководителем партии стал 40-летний Энтони Блэр. Он решительно приступил к проведению внутрипартийной реформы и, в конце концов, добился отмены наиболее одиозного «4-го пункта» программы партии, в соответствии с которым ЛП должна бороться за «установление общественной собственности на средства производства, распределения и обмена». Этот пункт программы был принят еще в 1918 г. и в конце XX в. воспринимался многими членами партии как анахронизм.

Несмотря на некоторую запоздалость подобного решения, это все же помогло партии вернуть к себе расположение значительной части электората, чему в немалой степени способствовала деятельность Института общественно-политических исследований (ИОПИ). Этот институт стал своеобразным мозговым центром ЛП и быстро заменил некогда популярное и авторитетное Фабианское общество, давно уже не соответствовавшее духу времени. Формально ИОПИ является независимым научно-политическим учреждением, но фактически работает на лейбористов, снабжая их новыми идеями и теоретическими установками.

Таким образом, к очередным парламентским выборам лейбористы полностью обновили свой идейно-политический имидж, разобрались с социально-экономическими предпочтениями и смогли предложить избирателям довольно внятную и во многом привлекательную альтернативу «тэтчеризму», который, казалось, застыл на уровне 80-х годов и не проявлял пока никаких признаков адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям.

Вопреки всем негативным тенденциям Д. Мэйджор не спешил с роспуском парламента и в течение года пытался восстановить доверие избирателей. Большой пропагандистский успех имело решение правительства об отмене «подушного налога», на смену которому пришла система дифференцированного налогообложения, основанная на уровне доходов граждан. Эта реформа значительно укрепила позиции Консервативной партии и способствовала восстановлению социальной справедливости в области налогообложения.

Однако жесткие меры правительства по модернизации отсталых отраслей экономики не нашли поддержки среди большинства населения. Так, например, в октябре 1992 г. в Англии была проведена структурная реорганизация угольной отрасли, в связи, с чем предполагалось закрыть 31 из 50 шахт. Горняки предприняли массовые выступления в защиту своих прав и поначалу добились определенного успеха. Высокий суд Великобритании признал решение правительства незаконным и потребовал его отмены. Но уже в 1994 г. правительство организовало новое наступление на горняков и провело очередную попытку массовой приватизации государственных шахт, что фактически позволило ему заставить горняков пойти на уступки и тем самым окончательно решить трудовой конфликт в угольной промышленности.

В 1993 г. в Великобритании был принят закон о социальной помощи гражданам, в соответствии с которым отменялось ставшее уже традиционным централизованное оказание социальной помощи нуждающимся. Одновременно развернулся весьма болезненный процесс ликвидации советов по заработной плате на предприятиях, что фактически означало отмену минимальной зарплаты для всех категорий трудящихся. Кроме того, правительство отказалось устанавливать жесткие нормы продолжительности рабочего дня и настойчиво проводило курс на снижение стоимости рабочей силы, объясняя это стремлением добиться более высокой конкурентоспособности британских товаров на мировом рынке.

Отвергая кейнсианскую концепцию «государства всеобщего благосостояния», правительство консерваторов поставило перед собой задачу укрепления основ гражданского общества и сочетания идеалов состязательности и конкуренции с принципами солидарности и сотрудничества. Иначе говоря, идеологи неоконсерватизма пытались создать современные потребительские и информационные стандарты деятельности государственных и коммерческих структур и восстановить эффективный баланс между частной инициативой и общественным контролем.

В результате настойчивых и далеко не безболезненных реформ консерваторам удалось сломить парализующее экономику всевластие профсоюзов, добиться более гибкого рынка труда с весьма умеренной социальной защитой, освободить экономику от угнетающего государственного регулирования и тем самым значительно повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Разумеется, проводимые консерваторами реформы не всегда вызывали симпатии избирателей, а многие из них порождали у населения чувство неуверенности и даже страха за свое будущее. Да и уровень жизнь большинства англичан снизился за последние годы правления консерваторов. Большинство реформ больно ударили по малообеспеченным слоям населения, создавая весьма опасный перекос в развитии социально-экономической структуры.

Учитывая растущее недовольство населения своей политикой, правительство Мэйджора решило распустить парламент и провести досрочные выборы, чтобы заручиться поддержкой избирателей до наступления очередного экономического кризиса. Как и ожидалось, парламентские выборы 1992 г. принесли победу консерваторам, хотя и с гораздо меньшим перевесом голосов, чем в прежние времена (41, 9% голосов против 34, 4% у лейбористов и 17, 8% у либеральных демократов). Фракция консерваторов в парламенте сократилась до 338 депутатов, однако этого было вполне достаточно для формирования устойчивого большинства в палате общин. Премьер-министром страны остался Д. Мэйджор, а лидеры Лейбористской партии (Нил Киннок и Рой Хаттерсли) подали в отставку в связи с поражением на выборах.

Несмотря на удачное завершение выборов, Мэйджору пришлось приложить в последующие годы немало усилий для укрепления своих позиций и преодоления разногласий в партии. Во время подписания Маастрихтского договора о создании Европейского союза «евроскептики» из числа консерваторов выразили свое несогласие с политикой правительства и стали отвергать предлагаемые им законопроекты. Раскол в рядах правящей партии еще больше усилился после ухода в отставку в мае 1993 г. министра финансов Н. Лемонта, выразившего тем самым протест против бюджетной политики премьер-министра.

Для преодоления внутрипартийных противоречий Мэйджору пришлось прибегнуть к самым жестким мерам. В ноябре 1994 г. правительство внесло в парламент законопроект о британском взносе в бюджет Евросоюза, связав его с доверием правительству. Получив вотум доверия, Мэйджор решил довести дело до конца, объявив о готовности сложить с себя полномочия лидера партии и провести внеочередные выборы нового руководства. Столь решительные методы премьер-министра по наведению порядка в собственной партии принесли свои плоды. На выборах 1995 г. Мэйджор получил большинство голосов и укрепил свое положение в партии.

Стабилизации политической обстановки способствовало улучшение экономического положения Великобритании. После 1992г. экономический спад сменился подъемом деловой активности, а по темпам экономического роста Англия опередила даже самые развитые страны Европы (2, 8% в год). Заметно снизилась безработица, и увеличилось количество занятых в промышленном производстве. Проведенная в 80-е годы структурная перестройка экономики позволила увеличить экспорт британских товаров, расширить добычу и переработку нефти и газа и значительно увеличить личное потребление населения.

Правительство Д. Мэйджора продолжало поддержку малого и среднего бизнеса и разработало специальные программы помощи предприятиям инновационного сектора. В соответствии с «Хартией малого бизнеса», принятой еще в 1992 г., правительство консерваторов создавало режим благоприятствования в области кредитования, вводило самые разнообразные налоговые послабления и оказывало прямую финансовую помощь малым предприятиям через систему грантов.

Однако главное внимание правительство уделяло расширению экспортных возможностей британской экономики. В годы экспортного бума (1994—1995) объем экспорта увеличивался примерно на 10% в год, а импорт оставался на уровне 4—5%, что давало правительству возможность аккумулировать накопления и решать многие социальные проблемы. При этом получаемые доходы не сводились на нет инфляцией, которая впервые за послевоенный период не превышала темпов экономического роста.

Вместе с тем маятник политической жизни уже стал отклоняться в противоположную сторону. Сокращение социальных программ и другие непопулярные реформы консерваторов, а также довольно высокий уровень безработицы, которая снова превысила 3 млн. человек, заметно усилили уже существовавшее отчуждение власти от народа. Причем настолько, что все чаще высказывались сомнения в способности Д. Мэйджора и его кабинета руководить страной и мыслить по-государственному. В стране назрело понимание того, что правительственный курс должен быть радикально изменен. Консерватизм эпохи М. Тэтчер больше не был панацеей от всех бед и требовал серьезной корректировки с поправкой на ускорившуюся глобализацию мирохозяйственных отношений и формирование основ постиндустриального общества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал