Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сердце человека






      В каких значениях употребляется слово «сердце» в повседневной жизни, в литературе и Священном Писании. Сердце, понимаемое в нравственно-психологическом смысле, является центром телесной и душевной жизни.
В шестой заповеди блаженств говорится:       блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5: 8).
Чистота сердца есть венец всеобъемлющей добродетели целомудрия      669 . Святой Иоанн Златоуст, объясняя шестую заповедь блаженств, говорит, что «чистыми сердцем Иисус Христос называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии. Ибо для того, чтобы видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в этой добродетели» 670 .
Уже в глубокой древности среди многих народов (у римлян, греков, евреев и др.) слово «сердце» означало не только физиологический орган, но также душу, настроение, взгляд, мысль, ум, убеждение. Даже в нашей повседневной жизни приходится слышать о том, что сердце «стр      адает», «болит» о ком-нибудь и др. Таким образом, люди давно оценили роль сердца в жизни человека, как органа чувств, при этом чрезвычайно тонкого и универсального.
Еще больше о сердце говорится в Священном Писании. Оно, по      Священному Писанию, веселится, скорбит, терзается, тревожится, кипит, горит трепетным предчувствием, смущается, негодует, рвется от злобы, в нем гнездится гнев, прелюбодейная страсть, зависть, надменность, гордость, оно способно к великому чувству упования на Бога и любви, сокрушению о грехах своих, может быть вместилищем кротости и смирения и др. 671
Но в Священном Писании сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания и восприятия духовного мира.     
Где сердце? На этот вопрос епископ      Феофан Затворник отвечает: там, где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и проч. — там сердце. Телесный же орган сердце служит только орудием, как мозг орудием для ума672 .
Головной мозг — орган, посредствующий между душой и внешней средой — телесный орган души для образования представлений и мыслей из впечатлений внешнего мира. Но мышление не исчерпывает всей полноты духовной жизни человека. Деятельность человеческой души имеет своим непосредственным органом не один головной мозг со всей нервной системой, но и сердце, которое соединяет в себе все силы тела, служит ближайшим органом душевной жизни. Общее чувство души, душерасположение всегда отражается в сердце. Сознание имеет своим непосредственным органом головной мозг; обнаруживается оно при условии деятельности головного мозга. В сердце же человека лежит основа индивидуального, личностного характера его представлений, чувств и поступков, вследствие чего они суть выражения не общего духовного существа, а отдельного, живого, лично существующего человека. Сердце — место рождения глубоких идей, которые дали миру философы и великие поэты; сознание же, связанное с головным мозгом, давало этим идеям только ясность и определенность, свойственную мышлению      673 .
Сердце, понимаемое в нравственно-психологическом смысле, является центром телесной и духовной жизни      674 .
— Сердце есть хранитель и носитель всех телесных сил человека      675 . Оно постоянно и неотступно чувствует состояние души и тела 676 .
— Сердце есть средоточие душевной и духовной жизни человека: в сердце зачинается и рождается решимость человека на те или иные поступки, в нем возникают многообразные намерения; оно есть седалище воли и ее хотений. Когда мы делаем что-либо охотно, то наш поступок исходит      от сердца (Рим. 6: 17). Кого мы любим, тому отдаем наше сердце и, обратно, того имеем в нашем сердце 677 . «Сердце есть начало и корень всех наших деяний» 678 .
Тогда как умом человек познает и хочет все усвоить, собрать в себя, а волей выразить себя вовне или извести наружу в делах богатство своего содержания, сердце находится глубже этих деятельных сил и составляет для них основу. В сердце осаждается все, что входит в душу извне и вырабатывается ее мыслительной и деятельной стороной; чрез сердце проходит и все, что обнаруживается вовне. Вся деятельность орудных сил души, а также тела, отражается в сердце, и обратно, сердце принимает живое участие в их движениях, возбуждая их к деятельности.     
Сердце «поддерживает энергию всех сил души и тела». Ревность — сила, движущая волю, — из сердца исходит. «Как спешно делается дело, которое нравится, к которому лежит сердце! А пред тем, к которому не лежит сердце, руки опускаются и ноги не двигаются»      679 .
Сердце есть седалище всех познавательных сил души. Все, что приходит на ум или память, восходит на сердце      680 . Мысли суть советы сердечные 681 . Слово человеческое износится из сердца: от избытка сердца говорят уста (Мф. 12: 34).
Сердце есть средоточие многообразных душевных и духовных чувств, волнений и страстей. «Что бо ни делаем, — пишет святитель      Тихон Задонский, — внутрь и вне нас, сердцем делаем — или добро, или зло. Сердцем веруем, или не веруем; сердцем любим, или ненавидим; сердцем смиряемся, или гордимся; сердцем терпим, или ропщем; сердцем прощаем, или злобимся; сердцем примиряемся, или враждуем; сердцем обращаемся к Богу, или отвращаемся; сердцем приближаемся, приходим к Богу, или отходим и удаляемся; сердцем благословим, или клянем; на сердце радость или печаль, надежда или отчаяние, покаяние или нераскаянное житие, страх или дерзновение; в сердце простота или лукавство; сердце воздыхает, молится, уповает или противное делает... Что в сердце зачинается, доброе или злое, то вне чрез уды (члены) телесные является» 682 .
Таким образом, сердце справедливо считается средоточием, центром всей личной жизни человека      683 , средоточием всех его сил духовных, душевных и телесных. К сердцу сходится вся духовная деятельность человека, поскольку оно является исходищем живота (истоком жизни) человеческой личности (Притч. 4: 23) 684 .
Центр человеческого существа есть сердце, им оно входит в связь со всем существующим. Отсюда естественно, что общение с Богом совершается также в сердце (      Мф. 5: 8). Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, — говорит Апостол (Рим. 5: 5). Сердце является средоточием деятельности и органом проявления человеческого духа, т.е. той стороны человеческой личности, которая служит основанием богоподобной, устремленной к Богу жизни, средоточием и органом нашей веры в Бога и вообще нашей жизни по вере 685 .
Но быть таким сердце может только тогда, когда оно «чистое» от пороков, страстей, греховных влечений и чувств.     
Имея в виду такое великое значение сердца в нашей религиозно-нравственной жизни, Господь и заповедал стяжавать сердце чистое, непорочное:       блажени чистии сердцем (Мф. 5: 8). Сердце чисто созижди во мне, Боже, — взывает Пророк и Псалмопевец, — и дух прав обнови во утробе моей; не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс. 50: 12—13).

