Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Доктор юридических наук
Наука гражданского (хозяйственного) права в СССР в 1929—1931 гг.1 I. В истории советской науки гражданского (хозяйственного) права переломному периоду от двадцатых к тридцатым годам принадлежит особая роль. Имеется в виду период между второй половиной 1929 г. и первым кварталом 1931 г. За этот короткий в историческом плане срок произошли события, существенно изменившие политическую и хозяйственную обстановку в стране. Важнейшие из них — ликвидация кулачества как класса на базе сплошной коллективизации, принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, коренные изменения в системе хозяйственного управления: реорганизация управления промышленностью по постановлению ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г., кредитная реформа и поправки к кредитной реформе 1930— 1931 гг., внедрение хозрасчета и проч. Перед наукой гражданского (хозяйственного) права указанный период поставил два главных вопроса. Один — о судьбе и перспективах частной собственности и базирующихся на частной собственности имущественных отношений в новых условиях «последнего этапа нэпа», другой — о принципах и порядке регулирования хозяйственных связей в пределах государственной социалистической собственности. Рассмотрим эти вопросы. II. На базе изданного в 1922 г. Гражданского кодекса РСФСР, освященного авторитетом Ленина, советское гражданское право неуклонно развивалось в социалистическом направлении, отвечающем коренным интересам рабочего класса и его союзника—трудового крестьянства. Все новеллы, внесенные в ГК в годы нэпа, и все нормативные положения принципиального характера, сформулированные Верховным судом РСФСР в данный период, отмечены печатью активного наступления на капиталистические элементы и пронизаны идеей консолидации позиций социалистического сектора. Соответственно этому претерпевали известные изменения и взгляды советских ученых-юристов. Существенный интерес представляет, в частности, эволюция взглядов крупнейшего представителя науки гражданского (хозяйственного) права периода построения социализма П. И. Стучки. После XIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.), установившего политику «продвижения к социализму на базе нэпа», для П. И. Стучки судьбы советского гражданского права и нэпа стали неразрывно связанными. «В своем ГК эту новую экономическую политику мы изложили на юридическом языке».2 «Советское гражданское право, точнее, советский кодекс гражданского права, является переложением в параграфе (статьи закона) экономической политики нашего переходного периода, точнее нэпа».3 Но в 1929 г. нэп явно начал изживать себя. Экономисты, заговорили о «последнем этапе нэпа». Не за горами брезжил окончательный, его закат. Естественно напрашивался вопрос: что будет тогда с гражданским (хозяйственным) правом? Из позиции, которую занимал П. И. Стучка, вытекала необходимость полного упразднения гражданского права. Та же перспектива рисовалась из другого тезиса ученого: «Социализм купли-продажи не признает, он признает только прямое снабжение».4 Из этого следовало, что ликвидация капиталистических, элементов в деревне, а затем в городе (т. е. упразднение, нэпа), означают не только начало периода, когда будет полностью устранена эксплуатация человека человеком, но одновременно и упразднение неразрывно связанных с нэпом и частной собственностью рыночных методов хозяйствования, а также гражданского права. В 1929—1930 гг. П. И. Стручка бичевал, «перегибщиков», пытавшихся отменить нэп в городе и упразднить ГК. Такие предложения, считал он, — вредны, противоречат линии партии. Нэп в городе не ликвидируется, в деревне же сохраняются в ограниченных рамках отношения простого товарного хозяйства (наряду, с появлением новых, социалистических). «Где мы стоим? — спрашивал П. И. Стучка в речи на Пленуме Верховного суда РСФСР в феврале 1930 г. — Разве мы дошли до того, чтобы отменить нэп? Что значит отменить нэп? Это, значит отменить весь гражданский оборот, все договоры».5 Поскольку же нэп не отменяется, сохраняется и