Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и стадии судебной экспертизы
Судебная экспертиза как частный случай процесса познавания в рамках уголовного процесса проводится в соответствии с принципами, вытекающими из положений общей теории права. Деятельность органов расследования и суда по сбору, закреплению, проверке и оценке доказательств подчиняется общим правилам доказательственного права, положения которого определяют сущность доказательства — заключения эксперта. При этом регламентируют основные принципы проведения экспертизы. Принципы (от лат. principium - начало, основа) формируются на основе общих закономерностей развития природы и общества и выступают в объективной действительности в качестве руководящих, организующих идей, требований и правил, которыми руководствуются люди в той или иной области своей практической деятельности. Наряду с этим под термином «принципы» подразумевается внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения. [29, с.62] Таким образом, принципы судебной экспертизы - это выработанные следственно-экспертной практикой руководящие идеи, основополагающие начала относительно сущности, цели и задач их применения. Принято выделять следующие принципы судебной экспертизы. Принцип соблюдения законности при производстве экспертизы. Судебная экспертиза является одной из форм использования научно-технических достижений в уголовном процессе. Она проводится по заданию следователя или суда экспертом для исследования материальных объектов, являющихся вещественными доказательствами. Целью таких исследований является установление фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. Заключение эксперта имеет статус источника доказательств, однако как источник доказательств может рассматриваться только в том случае, если оно получено с соблюдением требований закона со стороны всех участников данного следственного действия. Как видим, принцип законности судебно-экспертной деятельности связан с принципом законности судопроизводства в целом и имеет всеобъемлющий характер, охватывая и другие принципы. Если нарушаются какие-либо другие принципы, предусмотренные законом, то в конечном счете нарушаются и принципы законности. [56, с.32] Однако за соблюдение законности при проведении судебной экспертизы ответственен как эксперт, проводивший исследование, так и следователь и суд, назначавшие ее. Значение этого принципа в деятельности эксперта заключается в следующем: 1) эксперт осуществляет свои функции только в пределах тех прав и обязанностей, которыми он наделен уголовно-процессуальным законом; 2) доказательственное значение заключения эксперта, его относимость к делу и допустимость использования в качестве источника доказательств оценивается как со стороны содержания установленных экспертом фактов, так и со стороны соблюдения порядка назначения и проведения экспертизы, предусмотренного уголовно-процессуальным законом. Нарушение закона недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством. Таким образом, эксперт, допустивший нарушение закона при проведении экспертизы, подлежит административной или уголовной ответственности в зависимости от характера нарушения. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности. Данный принцип посвящен соблюдению основных конституционных прав человека, а также прав юридического лица, которые могут быть затронуты в ходе осуществления судебно-экспертной деятельности. [46, с.42] Суть данного принципа состоит в: - соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина; - проведении исследований, требующих временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, только на основаниях и в порядке, установленных законом; - возможности реализации права на обжалование в порядке, установленном законодательством, действий (бездействия) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта, если лицо полагает, что они привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица. [11, с.72] Соблюдение прав человека подразумевает такую форму реализации, которая заключается в воздержании судебно-экспертных органов и должностных лиц от совершения запрещенных правовыми нормами деяний. Право на неприкосновенность частной жизни состоит из многочисленных правовых норм ряда отраслей права. В частности, их составляют нормы так называемого института профессиональной тайны, когда, например, при производстве судебной экспертизы возникает проблема неразглашения экспертом сведений, составляющих личную или иную охраняемую законом тайну гражданина либо юридического лица. Это сведения о частной жизни граждан и членов их семей, тайна усыновления, врачебная тайна, банковская и коммерческая тайны и некоторые другие виды тайн. Принцип объективности, всесторонности и полноты экспертного исследования. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Заключение эксперта не может рассматриваться как полноценный источник доказательств, если оно получено в результате необъективного, неполного, одностороннего исследования. Поэтому принцип объективности, всесторонности и полноты подразумевает всестороннее исследование экспертом всех поступивших на экспертизу материалов, ответы на все поставленные вопросы, применение к объектам исследования всех необходимых методов и полноту описания всего хода исследования. Принцип процессуальной независимости и самостоятельности эксперта. При производстве судебной экспертизы эксперт является независимым лицом. Это вытекает из предусмотренной законодательством его процессуальной самостоятельности в силу того, что эксперт обладает статусом, В соответствии с законом эксперт дает заключение от своего имени и несет ответственность. Процессуальная самостоятельность судебного эксперта состоит в том, что эксперт для решения поставленных перед ним вопросов использует лишь свои специальные познания, профессиональный опыт и никто не вправе диктовать ему, как он должен решить поставленные перед ним вопросы. [54, с.69] Действия следователя, дознавателя, суда или руководителя экспертного учреждения, направленные на ограничения процессуальной самостоятельности эксперта, рассматривается как грубое нарушение закона. Принуждение же эксперта к даче ложного заключения является преступлением. Однако государственный эксперт как должностное лицо административно зависим от руководства того экспертного учреждения, в котором он работает. Но эта зависимость не распространяется на производство экспертом конкретных экспертиз и дачу заключения по ним. Перечисленные принципы связаны, и их соблюдение позволяет провести экспертизу на высоком уровне и сделать достоверные выводы. Экспертное исследование направлено на познание фактов объективной действительности, имеющих доказательственное значение. При этом оно должно быть не хаотичным, а последовательным. Поэтому процесс экспертного исследования подчиняется общим закономерностям познавательной деятельности, когда первоначально формируется самое общее представление об изучаемом объекте, затем следует детальное изучение отдельных сторон предмета. Эти представления об изучаемых объектах в ходе дальнейшего познания углубляются, пока предмет не будет изучен с достаточной достоверностью. Такие закономерности познавательной деятельности характерны для экспертной деятельности, в основе которой лежит стадийность процесса познания. Любое экспертное исследование слагается из ряда последовательно осуществляемых стадий (этапов), различающихся своеобразием частных задач, которые приходится решать в процессе экспертного познания. При этом необходимо строго соблюдать выработанный практикой порядок производства действий, обеспечивающий переход от неполного знания отдельных сторон, свойств объекта к полному, всестороннему знанию изучаемого объекта. Прохождение всех стадий в строгой последовательности позволяет правильно проанализировать выявленные признаки и на основе всесторонней и глубокой их оценки сформулировать выводы. Такое разделение всего процесса экспертного исследования на отдельные стадии позволяет правильно решить вопросы, поставленные перед экспертом, и достигнуть истины в выводах. [32, с.49] В общем виде процесс экспертного исследования складывается из следующих, сменяющих друг друга стадий: 1) подготовительная стадия; 2) стадия раздельного (аналитического) исследования; 3) стадия сравнительного исследования; 4) стадия оценки результатов и формулирования выводов. На подготовительной стадии эксперт знакомится со всеми поступившими материалами, уясняет задачи исследования, производит предварительный общий осмотр объектов экспертизы и планирует исследование. Изучение же поступивших на исследование материалов начинается с ознакомления эксперта с постановлением следователя либо определения суда о назначении экспертизы. Это позволяет эксперту уяснить: - какие объекты подлежат исследованию; - каков круг вопросов, поставленных перед ним; - какие ему присланы образцы для сравнительного исследования; -материалы уголовного дела, имеющие значение для производства экспертизы. Выявленные в процессе осмотра признаки исследуемых объектов должны быть зафиксированы путем их описания и фотографирования. В процессе осмотра эксперт должен выделить главное, существенное с точки зрения поставленных вопросов. На стадии раздельного (аналитического) исследования эксперт проводит анализ свойств и признаков объектов экспертизы, которые имеют значение для решения поставленных перед ним вопросов. При необходимости он также проводит экспертный эксперимент. Все исследуемые объекты принято подразделять на две основные группы: 1) исследуемые объекты (обычно это вещественные доказательства); 2) сравнительные объекты (образцы, полученные следователем для сравнительного исследования). Вначале эксперт проводит исследование объектов - вещественных доказательств. Каждый объект обладает множеством признаков и свойств, изучение которых представляется достаточно сложным. Круг признаков, необходимых для решения поставленных перед экспертом вопросов, зависит от целей экспертизы. Определив признаки, которые могут быть использованы для решения поставленных следователем или судом вопросов, эксперт приступает к их выделению, анализу и оценке. [44, с.73] Только тщательный анализ позволяет выделить все характерные признаки, при изучении которых устанавливается их происхождение, причинная связь и взаимозависимость, выделяются индивидуализирующие особенности, механизм следообразования, оцениваются все выявленные признаки. При этом специфичность признака определяется его частотой встречаемости или степенью распространенности в аналогичных объектах. Затем эксперт переходит к изучению второй группы исследуемых объектов - сравнительным образцам. На данном этапе эксперт выделяет комплекс наиболее характерных и устойчивых признаков. Выявленные экспертом в процессе раздельного исследования признаки должны быть соответствующим образом зафиксированы. Характеристики выявленных признаков в исследуемых и сравнительных объектах обычно представляются в виде так называемых таблиц — разработок, позволяющих наглядно оценить эти признаки и выявить их совокупность, достаточную для проведения сравнительного исследования. Однако в некоторых случаях на стадии раздельного исследования эксперт проводит различные опыты - эксперименты. Экспертный эксперимент — это метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются объекты или явления. Исходя из данного определения можно сказать, что задачей экспертного эксперимента является искусственное воспроизведение того или иного явления с целью: - установления конкретного факта и причинной связи между фактами или явлениями; - выявления механизма следообразования; - получения образцов для сравнительного исследования; - исследования свойств следа и т.д. [53, с.46] Поскольку эксперимент позволяет расширить рамки наблюдения, создать новые условия для изучения и выявления признаков, он должен быть тщательно подготовлен. С этой целью используются: 1) технические средства лаборатории (например, пулеулавливатель) или другие приспособленные средства; 2) объекты для экспериментирования (обычно это вещественные доказательства, поступившие на исследование, либо предметы, служащие для получения на них экспериментальных следов); 3) средства фиксации хода и результатов опытов. Каждый опыт должен повторяться неоднократно - это позволяет исключить случайный характер полученных результатов. В своем заключении эксперт должен подробно описать условия проведения эксперимента. Сравнение как один из методов познания применяется, как правило, на всех стадиях исследования. Так, например, на подготовительной стадии эксперт сравнивает объекты, поступившие на экспертизу, с их описанием в постановлении о назначении экспертизы, чтобы решить вопрос, те ли объекты поступили на исследование. Однако важной и основной задачей сравнительного исследования является обнаружение совпадений и различий в исследуемых объектах. При этом при производстве экспертизы сравнительному исследованию подвергаются: - признаки изучаемого объекта с отображениями. В данном случае эксперту приходится сравнивать обратные по рельефу признаки (например, выпуклостям устанавливаемого объекта соответствуют углубления в объекте и наоборот) и зеркальные по положению; - отображения признаков изучаемых объектов. При таком сравнении возрастает значение экспериментального метода исследования. Эксперт получает экспериментальные следы на различных материалах, что позволяет проследить, устойчивы ли признаки оружия, отобразившиеся на - признаки изучаемых объектов со справочными данными. Данная стадия заканчивается установлением всех совпадений и различий сравниваемых объектов. Стадия оценки результатов и формулирования выводов является заключительной, на которой проводится оценка идентификационной и диагностической значимости всех результатов проведенного исследования. Конечно, при проведении экспертизы оценочная деятельность эксперта пронизывает все исследование, а на завершающей его фазе выступает в роли самостоятельной стадии. Окончательная оценка результатов проведенного исследования — это не простое суммирование суждений о выявленных и изученных признаках, а научное объяснение установленных фактов. Эксперт на основе внутреннего убеждения, используя приемы логического обобщения, абстрактного мышления, оценивает все выявленные в процессе исследования совпадающие и различающиеся признаки и формулирует выводы. Таким образом, оценка, производимая на заключительной стадии, представляет собой обобщение всей работы, проведенной экспертом. [13, с.46] Внутренние убеждение эксперта при оценке результатов исследования — это его личное мнение о том, что суждения, к которым он пришел, являются единственно возможными и правильными. Вместе с тем это субъективный результат его деятельности, основанный на объективных результатах проведенного им исследования. При оценке результатов исследования эксперт использует специально разработанные критерии оценки: 1) самостоятельность, относительная независимость признака; 2) устойчивость признака; 3) редкая встречаемость признака (чем реже встречается один и тот же признак у разных объектов одного и того же вида, тем выше его идентификационная значимость); 4) несущественность наблюдающихся различий, которые находят научное и практическое объяснение. Однако оценка проведенного исследования во всех случаях представляет собой мыслительный процесс, протекающий по законам логического мышления, причем сама оценка выражается в форме умозаключения, посылками которого служит содержание установленных экспертом фактов. Для того чтобы окончательно завершить данную стадию и сформулировать выводы, эксперт должен в заключении так изложить свои умозаключения и эти выводы, чтобы их поняли даже те, кто не обладает специальными познаниями. Для того чтобы вывод эксперта был истинным, должны соблюдаться следующие правила: - положения и данные должны соответствовать достижениям науки и проверены практикой; - сведения об обстоятельствах дела должны быть достоверны; - само заключение должно быть без нарушения законов логического мышления, то есть выводы должны быть правильными по форме суждений. Результатом всего являются выводы эксперта, которые он формулирует вслед за окончательной оценкой результатов. Они должны логически вытекать из произведенных оценок. [52, с.36]
|