Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации для воспитателей подготовительной к школе группы по развитию воображения ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Проанализировав календарный план воспитателя, мы выяснили что на занятиях по сюжетно-тематическому рисованию, акцент на развитие воображения ребенка делается небольшой. В основном дети рисуют на ту тематику, которую запланировал воспитатель, а не самостоятельно выбирают сюжет и композицию в своей работе. В развитии воображения, по календарному плану преобладает, такой метод, как игра. Так же мы провели анкетирование воспитателя подготовительной к школе группы детского сада, где выяснили, что у детей в группе преобладает воссоздающее воображение, по мнению воспитателя. Воспитатель на занятиях иногда предоставляет детям возможность самостоятельно выбирать материалы для рисунка. На занятиях применяются виды нетрадиционных техник рисования, но очень редко. Разнообразие техник очень скудно, дети рисовали только с помощью пальчиковой живописи и кляксографии. В большей степени стимулируют творческое воображение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном опыте четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к миру. К конструктивным, то есть поддерживающим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие рекомендации: не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему, поощрять его; предлагать детям больше делать свободных рисунков, творческих проявлений в ходе занятий; не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышлении, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее; больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам. Также воспитатель должен осваивать новые техники рисования, не относящиеся к традиционным и внедрять их в процесс обучения. Мы можем полагать, что активное применение нетрадиционных техник рисования усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует воображение, дает толчок к развитию интеллекта, фантазии, активизирует творческую активность детей, учит мыслить нестандартно. Заключение Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение ребенка в раннем детстве вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты. В курсовой работе сделан анализ развития воссоздающего и творческого воображения детей подготовительной к школе группы. .Работа состояла из двух этапов: а) теоретическое описание понятия воображение и его особенности в старшем дошкольном возрасте, рассмотрены возможности развития воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию б) проведение экспериментальной работы, направленной на выявление уровня развития воссоздающего и творческого воображения детей 6-7 лет. Раскрыта сущность понятия " воображение", описаны его функции, виды и психологические механизмы. На базе конкретного МАДОУ ЦРР №88 «Антошка», проведена диагностика по развитию воображения детей 6-7 лет. Проведен анализ полученных результатов, предложены определенные рекомендации по дальнейшему развитию воображения детей.
Список литературы 1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996. 2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО " ЦГЛ " Рон" " 2000. – 112с. 3. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: " Академия развития", 1997. – 240с., ил. – (Серия: " Вместе учимся, играем") 4. Э. С. Акопова, Л. Н. Алексеева, Э. Кабасси, Е. В. Коновалова. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: эксперим. программа для дет. сада и нач. шк.: метод. пособие для воспитателей и учителей. – М.: Пушкинский институт, 2005. 352 с. – илл.- Серия: Мыследеятельностная педагогика 5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии /Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с. 6. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 2005. - С.68. 7. Дъяченко О. М., Кириллова А. Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст]/ О. М. Демьянченко // Вопросы психологии. – 1998. - № 2. – С. 107-114. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. 9. Сакулина Н. П. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002 и 2010. – М.: Просвещение, 1979. – 272 с. 10. Казакова Т.Г развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией).Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1985.-192 с., ил. 11. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972 12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.-144с. 13. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей для работы с детьми 2-7 лет.- М.: Мозайка -Синтез, 2005.- 120с. 14. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М.: Учпедгиз, 1956.-159с.(https://www.detskiysad.ru/izo/tvorchestvo.html) 15. Григорьева Г.Г. развитие дощкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. – М., 1999.-344с. 16. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студ. сред. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 1999. – 272с. 17. Венгер Л. Научите ребенка рисовать //Детский сад со всех сторон – 2004 -№37. -С.5-6. 18. Комарова Т.С., Ткаченко Т.Г. Разнообразить приемы обучения рисованию //Дошкольное воспитание -1960., -№1.-С.32-38. 19. Зубарева Т. Обучение детей рисованию // Дошкольное воспитание -1987.-№1. – 224 с. 20. Беляева Е.Б. О подготовке и проведении занятий по рисованию // Дошкольное воспитание -1965-№8.-С.44-46.
Приложение 1 Анкета для работников ДОУ 1. Что вы понимаете под творческими проявлениями в изобразительной деятельности у детей? Проявление фантазии, воображения, создание образов, не существующих в реальности _____ 2. В каком виде изобразительной деятельности лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности? а) рисование б) лепка в) аппликация 3. Как вы считаете, какое воображение у детей в вашей группе наиболее развито? а) воссоздающее б) творческое 4. Предоставляете ли вы детям самостоятельно выбирать материалы, способы изображения? а) да б) нет 5. Применяете ли вы в обучении нетрадиционные техники рисования? Какие виды? a) да_ пальчиковая живопись, кляксография б) нет 6. Часто ли вы на занятиях по сюжетно-тематическому рисованию прибегаете к нетрадиционным техникам рисования? а) часто б) редко 7. Рассматриваете ли вы с детьми результаты их творческой деятельности? а) да б) нет Приложение 2
|