гражданское право, хотя и в суженной сфере, сохраняется в той мере, в какой существуют еще частная собственность и «снабжение на почве, товарообмена».6 На такой «суженной» основе П. И. Стучка в сотрудничестве с Г. Н. Амфитеатровым разработал проект Основных начал гражданского законодательства СССР, изданный в июне 1931 г. Проект Основных начал, никогда не ставший законом, является важным документом для характеристики научной позиции П. И. Стучки в решающие 1929—1931 гг. Согласно ст. 1 проекта «советским гражданским законодательством регулируются имущественные отношения переходного к коммунизму периода на основе государственной социалистической и колхозно-кооперативной, собственности с допущением на этот период во все уменьшающемся размере права частной собственности и гражданского оборота». В соответствии со ст. 12 «на период допускаемого законом существования права частной собственности и гражданского оборота (ст. 1) за всеми гражданами признается гражданская правоспособность».7 Приведенные взгляды П. И. Стучки подверглись критике со всех сторон. Большинство членов правительственной Комиссии по разработке проекта Основ гражданского законодательства призвало, что нельзя ограничиваться регулированием имущественных отношений только одной части хозяйственного оборота страны, той именно, где допускается «существование права частной собственности» и «признается гражданская правоспособность». Основы должны регулировать хозяйственный оборот СССР в целом.8 Е. Б. Пашуканис в докладе на Первом съезде марксистов-госу-дарственников (январь 1931 г.) критиковал П. И. Стучку за признание в качестве непреложного принципа советского гражданского права и советской законности принципа эквивалента вообще.9 С этих позиций нельзя было обосновать мероприятия, связанные с ликвидацией кулачества как класса, мероприятия, включавшие в качестве обязательного элемента конфискацию имущества кулаков, т. е., безвозмездное внеэквивалентное отчуждение. Критические замечания Е. Б. Пашуканиса нельзя признать верными. Надо учитывать, что гражданское право вне эквивалентности вообще невозможно. Начало эквивалента—проявление стоимостных отношений, которые опосредуются гражданским правом. Поэтому, оставляя эквивалент в рамках данной отрасли, П. И. Стучка правильно считал его непременным принципом советского социалистического гражданского права. Взгляды П. И. Стучки 1929—1930 гг. были подвергнуты критике и с других позиций. Под сомнение было взято и отвергнуто его положение о том, что «социализм купли-продажи не признает, он признает только прямое снабжение». Было показано, что социализм вовсе не исключает купли-продажи в широком смысле слова, как системы имущественных отношений, хотя и базирующихся на социалистической собственности, но требующих для своего осуществления разнообразных институтов, созданных в процессе развития гражданского права. С другой стороны, и прямое снабжение, если рассматривать данное понятие как синоним планово-регулирующей деятельности социалистического государства в области снабжения и сбыта, включает в сферу своего действия и хозяйство, базирующееся на частной собственности.10 В итоге, с учетом всех действующих в социалистическом обществе закономерностей и всей совокупности регулируемых правом имущественных отношений, советское гражданское (хозяйственное) право должно рассматриваться как единое целое. Такой взгляд, естественно, делал излишним для рассматриваемого периода издание самостоятельных Основ (или Основных начал) гражданского законодательства СССР с той ограниченной сферой действия, как это мыслил П. И. Стучка.11 III. Наряду с перспективами частной собственности в условиях строящегося социализма, другой важнейшей темой, занимавшей умы советских цивилистов на переломе двадцатых и тридцатых годов, была проблема, которую в тот период называли «проблема гособорота». Суть дела здесь в следующем. Переход к новой экономической политике в 1921 г. означал легализацию «частника» в различных его формах: и в форме простого товарного хозяйства {продажа на рынке продукции единоличных крестьян, кустарная промышленность