669 Петр (Екатериновский), еп. Указание пути ко спасению. С. 339—344.     

670 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 15 // Творения. Т. 7. С. 154.     

671       Пс. 12: 3, 33: 19, 72: 21; Еккл. 7: 9; Иер. 4: 19, 15: 16; Мф. 5: 28, 11: 29; Лк. 24: 32; Ин. 14: 1, 16: 22; Деян. 7: 54; Иак. 3: 14 и пр.

672 Феофан (Говоров), еп. Ответы на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. С. 10. Срав.:       Игнатий (Брянчанинов), еп. О молитве Иисусовой // Сочинения. Т. 1. С. 264—265.

673 Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Труды Киевской Духовной Академии. 1860. Кн. 1. С. 63—118.     

674 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. С. 239.     

675       Суд. 19: 5; Пс. 39: 13, 37: 11, 103: 15; Лк. 21: 34 и пр.

676 Феофан (Говоров), еп. Письмо 8 // Что есть духовная жизнь. С. 26.     

677       Притч. 23: 26; 2Кор. 7: 3; Фил. 1: 7.

678 Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // Творения. T. 2. С. 110.     

679 Феофан (Говоров), еп. Письмо 8 // Что есть духовная жизнь. С. 27.     

680       Быт. 6: 5; Притч. 6: 18.

681       1Кор. 4: 5; срав.: Притч. 3: 3; 1Кор. 2: 9; Лк. 2: 19.

682 Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // Творения. Т. 2. С. 110.     

683       Иак. 4: 8, 5: 8; 1Пет. 3: 4; Еф. 3: 17, 4: 18; Флп. 4: 7; 1Фес. 3: 13; Евр. 13: 9. См. также: Зарин С. Заповеди блаженства. С. 74—76.

684 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 306; Письмо 8 // Что есть духовная жизнь. С. 29; Путь ко спасению. С. 207, 239. См. также Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Труды Киевской Духовной Академии. 1860. Кн. 1. C. 63—118; Богдашевский Д.И. Блаженства Господни. С. 22.     

685       Рим. 6: 17, 10: 10; срав.: Мф. 18: 35; Мк. 11: 23; Лк. 24: 25; Деян. 7: 39, 8: 37, 15: 9; 1Пет. 3: 4; Еф. 3: 17, 6: 5; Кол. 3: 22; 2Фес. 3: 5; Евр. 10: 22.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал