![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Желтый - изобразить невербальную эмоцию;___
99
внешности; ___________________________ • голубой —установить невербальный контакт с участником группы; __________________ • фиолетовый — проявить агрессию к члену группы и т.д.__________________________________ Игра позволяет максимально задействовать несколько психотерапевтических техник и одновременно снять ответственность за принятие решения с других участников группы. 4. Разбор рисунков (домашнего задания) некоторых членов группы. 5. Зачитать подготовленные рассказы (домашнее задание). Самые интересные проиграть в ролях. 6. Невербальное упражнение. Подойдя к членам группы (по очереди или по парам), глядя в глаза друг другу, попросить дать какую-либо вещь, используя оборот: “Ну, пожалуйста...”. 7. Самоанализ в группах по 2-3 человека. Закончить фразу по кругу: * “Я никогда не. .”_______________________ __ * “Я хочу, но, наверное, не смогу...”________ * “Если я действительно захочу...”___________ 8. Предложить расслабиться самостоятельно, используя релаксацию по Джейкобсону. В конце - общие внушения, ориентированные на самораскрытие личности. жителей Земли Он нашел Вас. 2. Принести: 100 г вареной колбасы, молоко, ножи, вилки, хлеб, чашки (для этюда “Сиамские близнецы”).
1. Разминка: 1) Погонять хлопки по кругу. 2) “Японская машинка”. Сидя в кругу, рассчитать 2. Используя ту или иную эмоцию: 1) Рассказать четверостишие, например: “В лесу 2) В парах провести диалог: “Чижик-пыжик, где ты
3. Разыгрывание ранее написанных рассказов. 4. Этюд “Сиамские близнецы”. Два человека срослись бока- ми (можно привязать их друг к другу бинтами)- только головы свободны и можно только глазами корректировать действия другого. Например: рука одного держит ложку, другого - хлеб. Разыгрывается этюд “Город сиамских близнецов”. Пригласить друзей в гости, угостить их. Действия должны быть реальными, а не воображаемыми. 5. Конкурс писем к инопланетянину с их анализом и поздрав- лением победителя. 6. “Снежный ком”. Ведущий говорит: “Если бы я поехал в Африку...” Следующий повторяет фразу, завершая ее. По кругу составляется рассказ и разыгрывается. 7. Группа делится на две команды. Необходимо передать сложную информацию через стекло. Победителя награждают. 8. Релаксация по Джейкобсону. Медитация, ориентирован- ная на появление свободных ассоциаций. '
1. Разминка: 1) Побросать мяч по кругу, используя определения 2) “Зеркало”. Группа разбивается на пары. Один ся, ест, причесывается). Делать медленно. 2. Беседа, направленная на создание эмоционального на- пряжения. “Если вы хотите чего-то достичь, надо работать активнее. Это не самоотчеты, а отписки для бабушки. У вас нет никакой взаимопомощи, каждый сам за себя. Вы невнимательно слушаете друг друга. Когда говорят о других, вы думаете только о себе. Сегодня мы даем вам шанс. Для того, чтобы случилось чудо, надо работать, в первую очередь, над собой. Иначе ничего не будет, и вы будете прозябать в серости. Итак, сегодня ваш шанс”. 3. Игра: 1) “Вам прислали 100 рублей, что хотите, то бери-те, черный-белый не берите, “да” и “нет” не говорите”. Затем ведущий задает вопросы, пытаясь поймать участников группы. За неправильный от- вет забираются фанты, которые потом разыгрываются с использованием различных психотерапевтических техник. 2) “Садовник” - то же самое. Игра помогает расширить набор техник и снять ответственность участников за выбор. 4. Упражнение на память, творческую активность: 1) “Фотограф”. Ведущий запоминает расположе 2) “Скульптура”. Ребенок “лепит” из одного или 5. Упражнение на внимание: 1) Применяют таблицу Шульте. Занятие надо про 2) Группа становится в полукруг, ведущий - спи 6. Упражнение на общение: 1) В кассе нет билетов, попытаться купить билет у 2) “Отговориться” от контролера в автобусе и т.д. 7. Разбор “брачных объявлений” участников группы. 8. Разыгрывание некоторых рассказов из домашнего задания. 9. Мышечная релаксация по Джейкобсону. Затем необходимо представить себя в образе океана, неба, гор. В конце - общая суггестия: “Вы изменились, вы стали свободнее...”.
1. Описать 15 своих личностных качеств, отвечая 2. Составить самоотчет.
1. Разминка проводится по одной из техник по желанию уча- стников группы. 2. Пантомима: “Я люблю”, “Я не люблю”. Члены группы по- казывают, остальные угадывают. 3. Тайным голосованием выбирается один или два лидера группы. Он становится зеркалом. К нему по очереди подходят участники группы и говорят: “Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи”. Зеркало отвечает: “Ты прекрасен, спору нет, но тебе не хватает...” (или “... я желаю тебе...”, или “... мне хотелось бы, чтобы ты...”). В конце упражнения всем членам группы дается положительная обратная связь. 4. Анализ 15 качеств личности. Проводится самостоятельно. Предлагается выбрать 5 самых характерных, входящих в ядро личности. 5. Составляется рассказ в группе, который потом проигрыва- ется. 6. Участник группы как можно серьезнее рассказывает стихотворение. Группа удивляется после каждой строфы: “Вот это да! ”, “Ничего себе! ”, “Не может быть! ” - прекрасная функциональная тренировка для преодоления “школьных фобий”.
лают друг другу зашифрованную телеграмму (например: “Кот”), Надо расписать фразу. 8. Мышечная релаксация по Джейкобсону. 1. 2. Дома самостоятельно один раз в день прово 3. Принести фломастеры и бумагу-
1. Разминка. Двигательная техника по выбору группы. 2. Невербальная коммуникация “испорченный телефон”, “разговор через стекло”, “передача предмета”, “психоскульптура”. 3. Вербальная дискуссия по любой проблеме, выбранной группой. 4. Ролевая игра “Позднее возвращение”, “Неприятный раз- говор с родителями”, “Сборы на дискотеку”. 5. Совместное рисование без слов. Сначала рисуют одним фломастером парами, затем всей группой по 1-2 штрихам на общем рисунке. Проводятся анализ и интерпретация. 6. Релаксация со свечой (с предложением на фоне глубоко- го расслабления подумать о своей проблеме, при этом попытаться взглянуть на нее по-иному).
1. 2. Сочинить письмо о себе через 5 лет своему 3. В конце написать, можно ли зачитать его на за 4. К девятому занятию пригласить родителей.
1. Зачитываются анонимно отдельные самоотчеты детей, письма. Родителям предлагается обменяться мнениями. Проводится небольшая обучающая дискуссия. В дискуссию включаются терапевты. 2. Вместе с родителями проводится психотехника “переда- ча предмета - узнавание”. Комментируется вовлеченность взрослых в занятие. 3. Построение “психоскульптур”. Узнавание. Анализ спон- танного поведения. 4. Ролевые игры (“Приготовление уроков”, “Опять двойка” и т.д.). Дискуссия о взаимных коммуникациях взрослых и детей. 5. Краткое введение в транзактный анализ. Разбор предыду- щих этюдов с позиций транзактного анализа. На второй части занятия дети отсутствуют. 6. Разбор результатов анализа семейных взаимоотношений (АСВ) и рисунков семьи. Проводится беседа о типах воспитания и даются рекомендации по взаимоотношению с детьми. Ответы на вопросы родителей.
110 <
1. Последнее занятие проводится в затемненной комнате при свечах, что стимулирует откровенность и укрепляет безопасность каждого члена группы. Накрывается “сладкий” стол, зачитываются самоотчеты (занятие 8) и письма к друзьям (можно анонимно). Затем проводится свободная беседа о прошедших занятиях, рассказываются интересные истории, фантазии на тему “Летние каникулы”. Получается обратная связь о состоянии здоровья. На высоте доверия и взаимопонимания предлагается подготовиться к медитации. 2. Релаксация. После достижения релаксации проводится позитивная суггестия: “Вы ждали от наших занятий чего-то необычного, чуда - и оно случилось. Мы помогли раскрыть то, что вы не замечали в себе. Мы, как Волшебник Изумрудного города, помогли открыть то хорошее, что было в вас самих. И сейчас, взглянув на мир другими глазами, вы изменились и будете дальше познавать себя. Вы -смелее среднего человека вашего возраста. Вспомните, как свободно вы вели себя на занятиях со взрослыми. Вы умнее - это видно по вашим самоотчетам. Вы благороднее, потому что, придя к нам, вы страдали, а страдания облагораживают.
2. Лжет, например: - говорит, что идет в одно место, а сам идет куда-то еще; • говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их; • говорит, что не крал из моего кошелька.
3. Не прибирает за собой на кухне, в ванной комнате и т.д.
Ф. И. О. 4. Не заботится о своих домашних животных (не кормит, н е выводит гулять, не убирает). 5. Берет без спроса мою одежду. □
Дата_ 6. Носит одежду, которая выглядит неряшливо __ или вызывающе. Злоупотребляет косметикой.
Если поведение ребенка полностью совпадает с представленным утверждением, поставьте крестик в квадрате столбца М2 (“полностью соответствует”). Если ребенок демонстрирует поведение, представленное утверждением, но в меньшей степени или менее часто, поставьте крестик в квадрате столбца Ml (“соответствует в какой' то мере”). Если, насколько Вы себе представляете, ребенок не демонстрирует описанного поведения, поставьте крестик в квадрате столбца МО (“не соответствует”). Заполняйте на основе поведения
8. Не заботится о личных вещах, оставляет их без присмотра.
12. Не хочет переодеваться после школы. 13. Постоянно угрюм и замкнут.
(старше его, состоящими на учете____________________ .__ в милиции и т.п.).__________________________
32. Выпивает с друзьями.
17. Приводит домой друзей, когда меня нет. 18- Позволяет своим друзьям красть у нас. 19. Не моется.
21. Закатывает истерики и угрожает, когда ему перечат.
23. Убе гает из дома. 24. Дерется с братьями или с естрами.
D D D
D
33. Грозит мне или другим членам семьи 34. Активен и неразборчив в сексе.
|