Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественная (социально-экономическая) эффективность проекта
Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов в бизнес-плане рекомендуется обязательно оценивать народно-хозяйственную эффективность. Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. «Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если «внешние» эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Базовые принципы и методические подходы к оценке общественной эффективности аналогичны коммерческой эффективности бизнес-проекта, отличие состоит в способе формирования чистого денежного потока и выборе нормы дисконта. При расчете показателей общественной эффективности: • в денежных потоках отражается (при наличии информации) стоимостная оценка последствий осуществления данного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах; • в составе оборотного капитала учитываются только запасы (материалы, незавершенная готовая продукция) и резервы денежных средств; • исключаются из притоков и оттоков денег по операционной и финансовой деятельности их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта (включая государство) другому; • производимая продукция (работы, услуги) и затрачиваемые ресурсы должны оцениваться в специальных экономических ценах. Экономические цены (теневые цены) — цены, в которых измеряется общественная значимость продукции, услуг, ресурсов и иностранной валюты. Определение экономических цен предполагает исключение из состава рыночных всех искажений свободного рынка (в частности, влияния монополистов, трансфертных платежей — налогов, субсидий, пошлин и т. д.) и добавление неучтенных в рыночных ценах внешних эффектов и общественных благ. Эти процедуры преобразования (исключения и добавления) обычно называются конверсией рыночных цен в экономические. До разработки обоснованной методики конверсии в условиях российской экономики рекомендуется в качестве приближения к экономическим ценам принимать модификацию рыночных цен — исключать из них акцизы, таможенные пошлины и сборы, но оставлять НДС и налог на ГСМ.
|