![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация и субъекты транспортно-экспедиционной деятельности
Транспортно-экспедиционные услуги решают следующие задачи: 1) Выделение ключевых характеристик по каждой из позиций, что необходимо для получения представления о направлениях и характере деятельности компании, управления производственными процессами, формированием предложения и сохранения конкурентного преимущества; 2) Упрощение формулирования потребности для клиента; 3) Установление требования к качеству услуг и формирование методов контроля. И на практике, и в теории виды услуг для удобства ведения дел клиентов и расчетов с ними объединены в группы. Однако единой устоявшейся классификации транспортно-экспедиционных услуг не существует. Классификация может быть проведена по различным основаниям: 1) Способ предоставления (собственными силами или с привлечением субподрядчиков); 2) Взаимосвязь с деятельностью организации (перевозочные / не перевозочные услуги); 3) Вид потребления (внешние/внутренние); 4) Тип рынка, на котором потребляется услуга (индустриальный/потребительский); 5) Содержательная часть услуги.[5, с.58] В настоящее время актуальным является понятие не транспортно- экспедиционной услуги как таковой, а комплексного транспортного обслуживания, включающего комбинации услуг и их составляющих, направленных на удовлетворение какой-либо потребности клиента.[8, с.79] Например, в транспортную компанию был получен заказ на доставку оборудования для выставки. Одновременно с предоставлением услуг по доставке заказчик запросил дополнительные услуги, связанные с таможенным оформлением, охраной оборудования выставки во время ее проведения, монтажа/демонтажа выставки, привлечение подсобных рабочих в процессе монтажа/демонтажа выставки и другие услуги, которые совершенно не относятся к перевозке. Данный пример служит подтверждением того, что функции транспортно-экспедиционного предприятия (ТЭП) в наше время существенно расширились.[22, с.145] В связи с этим затруднена классификация услуг, основанная на материально-вещественной части, так как потребности, которые требуется удовлетворить, часто различны между собой, что приведёт при попытке классификации к множеству позиций, которые, однако, не смогут быть обобщены в достаточной степени. Например, в зависимости от пожеланий клиента, набор операций, составляющий в совокупности процесс, обозначаемый термином «доставка», может включать использование различных видов транспорта, погрузочно-разгрузочные работы, оформление документов и т.д. Конечно, материально-вещественная часть оказывает влияние на возможности организации в плане варьирования предложения. Так, к примеру, компания-судовладелец должна специализироваться на перевозках с использованием водного транспорта, но у неё имеются возможности для маневра в содержательной части. Следовательно, содержательная часть должна являться основой при классификации транспортно-экспедиторских услуг. В качестве признака классификации должен выступать характер деятельности. Такая классификация может выглядеть следующим образом (рисунок 1.1):
Рисунок 1.1 - Классификация транспортно-экспедиционных услуг · информационно-консалтинговые услуги - работы, связанные со сбором, обработкой и передачей информации между участниками транспортного процесса, например, уведомление получателя об отправке или прибытии груза в его адрес, ведение учета и анализа данных о транспортной деятельности клиента, оформление документации, информирование клиентов о местонахождении отправляемых ими или адресованных им грузов, выбор и обоснование наиболее выгодного для клиента способа доставки груза, информирование клиента о тарифах, услугах и условиях обслуживания различных транспортных предприятий, предоставление клиентам консультаций по различным вопросам, исследование рынка и его конъюнктуры, исследование требований потребителей, разработка рекомендаций для участников доставки по технологическим особенностям перемещения грузов, и многие другие виды работ.[34, с.56] · технологические услуги - операции, осуществляемые с грузами и грузовыми единицами: погрузка и разгрузка, упаковка и маркировка, пакетирование и контейнеризация, временное хранение, сортировка, поддержание и контроль физико-химических свойств груза и т.д. Кроме того, к технологическим услугам можно отнести предоставление в аренду складских помещений, механизмов и подвижного состава и другие; · перевозочные услуги могут быть классифицированы по дальности (городские и пригородные, междугородние, международные), участию предприятий других видов транспорта (прямые и смешанные), характерному размеру отправки (мелкопартионные, помашинные, партийонные, массовые) и по другим признакам; · потребность в коммерческо-правовых услугах возникает у клиентов при организации доставки в любом сообщении, как по России, так и по зарубежной территории, в том числе транзитом. Выделение этого вида услуг обусловлено необходимостью знания и соблюдения законодательства, требований государственных и других органов к перемещаемым грузам в качестве одного из самых ответственных и прибыльных. К их числу относятся выполнение финансовых расчетов с грузоотправителями, грузополучателями или транспортными компаниями от имени клиента, посредничество между производителями и потребителями продукции; разрешение конфликтных ситуаций, оформление отношений с таможней, фитосанитарной и карантинной службами, страхование грузов, розыск недостающих или пропавших грузов. Клиент предпочитает оплатить все расходы по этим услугам, освобождая себя для другой, более продуктивной деятельности. В данном случае расходы клиента, если он выполняет эти услуги самостоятельно, возрастают в 1, 5-2 раза без учета дополнительных затрат времени. Экспедитор предоставляет клиенту данные услуги с обеспечением максимальной исполнительской дисциплины, коммерческой ответственности в минимальные сроки. Это удается за счет использования налаженных контактов со всеми соответствующими организациями и даже приобретения некоторых прав (например, для таможенного оформления документов приобретаются лицензии таможенного декларанта); · к сервисным относятся следующие виды услуг: бронирование и предоставление номеров в гостиницах, оказание визовой поддержки при международных перевозках, организация питания и отдыха водителей и экспедиторов, организация охраняемой стоянки подвижного состава, оказание медицинской помощи, заправка в пути следования транспортных средств топливом и расходными материалами, организация при необходимости в пути работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.[11, с.46]
Примечание – [11, с.65]. Рисунок 1.2 - Классификация субъектов системы транспортно-экспедиционного обслуживания Все субъекты системы транспортно-экспедиционного обслуживания можно с некоторой степенью условности разделить на три основные группы: 1) государственные органы, являющиеся непосредственными, прямыми или косвенными субъектами системы транспортно-экспедиционного обслуживания. Государство является владельцем множества объектов транспортной инфраструктуры, кроме того, оно формирует правовую базу транспортно-экспедиторской деятельности, осуществляет контроль за соблюдением правовых норм, через таможенные правила и режимы регулирует товарооборот с зарубежными странами. Таким образом, государство фактически оказывает управляющее воздействие на другие группы субъектов ТЭО (поставщиков услуг и потребителей).[34, с.90] 2) потребители транспортных услуг - лица, заинтересованные в осуществлении перевозки. К ним относятся производители продукции и ее покупатели, посредники, причем к последним можно отнести любой субъект ТЭО из третьей группы; 3) организации, оказывающие услуги в процессе доставки груза. Основными организациями, оказывающими услуги, являются следующие субъекты системы транспортно-экспедиционного обслуживания: Перевозчики - организации, осуществляющие непосредственно перемещение груза, располагающие своим подвижным составом, необходимым для осуществления конкретных видов перевозок. Перевозчики могут работать как напрямую с потребителем транспортных услуг, так и посредством экспедиторов. Транспортно-экспедиционные компании - организации, оказывающие широкий спектр услуг, связанных с доставкой груза от отправителя до получателя.[40, с.24] Транспортные и грузовые терминалы, склады- организации, располагающие мощностями для хранения, складирования, консолидации и распределения грузов. Задача терминальных комплексов заключается в обеспечении единства транспортного процесса, грузопереработки, временного складирования, согласованной передачи груза с одного вида транспорта на другой. Терминальные комплексы, в зависимости от сферы деятельности, направлены на оказание следующих основных услуг: - согласование сроков прибытия и отправки грузов при перегрузке их с одного вида транспорта на другой; - исполнение погрузочно-разгрузочных работ; - временное складирование груза; - организация длительного хранения; - комплектация отправок; - выполнение тарно-упаковочных операций; - оформление транспортных документов; - оказание информационных услуг. Страховые компании - организации, предоставляющие услуги по страхованию грузов, транспортных средств и ответственности перевозчика и экспедитора, с целью создания для субъектов, участвующих в доставке груза, гарантии компенсации предполагаемых при перевозке убытков и упрощения получения такой компенсации. Стивидорные компании - организации, предоставляющие услуги по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ и располагающие комплексом необходимых для их осуществления средств.[13, с.18] Консалтинговые компании - организации, предоставляющие следующие услуги: - проведение маркетинговых исследований по конъюнктуре транспортных рынков; - консультирование стороны (или сторон) предстоящей торговой сделки с целью разработки транспортных условий договора купли-продажи; - определение оптимального маршрута перевозки груза, способов его доставки, видов транспорта, пунктов перегрузки груза; - выбор перевозчиков: - определение стоимости доставки груза и транспортной составляющей в контрактной цене товара; - другое. Ассоциации сюрвейеров - организации, предоставляющие услуги связанные с обследованием транспортных средств, транспортного оборудования и грузов с целью выявления их состояния (на момент осмотра), которое подтверждается сюрвейерным актом. Сюрвейерный акт служит одним из доказательств при разрешении споров в случае порчи, повреждения или утраты объекта.[27, с.45] Лизинговые компании- организации, предоставляющие в аренду транспортные средства и транспортное оборудование компании-арендатору, которая постепенно (обычно в течение 5-7 лет) погашает задолженность по мере использования имущества. Государство, как правило, создает лизинговым компаниям льготные условия получения кредитов для покупки оборудования, которое затем сдается в аренду (лизинг). По окончании срока договора лизинга арендатор либо совершает покупку имущества по остаточной стоимости либо пролонгирует срок лизингового договора, либо возвращает имущество лизинговой компании.[28, с.132]
|