Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы оценки выручки от реализации продукции (услуг) для целей налогообложения (по отгрузке и по оплате). Номенклатура и ассортимент продукции (услуг).






 

Большую долю в общей сумме занимают доходы от обычных видов деятельности. Под обычными видами деятельности понимается, деятельность, с целью осуществления которой создано предприятие. Например: изготовление продукции, перепродажа товаров или оказание услуг.

Они являются предметом деятельности организации и указываются в ее уставе. Однако это условие не является обязательным. Предприятие может осуществлять любые виды предпринимательской деятельности с соблюдением установленных законодательством требований, например лицензирования отдельных видов деятельности.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Если предметом деятельности предприятия является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, то арендная плата будет включаться в выручку, в противном случае она будет относиться к операционным доходам. Это же относится к доходам от предоставления во временное владение и пользование объектов интеллектуальной собственности и от участия в уставном капитале других организаций.

Важнейшим условием успешной деятельности предприятия является своевременное и регулярное поступление выручки. Это связано с тем, что поступление выручки завершает кругооборот средств предприятия и означает возмещение расходов, осуществленных в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Создаются условия для восполнения потребности предприятия в оборотных средствах и возобновления нового кругооборота. Поступление выручки позволяет своевременно осуществлять расчеты с поставщиками и подрядчиками, с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налоговым платежам, с кредитными организациями по возврату кредитов и уплате процентов по ним.

Выручка от продаж может определяться двумя методами:

Кассовым методом (по оплате) и методом Начислений (по отгрузке).[4]

Кассовый метод объем реализации определяется по поступлению денег на счета или в кассу предприятия.

Метод начислений стоимость отгруженной продукции показывается, как выручка от реализации независимо от поступления оплаты за проданную продукцию.

В целях налогообложения предприятия могут выбирать метод признания выручки (по оплате) или (по отгрузке) продукции[5].

Определение выручки «по оплате»с точки зрения предприятия поставщика выгоднее, чем метод начислений.

При применении метода начислений, т. е. признании выручки по моменту отгрузки товаров, возникает ситуация, когда стоимость отгруженной продукции признана выручкой, следовательно, определен размер прибыли от реализации и предприятие должно платить налог на прибыль, НДС и другие платежи, хотя деньги за продукцию не поступили.

Выручка признается собственностью предприятия при одновременном выполнении следующих условий:

1) Организация имеет право на получение выручки, подтвержденное конкретным договором или иным соответствующим образом;

2) Сумма выручки может быть определена, т. е. в договоре есть все необходимые показатели для определения цены или она в нем указана;

3) Имеется уверенность в том что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

4) Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

5) Расходы, связанные с этой операцией, могут быть определены.

К операционным доходам относятся поступления, связанные с операциями с имуществом организации, с участием в уставном капитале других организаций и совместной деятельностью, а также поступления от предоставления во временное пользование денежных средств. Величина данных доходов зависит от активности предприятия на фондовом рынке, размера финансовых вложений в ценные бумаги других предприятий и доходности этих бумаг.

Внереализационные доходы отражают состояние договорной дисциплины между предприятием и его контрагентами. К данным доходам относятся штрафы, пени, неустойки, признанные должником поступления в возмещение причиненных организации убытков, суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности. Кроме этого, к внереализационным доходам относятся активы, полученные безвозмездно, курсовая разница, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

К доходам предприятия не относятся поступления сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и иных аналогичных обязательных платежей; поступления по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, поступления в порядке предварительной оплаты продукции, авансов, задатка, в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.[6]

 

Цена продукции. Виды цен. Принципы ценообразования (на основании цен конкурентов, исходя из потребительской стоимости товара, исходя из затрат на производство и реализацию). Калькулирование цены на продукцию (услугу).

 

Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции от предприятия-изготовителя к конечному потребителю. На начальном этапе формируется оптовая цена изготовителя, которая должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить требуемый уровень прибыльности:

 

Ц опт = С+П

 

где Ц опт- оптовая цена изготовителя; С - себестоимость изделия;

П - прибыль на единицу изделия[7].

При определении отпускной цены предприятия в цену включаются НДС и другие косвенные налоги:

Ц опт = С+П+НДС,

где НДС - сумма налога на добавленную стоимость.

Пример: Себестоимость единицыпродукции - 800 руб. Планируемая

рентабельность продукции - 30% к себестоимости. Ставка НДС — 20%.

Определить оптовую цену изготовителя и отпускную цену предприятия.

Оптовая цена изготовителя составит:

Ц опт = 800 + 800 х 30: 100 = 1040 (руб.).

Отпускная цена предприятия равна:

Ц опт = 1040 + 1040 х 20: 100 = 1248 (руб.)[8].

При установлении отпускной цены помимо уровня затрат и желаемого уровня прибыли учитываются:

Качество продукции, ее конкурентоспособность;

Соотношение спроса и предложения на рынке данного продукта (если спрос в отдельных регионах превышает предложение, то продукция при неизменной себестоимости будет продаваться по различным ценам; чем выше спрос, тем больше возможностей для увеличения цен);

Эластичность спроса (определяются возможные объемы реализации при разных уровнях цен);

Среднеотраслевой уровень цен и уровень цен лидера в отрасли;

Цели, которые преследует предприятие при выработке ценовой политики (максимизация рентабельности продаж; увеличение доли рынка, занимаемой предприятием; стабилизация показателей деятельности.

При реализации продукции через оптовых посредников формируются оптовые цены закупки, включающие посреднические наценки (скидки):

Ц зак = Ц отп + Н снаб

где Ц зак -цена закупки; Ц отп - отпускная цена предприятия изготовителя; Н снаб - снабженческо-сбытовая надбавка[9].

При реализации продукции через предприятия розничной торговли формируется розничная цена, включающая розничную торговую наценку, которая по своему экономическому содержанию и структуре аналогична снабженческо-сбытовой наценке. В любом случае наценка - это цена услуг посреднической или торговой организации. Она может устанавливаться в виде надбавки или скидки. При установлении надбавки она устанавливается в процентном отношении к цене, по которой посредник приобрел продукцию.

В зависимости от распределения расходов на транспортировку, погрузку и разгрузку продукции между покупателем и продавцом различают структурно более полные и менее полные. Пример: в России в добывающих отраслях используются цены франко-станция отправления и франко-станция назначения. Последние включают расходы на доставку продукции на склад потребителя.

Описанный выше метод формирования цены, когда к полным издержкам прибавляется некая прибыль, определяемая через норму рентабельности, носит название метод полных издержек (full cost pricing, cost plus pricing). Формула для расчета по данному методу имеет вид:

Ц = C*(1+Nр),

где С- себестоимость продукции; Np - норма рентабельности.[10]

Норма рентабельности определяется исходя из внутренней рентабельности предприятия, среднеотраслевых норм, указаний вышестоящих организаций или регулирующих органов. Метод полных издержек повсеместно использовался в бывшем СССР всеми категориями предприятий, носил ярко выраженный затратный характер, так, как задачей руководства предприятия при формировании цены являлось максимальное увеличение плановых затрат.

В настоящее время применяется на рынках с несовершенной конкуренцией. К недостаткам данного метода относится то, что не учитывается поведение конкурентов, эластичность спроса. Разновидностью этого метода является определение цены на основе метода рентабельности инвестиций (return on investment pricing)[11]. Цена определяется по той же формуле, а норма рентабельности на основе стоимости заемных средств.ч

В условиях развитых рыночных отношений применяется метод определения цены на основе маркетинговых исследований - метод маркетинговых оценок (pricing based on market considerations)[12].

Данный метод основывается на изучении рынков сбыта, поведения

конкурентов, определении эластичности спроса в зависимости от изменения цены и он подразделяется на два подметода:

Метод сходной (подобной) цены - цена определяется в соответствии с ценами конкурентов на аналогичный товар;

Метод оценки реакции покупателя - продавец выясняет и устанавливает максимальную цену, по которой товар будет обязательно продан.

Часто возникают ситуации, когда необходимо определить цены на новые товары, которые не имеют полных аналогов на рынке. В этом случае рекомендуется использовать метод удельной цены.

Смысл данного метода состоит в определении базового показателя старого товара и сравнении его с подобным показателем нового товара. Формула для расчета по данному методу имеет вид:

где Ц н - новая цена; Ц б - базовая цена; П н - новый показатель;

П б - базовый показатель. Базовым показателем может быть любая качественная характеристика товара вес, мощность, скорость и т.п.[13]

Цены фиксируются в договорах купли-продажи (контрактах), в которых указываются:

предмет договора (количество и качество товара);

срок (период) поставки;

условия (базис) поставки товаров (обязанности продавца и покупателя, момент перехода права собственности);

порядок расчетов;

дополнительные (особые) условия;

расторжение (изменение) договора;

форс-мажор;

ответственность сторон.

В контрактах могут указываться как твердые цены, не изменяющиеся в течение срока договора, так и скользящие цены, которые могут пересматриваться при изменении согласованных элементов цен или конъюнктуры рынка. Последние применяются в долгосрочных контрактах.

Помимо цен на продукцию существуют цены, устанавливаемые на услуги. Они называются тарифами. Например: тарифы на грузовые перевозки, тарифы, услуги связи и т.д. Их уровень также оказывает большое влияние на показатели деятельности производственных предприятий, поскольку стоимость данных услуг составляет значительную часть себестоимости продукции. Цена является мощным стимулятором сбыта продукции.

Применяя систему разнообразных скидок, предприятие может добиваться значительного увеличения продаж. Это могут быть:

скидки за количество приобретаемых товаров;

сезонные скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки;

скидки для постоянных покупателей;

скидки за платежи наличными;

товарообменные зачеты, т. е. скидки с цены нового товара при условии сдачи старого;

скидки за сокращение сроков оплаты при продаже продукции на условиях коммерческого кредита. [14]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал