Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стили поведения менеджера в условиях межличностного конфликта: игнорирование, приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс.
Существуют следующие пять типовых стилей поведения человека в конфликте: 1) Соперничество как стремление добиться удовлетворения своих личных интересов в ущерб другому. 2) Приспособление, означающее принесение в жертву своих интересов ради поддержания добрых отношений и спокойствия. 3) Компромисс как достижение соглашения путем взаимных и примерно равных уступок. 4) Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов партнера, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5) Сотрудничество, когда участники конфликта приходят совместно к решению противоречия, которое удовлетворяет обе стороны.
Существуют рекомендации по целесообразному использованию того или иного способа разрешения конфликта в зависимости от конкретной ситуации. Соперничество уместно тогда, когда: - исход конфликта очень важен для Вас, и Вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы; - Вы обладаете достаточным авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое Вами решение наилучшее; - необходимо быстро принять решение, и Вы имеете достаточно власти для этого; - Вы находитесь в критической ситуации, которая требует немедленного реагирования; - если необходимо навести порядок ради всеобщего благополучия. Избегание рекомендуется применять тогда, когда: - напряженность слишком велика и Вы ощущаете необходимость ослабить ее интенсивность; - Вам нужно выиграть время для того, чтобы получить дополнительную информацию или заручиться поддержкой; - исход для Вас не очень важен, предмет конфликта не имеет отношения к основным Вашим целям и интересам; - необходимо время для того, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для хладнокровной, взвешенной оценки ситуации. Компромисс следует выбирать, если: - необходимо принять срочное решение, но Вы испытываете острый дефицит времени и информации; - Вас может устроить временное решение; - другие пути решения проблемы оказались неэффективными; - с обеих сторон приводятся убедительные доводы в пользу взаимоисключающих позиций; - решение не имеет для Вас принципиального значения, и Вы можете без существенных потерь пересмотреть первоначальные цели; - компромисс позволит Вам сохранить хорошие взаимоотношения, и Вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все. Стратегия компромисса характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность одной стороны к компромиссу в конфликтных ситуациях высоко ценится оппонентом, так как уменьшает недоброжелательность в отношениях и позволяет относительно быстро преодолеть конфликт. Но через какое-то время достаточно часто проявляются дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатым» решением. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, ибо породившая его проблема была решена не до конца. Приспособление имеет «право на жизнь», если: - Вас не интересует и не волнует случившееся; - Вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другой стороной; - конфликт сам разрешится именно за счет того, что стороны продолжают поддерживать дружеские отношения; - конфронтация по поводу незначительных разногласий вносит чрезмерный стресс во взаимоотношения сторон; - Вы понимаете, что итог конфликта намного важнее для другого человека, чем для Вас. Таким образом, приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Сотрудничество возможно, когда: - Ваши и их предложения чрезвычайно важны и не допускают компромисса; - вовлеченные в конфликт стороны обладают равными властными полномочиями или ориентированы на равных искать решение конфликтной ситуации; - у Вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; - абсолютно необходимо сближение мнений сторон, имеющих различные подходы к решению проблемы; - Вы и другая сторона способны выслушать друг друга и вместе потрудиться над решением конфликта. Тот, кто опирается при разрешении конфликта на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». Менеджер должен считать стратегию сотрудничества основной, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным, конструктивным.
|