Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Цель эксперимента: выявить уровень и особенности проявления воображения детей 6-7 лет на занятиях по рисованию Задачи констатирующего эксперимента: 1) Подобрать методику, направленную на выявление уровня воображения детей подготовительной к школе группы на занятиях по рисованию 2) Выявить уровень развития воссоздающего воображения детей 6-7 лет в рисовании 3) Выявить уровень развития творческого воображения детей 6-7 лет в рисовании 4) Изучить состояние работы в ДОУ по развитию воображения детей 6-7 лет на занятиях по рисованию Воображение оценивается по степени развитости у ребенка фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, поделках, рисунках и других продуктах творческой деятельности. Для этого мы проанализировали такие методики, как «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова, «Изучение оригинальности решения» и «Художник» О.М. Дьяченко, «Неполные фигуры» Е.П. Торренса. Для нашего эксперимента наиболее актуальны будут методики «Художник» О.М. Дьяченко и «Неполные фигуры» Е.П. Торренса, так как они подходят для старшего дошкольного возраста, наиболее подходят для выявления уровней и особенностей воображения и позволяют продемонстрировать уровень воображения на простом, хорошо известном детям, материале. Диагностику можно проводить небольшими группами (3-4 человека) на занятиях рисованием, либо индивидуально. Обстановка должна быть привычной для детей и не отвлекать их от занятий. Детей нужно рассадить так, чтобы они не видели рисунков друг друга. Для работы каждому ребенку дают одинаковые материалы (листы бумаги, карандаши простые, наборы цветных карандашей или фломастеров). Для решения второй задачи нашего эксперимента мы выбрали диагностическую методику О.М. Дьяченко «Художник». Она направлена на выявление уровня воссоздающего воображения детей старшего дошкольного возраста. Методика является проективной, когда мы предлагаем ребенку нарисовать что-либо, то обеспечиваем ему условия для фантазирования, а значит нарисованная испытуемым картина окажет существенную помощь в выявлении уровня развития воображения. Определять уровни состояния воссоздающего воображения у детей мы будем по взятым за основу критериям (О.М. Дьяченко, Е.А Медведева, М.Ф. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева): - соответствие воссозданных образов в рисунках образам произведения; - полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части) - правильность последовательности эпизодов в рисунках; - адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества; - эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов. Цель: определить уровень воссоздающего воображения детей подготовительной к школе группы в рисовании Возраст: 6-7 лет Материал: листы бумаги, карандаши простые, наборы цветных карандашей или фломастеров Процедура организации: рекомендуется делить группу на небольшие подгруппы (3—4 человека). У каждого ребенка подготовлены все необходимые материалы для выполнения задания. После прочтения сказки и разбора эпизодов дети приступают к работе. Время работы 30 минут. Сказку читают детям два раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке. Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю интересную сказку. Она называется “слепая лошадь ”, автором которой является Константин Дмитриевич Ушинский. Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».
|