Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чистое сердце
В чем заключается чистота сердца. Чистота от телесных и душевных греховных страстей. Противоборствующие страстям добродетели. Чистота сердца 696 заключается, прежде всего, в чистоте от душевных и телесных греховных страстей. «Страсти суть дверь, заключенная пред лицом чистоты. Если не отворит кто этой заключенной двери, то не войдет он в непорочную и чистую область сердца... Поэтому, если душа препобедит страсти, то приобретает чистоту» 697 . «Чистота души есть первоначальное дарование нашему естеству. Без чистоты от страстей душа не врачуется от недугов греха и не приобретает славы, утраченной преступлением» 698 . По словам святителя Тихона Задонского, подобно тому, как на дне водного источника бывает осевшая грязь и тина, так в глубине грехолюбивого сердца имеется всякая нечистота: как смердящая тина, там скрывается гордость, лукавство, там корыстолюбие и любостяжание, там гнев, злоба и зависть, там сластолюбие, блудная нечистота и всякая мерзость 699 . Все порочное, кроющееся в сердце, исходит из него и проявляется вовне в делах греховных. Объясняя это, Господь сказал: извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7: 21—23). «Страсти служат преградою сокровенным добродетелям души» и побеждаются (низлагаются) добродетелями внешними и внутренними 700 . Отдельные добродетели и целостное (целомудренное) христианское настроение возникают, усиливаются и крепнут в душе не иначе, как по мере ослабления и подавления страстей («очищения от страстей»), которое есть «только приготовление к добродетели», — говорит преподобный Феодор Едесский. К этому подвигу очищения от недобрых навыков и страстей «должно приложить и стяжание добродетелей» 701 . По словам блаженногоДиадоха, епископа Фотики, «не одно то приносит чистоту, чтобы не делать зла, но паче то, чтоб всеусильною ревностью о добре в конец потребить в себе злое» 702 — противными тому добродетелями. Сердечная чистота, отсекая от сердца все страсти и всякое зло, искореняя их, вместо того «вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, (покаянный) плач и слезы, познание самих себя и своих грехов, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям, Божественное рачение сердечное» 703 , сердечную духовную радость, мир и утешение. «Чистым сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись, так сказать, в едину добродетель» 704 . По словам Златоуста, Господь чистыми называет тех, которые «приобрели всецелую добродетель и не сознают за собою никакого лукавства» 705 или, как говорит святой Василий Великий, «не знают за собой презрения к заповеди Божией, или недостаточного или небрежного исполнения ее» 706 . Однако, по замечанию преподобного Симеона Нового Богослова, даже исполнение всех добродетелей не может сделать сердца чистым без наития Святого Духа. «Ибо как ковач, как бы искусно ни умел он действовать орудиями, ничего не может выработать без содействия огня, так и человек, пусть все делает со своей стороны, пользуясь для сей цели добродетелями, как орудиями, но без присвоения (присутствия) огня Духа все делаемое им остается бездейственным и бесполезным для его цели, так как это — одно — не имеет силы очищать нечистоту и скверну души»707 .
696 Чистота сердца — внутреннее духовное совершенство, которое определяет способность сердца к богообщению. Чистота сердца называется еще у святых отцов “совершенною чистотою совести” ( Макарий Египетский, прп. Слово 1, 1 // Духовные беседы, послания и слова. С. 345); “очищением и освящением по внутреннему человеку” (Макарий Египетский, прп. Беседа 17, 13 // Там же; Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования египетских подвижников. 3, 8 // Писания. С. 212); иногда же “чистотою ума”. Прп. Исаак Сирин указывает на различие чистоты ума и чистоты сердца (Исаак Сирин, прп. Слово 4 // Слова духовно-подвижнические. C. 24).
697 Исаак Сирин, прп. Слово 55 // Слова духовно-подвижнические. С. 254.
698 Исаак Сирин, прп. Слово 54 // Там же. С. 240.
699 Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное // Творения. Т. 4. С. 121. Срав.: Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. С. 800—801, 858—859.
700 Исаак Сирин, прп. Слово 72 // Слова духовно-подвижнические. С. 368.
701 Феодор Эдесский, свт. Слово умозрительное, 2 // Добротолюбие. Т. 3. С. 347.
702 Диадох Эпирский, прп. Подвижническое слово, 98 // Добротолюбие. Т. 3. С. 72.
703 Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве, 113 // Добротолюбие. Т. 2. С. 181. Срав.: Сергиев Иоанн, прот. Моя жизнь во Христе. Ч. 1. С. 82.
704 Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы, 82 // Слова. Вып. 2. С. 532.
705 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 15 // Творения. Т. 7. С. 154.
706 Василий Великий, свт. Правила в вопросах и ответах, 280 // Творения. Т. 2. С. 471.
707 Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы, 82 // Слова. Вып. 2. С. 533; см. также: Ефрем Сирин, прп. Наставление монахам, 110 // Творения. Ч. 3. С. 326—328.
|