![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации к изучению основных разделов курса 1 страница
тема 1. Менеджмент как наука, искусство, вид деятельности и система управления.
1.1. Предмет и содержание науки менеджмента, ее актуальность для российской рыночной экономики. 1.2. Менеджмент как вид деятельности по выработке и реализации стратегии развития бизнеса. 1.3. Система управления бизнесом, ее место среди других систем. 1.4. Принципы системного и ситуационных подходов к управлению. 1.5. Эффект системности 1.6. Методологические основы менеджмента.
Менеджмент – это воздействие субъекта управления на его объект, это подготовка, принятие и реализация решений руководителя организации во всех областях деятельности организации. Эти решения действуют с помощью мотивации и профессионализма других людей и направлены на достижение главной производственной цели. Цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, развития технико-технологической базы предприятия, а также эффективного использования кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Менеджмент как деятельность состоит из функций. Функции управления – это определенный вид постоянно повторяющихся работ, характеризующих одну из сторон управления. Их возникновение явилось следствием разделения управленческого труда из -за постоянно возрастающей сложности управления объектами. Существует четыре основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Планирование – это процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени, исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана. Только благодаря наличию процесса планирования спонтанная (стихийная) импровизация управления превращается в научный менеджмент. Во временном горизонте планирование обслуживает стратегическое и текущее управление, поэтому на каждой стадии имеет соответствующее название. Под стратегией управления подразумевают политику поведения организации, повышающую конкурентный статус организации, направленную на решение крупной, жизненно важной задачи её деятельности, с учетом факторов внешней среды и внутреннего потенциала организации в соответствии с принятой миссией. Организация – это специфический вид деятельности менеджера по ресурсному обеспечению и координации функционирования внутрипроизводственных подразделений фирмы для решения стоящих перед ней задач. Мотивация – это такое регулирование побудительных стимулов человека, при котором у него возникает желание работать так, чтобы содействовать достижению целей организации наилучшим образом. Контроль – это соизмерение фактических результатов показателей различных направлений хозяйственной деятельности с их запланированными уровнями. Системный подход к управлению предполагает, что система –это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счет обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом. Основные принципы системности: 1) целостность свойств системы; 2) структурность; 3) взаимосвязанность структуры и среды; 4) иерархичность; 5) множественность описания каждой подсистемы; 6) суммирование составляющих её элементов, обеспечивающее синергический эффект Ситуационный подход к управлению основан на идее, что организационные стороны и процессы управления внутри организации не могут быть одинаково годными на все случаи жизни. Они должны строиться в зависимости от состояния и тенденций развития окружающей среды. Процессный подход к управлению предполагает восприятие управления как деятельности менеджера, состоящей из совокупности его действий и процессов по выполнению управленческих функций. Эти процессы определяются временными и пространственными параметрами и схемами ответственности и взаимодействия с другими управленческими и производственными структурами.
Ссылки на основные литературные источники: 1. Анурина Т.М. Легостаева, Плахова. Основы менеджмента. М., 2009. –с.78 – 106. У921.21/О753 2. Василенко Ж. А. Менеджмент: Краткий курс. За три дня до экзамена - М., 2010. – с.6-9. У 291.21 В19 3. ГрибовВ.Д. Менеджмент - М., 2009. –с. 7. 65.291.21/Г823 4. Жуликов П.П. Основы менеджмента. М., 2008. –с. 36- 55. У291.21/Ж873 5. Иванова И.А. Менеджмент – М., 2011. – с. 3-10, 67-69. У 291.21 И209 6. КазначевскаяГ.Б. Менеджмент – М., 2008. – с.37-41. У291.21/К148 7. Комаров Е. И. Общий менеджмент – М., 2010. – с. 6-7. У 291.21 К63 8. Королев В.И. Основы менеджмента – М., 2010. – с.15-24.У 291.21 О-753 9. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента – М., 2011. – с. 28-32. У291.21/Л249 10. Переверзев М.П. Менеджмент. М., 2008. –с. 12 – 39. У291.21/П27
Ссылки на вспомогательные литературные источники:
1. Бык Ф.Л., Китушин В.Г. Концептуальная модель развития и задачи менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2008 № 6 с.3-7. 2. Губарев В.В. Перспективные подходы в менеджменте// Менеджмент в России и за рубежом. 2009 № 3 с.3-16. 3. Максименко А.А. Основы аксиологической концепции менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 3 с.3-18 4. Маслов В.И. Концептуальные установки менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2007 № 1 с.3-8. 5. Тухватулина Л.Р. Российский миф о современном менеджменте// Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 1 с.3-12. 6. Усольцев Е.Г. Об аксиоматической базе обобщенной модели менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2009 № 1 с.3-9.
ТЕМА 2. Эволюция менеджмента. 2.1 Объективные основы возникновения менеджмента. Последний как инструмент религиозной и коммерческой деятельности. 2.2 Первые формальные системы организаций. 2.3 Основные вехи развития управления. 2.4 Отличительные признаки управления при централизованной плановой и рыночной системах управления производством. 2.5 Проблемы управления российской экономикой на макро и микро уровнях. 2.6 Школы менеджмента: «научного управления», «классическая школа», «администрирования», «человеческих отношений», «эмпирическая», «социальных систем». 2.7 Концепция рационального и стратегического управления в странах Европы, США, Японии. 2.8 Особенности подготовки менеджеров в странах Европы, Азии, США.
Целью изучения разных школ менеджмента является понимание того, как они развивались и какой вклад внесли в современный менеджмент. Существует следующий состав базовых школ менеджмента с их принципами. Основные принципы классической школы: 1) Разделение труда как специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы. 2) Единоначалие, когда работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. 3)Единство руководства, когда каждая совокупность видов деятельности, преследующая одну и ту же цель, должна иметь одного руководителя и один план. 4) Подчинение индивидуальных интересов общим, при чем интересы работника или группы работников не должны преобладать над интересами предприятия в целом. Основные принципы школы человеческих отношений: 1) затраты физических и умственных усилий на работе столь же естественны, как в игре или на отдыхе; 2) внешний контроль и угроза наказания не является единственным средством принудить к деятельности, необходимой для достижения целей организации; 3) приверженность целям достигается главным образом при помощи поощрения, связанным с их достижением. Основные принципы школы социальных систем: 1) человек, осуществляя свою деятельность в организации, является социально ориентированным существом, соблюдающим комплекс потребностей; 2) деятельность организации представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных отношений, где человек является одним из центральных звеньев; 3) индивид, организация и общество имеют потребности, которые не совпадают между собой.
Ссылки на основные литературные источники: 1. Василенко Ж. А. Менеджмент: Краткий курс. За три дня до экзамена - Ростов-на-Дону, 2010. –с.10-27. У 291.21 В19 2. Глухов В.В. Менеджмент. СПб. 2009. – с. 6 – 46. У291.21/Г554 3. Жуликов П. П. Основы менеджмента. М., 2008. –с. 17-34.У291.21/Ж873 4. Кантор В.Е. Менеджмент. М., 2009. – с.26-36. 65.291.21.я 73 к198 5. Королев В.И. Основы менеджмента - М, 2010. – с.33-59. У 291.21 О-753 6. Масленникова Н. П. Менеджмент в инновационной сфере-М., 2006.с. 18 -34. У92(Рос)21/М315 7. Николаева Т. И. Менеджмент в торговле. М., 2006. – с. 39 – 56. У42/Н632 8. Руденко А. М. Менеджмент для студентов вузов - Ростов-на-Дону, 2010. с. 4-7. У 291.21 Р83 9. Тебекин Н.В. Менеджмент организации - М., 2008. –с. 353 – 375. У291.21/Т291.
Ссылки на вспомогательные литературные источники: 1. Бык Ф. Л. Понятийные аспекты новой парадигмы управления// Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 5. С.3–6. 2. Решетникова К.В. Концепция управления Кароля Адамецки// Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 2 с.137-143 3. Толкачева Е.В. Эволюция систем управления в контексте организационного развития бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 1. С.21 – 23. 4. Фирсанова О.В., Чупахина Ж. Н. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы её осуществления // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 2. С.7 – 11. 5. Хохлова Т. П. Ф. Тейлор и Г. Гантт: две даты – одна судьба// Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 3 с.111-116 6. Черепанова Н.В. Этическое основание российского менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 6 с.3-11
ТЕМА 3. Стратегический менеджмент.
3.1. Стратегия и ее элементы 3.2. Виды стратегий развития организации 3.3. Стадии стратегического планирования и их значение 3.4. Требование к постановке целей, оценке текущего состояния, выбору стратегии и составлению рабочего стратегического плана. 3.5. Мониторинг и непрерывная корректировка стратегического плана.
Целью стратегического менеджмента является использование набора правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей успешной деятельности для её органичного, последовательного приспособления к изменяющимся требованиям внешней конкурентной среды. СТРАТЕГИЯ разрабатывается на основе анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможности и препятствий для ее развития (SWOT - анализа).
Стратегический процесс включает: 1. Стратегическое планирование, которое состоит из определения миссии, постановки целей развития, формулировки стратегии на основе анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению и развитию конкурентных преимуществ. 2. Стратегическую организацию, которая определяется внутренними прогрессивными структурными образованиями и организационными отношениями, которые обеспечивают достижение стратегических целей. 3. Стратегический анализ и контроль – это процесс мониторирования и оценки хода реализации стратегии, а также управления изменениями в тех случаях, когда текущие стратегические действия не отвечают требованиям целей, поставленных фирмой. В состав ЭТАЛОННЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ входят стратегии роста, поддержания, ухода и комбинированная стратегия. 1. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня показателей краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. 2. Стратегия поддержания направлена на сохранение стабильности, достигаемой за счет улучшения качества, сервиса и цены товаров, необходимой для удержания своих позиций на рынке. 3. Стратегия ухода ориентирована на постепенное сокращение объемов производства, продаж, доли рынка. Очевидно, что она может быть использована с успехом только в стагнирующих и отсталых отраслях. 4. Комбинированная стратегия представляет собой сочетание трех предыдущих стратегий и обычно используется диверсифицированными фирмами.
Ссылки на основные литературные источники: 1. Веснин В.Р. Менеджмент. М., 2006. –с. 308-321. У 291.21/В385 2. Глухов В. В. Менеджмент. СПб., 2007. – с. 71 – 88. У291.21/Г554 3. Грибов В. Д. Менеджмент. М., 2008. – с. 104 – 115. У 291.21/Г823 4. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент. М., 2006. –с.6-38. У291.21/М268 5. Мескон Майкл Х. Основы менеджмента. М., 2008 –. с. 258 – 288. У291.21/М53 6. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле. М., 2006. –с.223 – 264. У42\Н632 7. Парахина В. Н. Стратегический менеджмент. М., 2008. –с. 11 – 89. У 291.21 /П-18 8. Стерлигова А. Н. Операционный (производственный) менеджмент - М, 2011. –с.145, 149. У 291.21 С797
Ссылки на вспомогательные литературные источники: 1. Михайлов В.А. Разработка модульного подхода к стратегическому планированию в промышленных корпорациях // Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 5 с.20-31 2. Захарова А.А. Комплекс нечётких моделей принятия решений о стратегии инновационного развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 4 с.48-53 3. Жемчугов А.М. Цель предприятия и стратегия ее достижения// Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 3 с.25-33 4. Пустыльник П.Н. Развитие промышленности: прогноз на основе логико-вероятностной модели // Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 2 с.32-40 5. Сапожникова Е.Ю. Стратегия и тактика: критерии отличия// Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 4 с.136-141 6. Васкоселлос-и-Са Жоржи, Олао Фатима. От левита к эпохе глобализации: еще раз о том, как определить миссию компании// Менеджмент сегодня 2011 № 2 с.112-125. 7. Пантина А.А. Взгляд на клиентоориентированность как на основу стратегии современной организации //Менеджмент сегодня 2011 № 3 с.140-144. 8. Максименко А.А. Миссия как конкурентное преимущество в нестабильной рыночной среде // Менеджмент сегодня 2010 № 2 с.74-82.
ТЕМА 4. Инфраструктура менеджмента. 4.1. Понятие и функции инфраструктуры менеджмента и тенденции ее развития. 4.2. Состав компонентов инфраструктуры. 4.3. Использование информационных технологий в развитии инфра-структуры менеджмента. 4.4. Виды консалтинговых фирм. 4.5. Преимущества и недостатки использования зарубежных консультантов в России. 4.6. Формы российских консалтинговых услуг. 4.7. Организационно-техническое обеспечение менеджмента.
Цель инфраструктуры менеджмента - обеспечение условий материальных и социальных предпосылок для создания и поддержания управления организацией. Для этого нужны субъект управления, объект управления, каналы управления, власть и другие рычаги воздействия, компетенция управленцев, авторитет руководителя. Инфраструктура (от лат infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
В состав инфраструктуры менеджмента (структуры системы менеджмента) входят 4 подсистемы, включающие свои элементы: 1) целевая: - повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; - ресурсосбережение; - расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке; - организационно-техническое развитие производства; - социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды; 2) обеспечивающая: - методическое обеспечение; - ресурсное обеспечение; - информационное обеспечение; - правовое обеспечение; - стратегический маркетинг; 3) управляемая: - НИОКР; - организационно-технологическая подготовка производства; - производство; - тактический маркетинг; - сервис выпущенных товаров; - управление персоналом; 4) управляющая: - разработка управленческого решения; - оперативное управление реализацией решений. Инфраструктурное обеспечение могут осуществлять консалтинговые фирмы. Единой классификации их не существует, но ряд авторов выделяет их следующие виды: 1) Крупнейшие международные фирмы «большой четверки» с большой филиальной сетью по всему миру, консультирующие крупные фирмы и правительства; 2) «фабрики мысли»; 3) Предметно-ориентированные фирмы по определенным направлениям (аудит, 1Т – консалтинг, управленческий консалтинг и т. п.); 4) Фирмы, ориентированные на определенную отрасль, (машиностроение, связь и т. п.); 5) Небольшие фирмы, состоящие из одного или нескольких консультантов, которые совмещают оказание консультационных услуг с преподаванием в ВУЗе и т. п. Виды консалтинговых услуг по их характеру: 1) Бухгалтерские консалтинговые услуги, которые обеспечивают: - информационно – консультационную поддержку деятельности бухгалтерии; - внешний и внутренний финансово-экономический анализ деятельности организации; - оптимизацию документооборота консалтинговые услуги, которые позволяют: - осуществлять деятельность компании с учетом требований законодательства о налогах и сборах; - предотвращать или своевременно устранять нарушения, связанные с неправильным исчислением или несвоевременной уплатой налогов; 3) Юридические консалтинговые услуги, позволяющие решить текущие проблемы и избежать появление новых. В условиях часто меняющегося российского законодательства постоянный контроль и своевременная реакция на правовые изменения позволяют не только сберегать средства, но и правильно строить дальнейшую стратегию развития организации; Управленческие консалтинговые услуги, помогающие выявлять слабые стороны ведения бизнеса, своевременно корректировать курс развития и направлять работу компании в правильное русло. Ссылки на основные литературные источники: 1. Грибов. В.Д. Менеджмент – М., 2009. – с.29-32. 65.291.21 я 723 Г823 2. Дорофеев Л.И. Менеджмент. М., 2008. –с. 70 – 76.У 291.21/Д694 3. Королев В.И. Основы менеджмента - М, 2010. –с. 508-512. У 291.21 О-753. 4. Коротков Э. М. Менеджмент – М., 2010. – с.58-59 У 291.21 К687 5. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Основы менеджмента - М., 2007. – с. 444 – 448. У 291.21/К 76 6. Кусков А.Н. Менеджмент – М., 2005. – с. 34-47. У291.21/К943 7. Николаева. Ю.Р. Управление интеллектуальным капиталом предприятия – М., 2011. – с. 107-137. 65.291.21 3407801 Н 632
Ссылки на вспомогательные литературные источники: 1. Брилёнок А.А. Инфраструктура и производственная среда// Методы менеджмента качества 2010 № 11 с.22-28. 2. Ильина О.Н. Методологическое обеспечение управления проектами, программами и портфелями проектов в организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 1 с.19-24 3. Кирикова О.А. Актуальные проблемы управления ведомственной инфраструктурой. // Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 4 с.29-34 4. Султанова А.Г. Реинжиниринг системы управления имущественным комплексом // Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 6 с.142-144
Тема 5. Интеграционные процессы в менеджменте. 5.1. Предпосылки и факторы интеграционных процессов. 5.2. Стратегическая ценность связей производственных и сервисных предприятий. 5.3. Сущность комплексного использования ресурсов и актуальность проблемы качества продукции. 5.4. Менеджмент качества и защиты окружающей среды на современном этапе эволюции социального управления, его принципы. 5.5. Области интеграционных процессов и виды интеграционных образований. 5.6. Маркетинг как интегрирующая функция менеджмента, 5.7. Виды производственной интеграции: холдинги, финансово - промышленные группы, бизнес - инкубаторы.
Цельюзанятия является изучение объектов и факторов успешной интеграции, процесса сближения и связи наук и процессов. Интеграция процессов всегда взаимосвязана с их дифференциацией. Интеграция (лат. integratio – восстановление, восполнение, от integrum – целый) – понятие, означающее состояние связанности отдельных и дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Объектами интеграции в управлении могут быть цели, сами организации (формирование альянсов, слияния и поглощения) и их подразделения, виды деятельности, функции (в том числе на рабочих местах для обогащения труда и работы в команде), процессы управления и производственные процессы, весь жизненный цикл продукции. Факторами интеграции выступают новые технологии и необходимость их освоения, проникновение на рынки других стран и регионов, повышение уровня качества рабочей силы, возникновение таких новых форм организаций таких, как сетевые, виртуальные. Общий фактор – борьба за выживание и процветание, достижение высоких результатов. Основаниями для интеграции структурных элементов организаций служат единство объекта управления (например, централизация службы управления персоналом), единство продукта (создание продуктовой структуры), поддержание конкурентоспособности и проблема выживания в новых условиях (национальные и международные альянсы). Культурологический аспект интеграции или интегрированные процессы через призму организационной культуры определяются следующим образом: «Построение эффективной организации, в конечном итоге, сводится к соединению различных субкультур, путем разработки общих целей, общего языка и общих процедур принятия решений». Факторами, интегрирующими коллектив, являются единство целей, определяемое разделяемой всеми миссией, видение будущего; взаимопонимание, основанное на самопознании менеджера и знаний о системах взаимодействия, доверие, основанное на честном и открытом общении и личном примере этичного поведения менеджера. Виды производственной интеграции: Холдинг (от англ. holding – владение) корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью акций, которыми она владеет. Холдинг в большинстве случаев имеет решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций или для ускорения процесса диверсификации. Холдинг, который не занимается конкретной производственной деятельностью, называется чистый холдинг. Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции. Наиболее важным видом финансово-промышленной группы является концерн как объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством. Бизнес-инкубатор – это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело. Ее услуги связанные с оказанием помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе идей заказчика.
Ссылки на основные литературные источники:
1. Василенко Ж. А.. Менеджмент - Ростов-на-Дону, 2010.–с.31-32.У 291.21 В19 2. Коротков Н.А. Менеджмент. М. 2009. –с. 121-141. У291.21 К687 3. Омаров А.М. Менеджмент. М., 2009. – с.232 – 258.У291.21/О57 4. Тебекин Н.В. Менеджмент организации. М., 2008. – с.112 – 131. У291.21/Т291. 5. Юкаева В.С. Менеджмент. М., 2008. – 104с. У291.21 Ю232 Ссылки на вспомогательные литературные источники: 1. Абдразаков Р.И. Интегральный подход к определению конкурентноспособности организаций // Менеджмент в России и за рубежом 2011 № 2 с. 103-112. 2. Бутоков А. инновационные процессы в интегрированных структурах// Экономист 2005 с.39-51. 3. Василевская С.В. Преимущества системного подхода к документированию ИСМ // Методы менеджмента качества 2010 № 8 с.4-10. 4. Владимерцев А.В. процессный подход и интегрированные системы менеджмента // Методы менеджмента качества 2010 № 1 с.18-24. 5. Евневич М. Проблемы Управления интегрированными бизнес- группами в современной России // Менеджмент сегодня 2004 № 3 с.53-59. 6. Михайлов В.А. Разработка методической модели проведения интеграции в промышленных бизнес-системах// Менеджмент в России и за рубежом 2011 № 6 с. 11-19. 7. Сорокина И.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы её осуществления // Менеджмент в России и за рубежом 2008 № 2 с.3-7. 8. Трифимова А.А. Металогические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом 2004 с.27-34. 9. Трунова Е.В. Интегрированная система управления: целесообразность и организационные аспекты // Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 5 с. 5-13. ТЕМА 6. Природа и состав функций менеджмента. 6.1 Понятие функций менеджмента и их состав. 6.2 Особенности стратегического планирования. 6.3 Организация как функции менеджмента, принципы её реализации. 6.4 Мотивация, ее содержательные и процессуальные теории. 6.5 Контроль, его виды, формы, функции, принципы, средства и методы. 6.6 Процесс и поведенческие аспекты контроля. Характеристика эффективного контроля. 6.7 Контроллинг как рыночная форма управления бизнесом. Целью занятия является изучение состава функций менеджмента, уяснение их сущности и ценности в организации и развитии бизнеса. Менеджмент можно рассматривать как вид деятельности направленной на достижение производственных целей, наиболее эффективным способом, посредством выполнения четырех основных функций: планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами. 1.Планирование – это выбор целей и путей их достижения. Планирование основывается на знании внешней среды организации, в том числе глобальной, понимании социальной ответственности организации и ее социальной сущности, а также сущности и специфики самой организации или управляемого объекта, его природы. Оно включает постановку целей, а также организационное планирование и принятие управленческих решений. 2.Организация деятельности – это установление ответственности за выполнение задания, разработка структуры, осуществление изменений и развития, управление человеческими ресурсами, управление разнообразием персонала. 3.Мотивация – это побуждение работников делать хорошо нужные организационные дела. Зная природу и основы организационного поведения, лидеры должны профессионально создавать команды, обеспечивать качественные коммуникации, успешно развивать традиции и корпоративную культуру организации. 4.Контроль – это мониторинг и корректировка производственной деятельности. Теоретики менеджмента определяют еще некоторые дополнительные функции: подбор персонала, налаживание коммуникации, координация, принятие решений. Однако все они включаются в четыре основные функции. Чтобы выполнить свои функции, менеджеры используют разнообразные навыки, которые могут быть объединены в три ключевые группы: концептуальные, гуманитарные и технические.
Ссылки на основные литературные источники: 1. ГрибовВ.Д. Менеджмент – М., 2009. –с.45-55. 65.291.2/Г823 1. Василенко Ж. А. Менеджмент - Ростов-на-Дону, 2010. – с.39-43, 57-59, с. 67-76.У 291.21 В19 2. Зельдович Б.З. Менеджмент. М., 2009.– с. 202 – 231. У 291.21/З 501
|