и проч.) и—в известных границах — в форме капиталистических предприятий (государственные концессии, сдача в аренду частнику государственных предприятий, частная оптовая торговли и т. п.). Гражданский кодекс создал возможность нормального функционирования «частника», предоставив к его услугам институты гражданского права («механизм громадного аппарата снабжения при условии наличия денег», по выражению П. И. Стучки, 12 «безликий инструментарий», по терминологии, предложенной В. Н. Шретером).13 В гражданский оборот были включены в качестве его равноправных участников и государственные предприятия, переведенные на хозрасчет. Предполагалось, что, будучи лучше технически оснащенными, располагая большими средствами и высококвалифицированными кадрами,.государственные предприятия побьют «частника» в.рыночной борьбе и решат в пользу социализма центральный вопрос политики и экономики переходного периода: вопрос «кто кого». При всем том оформление государственных предприятий как юридических лиц и предоставление им возможности действовать «на общем основании законов гражданских» (ст. 18 ГК 1922 г. и ст. 6 Декрета о трестах от 10 апреля 1923 г.) не означали, что Советское государство отказывается хотя бы в малейшей степени от своей конечной цели — построения коммунизма. В решениях XII съезда РКП (б) (1923 г.) на это было указано совершенно определенно.14 Законодательство и практика всего периода нэпа развивались в соответствии с директивами партии. В годы нэпа шел неуклонный процесс, укрепления социалистических командных высот. В представлении ученых-юристов и практиков-хозяйственников факт укрепления позиций социализма подтверждался не только данными государственной статистики, цифрами валовой продукции, торговых оборотов, капитальных вложений и т. п., но и усилением действенности актов планирования, заменою ими (актами планирования) традиционных институтов гражданского права. Катастрофически снижается роль биржевых сделок, разовых сделок купли-продажи, коммерческого кредитования, свертывается сеть разного рода частных «товариществ», становятся мертвой буквой посвященные им нормы ГК. Функции, выполнявшиеся по ГК сделками, переходят к таким новым, созданным практикой социалистического строительства рычагам и средствам, как контрольные цифры, промфинплан, наряд-заказ, фондирование, занаряживание, план завоза, предварительный заказ, титульный список, генеральный договор, совместная директива, решение собрания уполномоченных синдиката и т. п. На авансцену хозяйственной жизни выдвигается гособорот или, как назвал его в своем докладе на Совещании юрисконсультов государственной промышленности в 1928 г. Б. С. Мартынов, «обоюдный государственный оборот»15: основанные на актах государственного планирования и нацеленные на осуществление народнохозяйственных заданий связи нового типа, иногда договорные, иногда типа приказа-подчинения. Что означает этот процесс с точки зрения права? Каковы перспективы новых форм? Какие тенденции, какие закономерности он воплощают? В этих вопросах — суть проблемы гособорота. Было предложено три различных варианта ее решения. Автор первого из них — М. М. Агарков. Следуя общему мнению, он отметил, что основой взаимоотношений между советскими государственными предприятиями в условиях нэпа является ГК. Кодекс и гражданское право в целом имеют свой особый «дух». В чем он заключается? В «возможности строить хозяйственный учет деятельности отдельного субъекта, отдельных хозяйств, отдельных предприятий».16 Понимаемый таким образом дух гражданского права одинаков и на капиталистическом и на социалистическом хозрасчетном предприятиях. В советских условиях этот «дух» питается окружающей гособорот средой «частных хозяйств, крестьянских хозяйств и мелкой торговли».17 М. М. Агарков не отрицал, что в рамках гособорота зачастую совершаются действия, имеющие своим источником не гражданское право, а административные распоряжения. Но это — лишь исключение us общего правила, каковым остается гражданское право, причем «общее правило может применяться реже, чем исключения, но всегда, если отсутствуют исключения, применяется общее правило».18 Как представлялась М. М. Агаркову, учитывая рост элементов плановости в советском хозяйстве, перспектива на будущее? По его мнению, в качестве пожелания общего характера следует рекомендовать «применять просто ГК». Не исключается возможность некоторого смягчения излишней строгости его предписаний. Кроме того, считая М. М. Агарков, в ГК следует внести известный западным законодательствам принцип «доброй совести».19 Исходя из диаметрально противоположных посылок, практически к тому же выводу, что и М. М. Агарков, в конечном счете пришел В. Н. Шретер. С его точки зрения, «... у гражданского права нет никакого " духа".., это— безликий инструментарий».20 «Все зависит от того, кто пользуется этим инструментарием и в каких целях» сюда, указывал В. Н. Шретер, если инструментарий находится в руках социалистического государства, нет причин от него отказываться, поскольку доказаны его надежность, высокие технико-организационные качества. Заключительное звено аргументации В. Н. Шретера, следовательно, то же, что и у М. М. Агаркова: Гражданский кодекс (с теми или иными поправками) — лучшее средство налаживания связей в гособороте. Совершенно очевидно, что приведённые взгляды игнорировали принципиальное различие буржуазного и советского социалистического права, недооценивали классовую природу всякого права, подгоняли советское право под буржуазные образцы. Тем не менее известное рациональное зерно в рассмотренном варианте было. Оно заключалось в признании организационной ценности за юридическими формами, воплощенными в институтах гражданского права (субъект права, юридическое лицо, ответственность, договор, другие институты обязательственного права). Поскольку основой их выступает начало эквивалента, а это начало сохраняется в социалистическом, товарном хозяйстве, не приходится удивляться, что и при социализме, в рамках гособорота, применяются купля-продажа, заем и проч., т. е. вся гамма пресловутого «инструментария». Другой, вариант решения проблемы гособорота связан с именами Е. Б. Пашуканиса и А. В. Венедиктова. К 1929 г. относится исследование Е. Б. Пашуканиса «Экономика и правовое, регулирование».22 Автор высказал ряд соображений о воздействии государственного планирования на систему отношений между отдельными звеньями социалистического хозяйства, прямо затронув, таким образом, проблему гособорота. Ссылаясь на результаты анализа, проведенного А. В. Венедиктовым, он заявил, что «государственное регулирование характеризуется превалированием технико-организационных моментов существа над моментами формальными. Законодательные и административные акты, превращаясь в оперативные задания, сохраняют лишь очень слабую примесь элементов юридических,, т. е. формальных... Процесс свертывания правовой формы проходит ряд ступеней, в общем соответствующих исчезновению рыночных отношений».23 Здесь, с полной ясностью намечена дилемма: рынок (право) — план (свертывание правовой формы). Гособорот объявляется сферой борьбы этих элементов: неминуемая победа плана означает «свертывание правовой формы». Но справедливость требует указать на то, что даже в условиях 1929 г. — года крайне активного наступления плана, на рынок — Е. Б. Пашуканис предостерегал: «... Мы, однако, должны давать себе полный отчет в том, что пока остается в силе момент государственного принуждения, то до тех пор даже в сфере отношений, ничего общего не имеющих с рынком и оборотом, мы будем иметь, дело с юридическим регулированием. В связи с этим система отношений между государственными предприятиями характеризуется как публично-хозяйственное или административно-хозяйственное право».24 Что касается А. В. Венедиктова, то в его монографии «Правовая природа государственных предприятий» (1928 г.) содержится не только известная характеристика «вертикальных» отношений (трест — ВСНХ) как «организационно-технических» (уже не правовых), а «горизонтальных отношений» (трест — трест) как гражданско-правовых, но и одновременно обосновывается перспектива постепенного исчезновения вторых за счет первых. Движение в этом направлении, считал А. В. Венедиктов — прямой результат успехов социалистического планирования.25 Известно, что. подобная перспектива была отвергнута жизнью. Уже к началу 1931 г. стала очевидной ошибочность и проектируемых темпов роста оперативности государственного планирования и недооценки роли права в обеспечении нормального хода народнохозяйственных процессов.26 Нельзя не отметить, однако, что при общей неприемлемости второго варианта в нем также содержится положительный момент. Он заключается в показе исключительной сложности проблемы гособорота, в доказательстве наличия в гособороте разнородных элементов, некоторые из которых несводимы к гражданско-правовым, как бы широко ни трактовать это понятие. Отсюда — ряд оригинальных конструкций, объединяемых в рамках «третьего варианта». Здесь нам придется остановиться на взглядах С. И. Аскназия и вновь вернуться к взглядам П. И. Стучки. С. И. Аскназий еще в 1927 г. нашел в гособороте явление нового порядка: регулируемое правоотношение. Его сущность заключается в том, что содержание связей между хозяйственными единицами определяется не автономией непосредственных участников отношений, а различными формами обязательных предписаний, исходящими от особых органов. Обязательные предписания — это акты планирования, имеющие административно-правовую природу. Чем более укрепляются начала планирования в народном хозяйстве СССР, тем шире становится сфера применения регулируемых правоотношений и сужается сфера автономии.27 Мысль о двух сферах регулирования и соответственно двух отраслях права четко сформулировал П. И. Стучка. Он сделал это в «Тезисах», одобренных Секцией права и государства Коммунистической Академии, и в докладе, представленном VI съезду деятелей советской юстиции в 1929 г. на тему «Гражданское право и практика его применения». Вот решающее, относящееся к нашему вопросу, место «Тезисов»: «Регулирование взаимоотношений госпредприятий в порядке подчинения и плановости постепенно уходит из-под действия ГК, а поскольку эти взаимоотношения еще осуществляются в формах гражданского права (договор, сделки и т. д.), споры по ним подчинены особым учреждениям — АК и ВАК — где на самом суде или после суда применяются мотивы целесообразности в гораздо большей степени, чем на суде. Само применение норм ГК часто уже спорно, но тут намечается пока новый отдел права — хозяйственно-административные нормы».28 Современники поняли мысль П. И. Стучки об особых «хозяйственно-административных нормах» как призыв уделять больше внимания специфическим формам отношений и новым институтам, регулирующим движение государственной социалистической собственности. К» времени выступления П. И. Стучки со своими тезисами идеи о государственной социалистической собственности как основе советского общественного строя и о «единстве государственного хозяйства» (или иначе — «единстве фонда государственной собственности») уже был» взяты на вооружение не только в советской общеполитической и социально-экономической, но и в специальной юридической литературе.. Считались доказанными и существование особых юридических конструкций в сфере гособорота, а также возможность (или целесообразность) их самостоятельного научного рассмотрения.29 На Совещании юрисконсультов государственной промышленности в 1928 году, т. е. непосредственно в преддверии рассматриваемого периода, говорили о «двух правовых системах», о необходимости «создания особой правовой системы для гособорота», о том, что «развитие идет вне ГК» и что «правовой режим, регулирующий отношения между государственными трестами, должен быть совершенно другой, чем режим, который регулирует имущественные отношения частных предприятий», о том, что арбитражные комиссии являются «лабораториями, где создается новое право», и т. д. В Резолюции, принятой Совещанием, отмечалось, что «не все отношения гособорота, как по объему, так и по содержанию охватываются гражданскими законами: (гражданским правом)».30 Но одновременно с указанной тенденцией (две системы) действовали и другие факторы прямо противоположного характера: действовали в направлении не расчленения прежде единого гражданского (или хозяйственного)31 права, а наоборот, понимания его как единой отрасли и, соответственно, сохранения единства изучающей эту отрасль науки. Нужно указать на два таких, наиболее существенных фактора. Во-первых, успехи социалистического планирования. Они не только породили особые явления по линии гособорота, но имели и противоположное действие. Факт, что на переломе двадцатых — тридцатых годов в сферу государственного планирования оказалось вовлеченным все народное хозяйство в целом, включая необобществленный сектор. В результате область общественных отношений вне «плановости и подчинения» оказалась столь обуженной (обедненной), что сохранять ее как самостоятельный предмет правового регулирования наряду с oгромным материалом «права социалистического сектора» представлялось с научной точки зрения неоправданным. Другой фактор — обоснованные возражения против некоторых мыслей П. И. Стучки в пользу двух отраслей права. Имеются в виду положения о том, что в гособороте особую роль играют «мотивы целесообразности», но не права, 32 о том, что «советские правовые отношения переходного периода» обречены «на постепенное отмирание»33 и т. п. В 1931 т., когда идеи хозрасчета, контроля рублем, договорной дисциплины, советской торговли и т. п. были подняты в ряде документов партии и правительства на новую высоту, притом не только в применении к тому или иному сектору народного хозяйства (только частному или только обобществленному), но и к социалистическому хозяйству в целом, когда советская наука права активизировала разработку проблем, вытекающих из этих идей, теория двухсекторного права, по которой в одном секторе право уже почти «не право», а в другом «оно отмирает» и «свертывается» и т. д., естественно, не встретила поддержки. Не приходится удивляться поэтому, что вся первая половина тридцатых годов прошла под знаком единого хозяйственного права. Плодом коллективной работы юристов, объединившихся на платформе, получившей наименование «концепции хозяйственного права», явились «Курс советского хозяйственного права» (т. Г, 1935 г., т. 2, 1935 г.)34 и многочисленные монографические разработки отдельных институтов.35 Рекомендована сектором хозяйственного права и проблем управления промышленностью ИГ ПАН СССР
1 Настоящая статья — третья из серии подготавливаемых автором статей по истории науки гражданского и хозяйственного права в СССР (см.: Становление науки гражданского права в СССР (1917—1920 гг.). — «Правоведение», 1974, № 3; Наука гражданского и хозяйственного права в СССР в двадцатые годы. — В кн.: Проблемы государства и права, вып. 12. М., 1976). 2 Стучка П. И. Курс гражданского права, т; 1, изд. 2-е. М:, 1931, с. 209. 3 Там же, с. 9. 4 Стучка П. И. Доклад о практике применения ГК.—«Еженедельник советской юстиции», 1929, № 9—10; см. также:, Стучка П.И. 1) Гражданское право и практика его применения. М., 1929, с. 5; 2) Обзор литературы по гражданскому праву. — «Революция права», 1929, № 1, с. 149, 154 и др. 5 Речь Председателя Верховного суда РСФСР т. Стучки на Пленуме Верховного Суда РСФСР. — «Еженедельник советской юстиции», 1930, № 7—8, с. 7. 6 Стучка П. И. Революция и революционная законность. — «Советское государство и революция права», 1930, № 3, с. 20. 7 Основные начала гражданского законодательства Союза ССР, Проект под редакцией и с предисловием П. И. Стучки. М., 1931. 8 См.: Амфитеатров Г. Н. Основные начала гражданского законодательства и борьба за марксистскую идеологию. — «Советское государство и революция права», 1930, № 4, с. 75. 9 См.: Пашуканис Е. Б. Основные проблемы марксистской теории права государства. — «Советское государство и революция права», 1931, № 3, с. 33—34. 10 Ту же мысль мы находим и у П. И. Стучки (см.: Стучка П. И. Обзор литературы по гражданскому праву. — «Революция права», 1929, № 1, с. 151). 11 См.: Гинцбург Л., Костельцев А., Хитев В. Сборник материалов по хозяйственно-административному праву. М, 1931, с. 10; ср.: Иоффе О. С. Развитие цивилистической мысли в СССР, ч. 1. Л., 1975, с. 54—56. 12 Стучка П. И. Вопросы гражданского права на XI съезде. — «Еженедельник советской юстиции», 1929, № 6, с. 121. 13 Шретер В. Н. Гражданский кодекс и государственный оборот. — В кн.: Вопросы промышленного права. М., 1928, с. 66. 14 См.: Резолюция XII съезда РКП(б) о промышленности. — В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 2. Изд. 8-е. М., 1970, с. 415. 15 М а р т ы н о в Б. С. Гражданский кодекс и государственный оборот. — В кн.: Вопросы промышленного права, с. 50. 16 Вопросы промышленного права, с. 74. 17 Там же, с. 75. 18 Там же, с. 76. 19 Там же, с. 75—76. 20 Там же, с. 66; ср.: Шретер В. Н. Планирование гособорота и Гражданский кодекс. — «Вестник Верховного Суда СССР», 1927, № 3/6, с. 22. 21 Шретер В. Н. Советское хозяйственное право. М., 1928, с. 34. 22 «Революция права», 1929, № 4 и 5. 23 «Революция права», 1929, № 5, с. 34. 24 Там же, с. 35—36. 25 См.: Венедиктов, А. В. Правовая природа государственных предприятий. Л., 1928, с. 115. — Тот же круг идей с прямой ссылкой на А. В. Венедиктова см.: Гинцбург Л. Я. Программа по хозяйственно-административному праву. М., 1929, с. 7 и сл.: Яичков К. К. К вопросу о хозяйственно-административном праве.—«Известия правового факультета Азербайджанского университета», вып. 5—6. Баку, 1929, с. 119, 123; Братусь С. Н. К проблеме хозяйственно-административного права.— «Советское государство и революция права», 1930, № 11/12, с. 148, 153 и др. 26 Е. Б. Пашуканис в докладах, сделанных им в ноябре 1930 г. и в январе 1931 г., дал критику своих ошибочных взглядов о «свертывании правовой формы» (доклады опубликованы в журнале «Советское государство и революция права», 1930, № 11/12 и 1931, № 3). А. В. Венедиктов представил развернутую критику организационно-технических отношений в 1935 г. (статья «Хозрасчет цеха и бригады». — В кн.: Социалистическая промышленность и право. Л., 1931, с. 111—112) и в 1948 (монография «Государственная социалистическая собственность». М—Л., 1948, с. 616—617). Но есть серьезные основания полагать, что такая критика имела место уже в 1930 г. Упоминание о самокритичном докладе 1930 г. А. В. Венедиктова содержится в статье С. Либермана «Последний этап нэпа и хозяйственное право» («Проблемы марксизма», 1931, № 5—6, с. 49). 27 См.: Аскназий С. И., Мартынов Б. С. 1) Гражданское право и регулируемое хозяйство. Л., 1927; 2) Правовые формы планирования промышленности в СССР. — В кн.: Очерки промышленного права. Под ред. В. Н. Манцева, А. А. Швернева. М., 1929. 28 Стучка П. И..Гражданское право и практика его применения. Тезисы, одобренные Секцией права и государства Коммунистической Академии. М., 1929, с. 10.— Подчеркнем, что П. И. Стучка говорит в данном случае о хозяйственно-административном праве. Что касается хозяйственного права, то в 1927 г. он писал: «гражданское или по-нашему хозяйственное право», т. е. подобно подавляющему большинству цивилистов того времени ставил знак равенства между тем и другим. Он неоднократно объяснял, что назвал свой основной труд курсом гражданского права только исходя из исторической традиции. Нам представляется, что известное значение имело и желание противопоставить свою позицию взглядам своего постоянного оппонента А. Г. Гойхбарга, который назвал книгу, посвященную Гражданскому кодексу, «Хозяйственное право» (1923) (подробнее см.: Гинцбург Л. Я. Наука гражданского и хозяйственного права в СССР в двадцатые годы). Современная терминология — иная. Гражданское и хозяйственное право считаются двумя различными отраслями; наука гражданского и наука хозяйственного права — двумя различными дисциплинами. 29 См.: Лебедев П. А. Гражданский кодекс и государственное хозяйство.— «Вестник Верховного Суда СССР», 1927, № 2(5). 30 Вопросы промышленного права, с. 69, 77, 79, 80, 90, 91, 102 и др. 31 См.: Стучка П. И. Курс..., т. 1, с. 42. 32 С т у ч к а П. И. Гражданское право и практика его применения, с. 10. 33 Там же, с. 9. 34 См.: Курс советского хозяйственного права, т. 1. Под ред. Л. Гинцбурга, Е. Пашуканиса. М., 1935; т. 2. Под ред. М. Доценко. М., 1935. 35 Концепции хозяйственного права мы посвящаем отдельную, следующую статью.
|