Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
То, поистине, Аллах Прощающ, Милосерд!
– относительно того, что права жён ущемлялись ранее по причине такой клятвы.
Слово Аллаха: ﴿ و َ إ ِ ن ْ ع َ ز َ م ُ و ا ْ ا ل ط ّ َ ل َ ا ق َ ﴾ Если же они решат развестись – доказывает, что развод не случается лишь из-за истечения четырёх месяцев, по мнению большинства поздних учёных. Другие считают, что развод всё-таки происходит по прошествии четырёх месяцев. Это мнение передают из достоверных источников от Умара, Усмана, Али, ибн Масуда, ибн Аббаса, ибн Умара, Зайда ибн Сабита. Также считали: ибн Сирин, Масрук, аль-Касим, Салим, аль-Хасан и другие ранние учёные. По поводу первого мнения имам Малик передаёт от Нафи, что ибн Умар сказал: «Если человек поклялся не совокупляться с женой, то развод не состоится автоматически по прошествии четырёх месяцев. В этом случае он должен либо вернуться к супружеской жизни, либо развестись» Это повествование также передаёт аль-Бухари. Ибн Джарир передаёт, что Сухайдь ибн Абу Салих сообщает от отца: «Я спросил двенадцать человек из числа сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по поводу клятвы мужчины (иля) о воздержании от близости с женой. Все они ответили, что он ничего не должен делать, пока не пройдёт срок в четыре месяца, по прошествии четырёх месяцев, он должен либо вернуться к супружеской жизни, либо развестись». Это же повествование привёл ад-Даракутни от Сухейля. Это мнение также приводится Усманом, Умаром, Али, Абу ад-Дарда, Аишой, ибн Умаром и ибн Аббаосм. Также считали: Саид ибн аль-Мусаййиб, Умар ибн Абдуль-Азиз, Муджахид, Таус, Мухаммад ибн Кааб, аль-Касим. Такого же мнения мазхабы аш-Шафии, Малика, Ахмада ибн Ханбала.
Правоведы по этому поводу упоминают повествование, приведённое Анасом ибн Маликом от Амра ибн Динара, в котором Умар ибн аль-Хаттаб будучи повелителем правоверных, обходил улицы Медины в одежде простолюдина, дабы удостовериться в благополучии своей паствы. Однажды глубокой ночью он услышал как причитает женщина: Как длится эта ночь, и как она темна, Оттого не сплю я, Нет со мной милого, которого я приласкала бы, Клянусь Аллахом, если бы не боязнь к Нему, То эта постель зашевелилась бы (в грехе) Тогда Умар ибн аль-Хаттаб пошёл посоветоваться со своей дочерью, долго ли может воздерживаться женщина без мужчины, она ответила ему, что от четырёх месяцев до полугода. Умар (да будет доволен им Аллах) издал указ о том, что ушедшие на войну мужчины должны возвращаться к жёнам хотя бы раз в четыре месяца [162] Всевыщний Аллах сказал: و َ ا ل ْ م ُ ط َ ل ّ َ ق َ ـ ا ت ُ ي َ ت َ ر َ ب ّ َ ص ْ ن َ ب ِ أ َ ن ْ ف ُ س ِ ه ِ ن ّ َ ث َ ل َ ا ث َ ة َ ق ُ ر ُ و ء ٍ و َ ل ا َ ي َ ح ِ ل ّ ُ ل َ ه ُ ن ّ َ أ َ ن ي َ ك ْ ت ُ م ْ ن َ م َ ا خ َ ل َ ق َ ا ل ل ّ َ ه ُ ف ِ ى أ َ ر ْ ح َ ا م ِ ه ِ ن ّ َ إ ِ ن ك ُ ن ّ َ ي ُ ؤ ْ م ِ ن ّ َ ب ِ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ا ل ْ ي َ و ْ م ِ ا ل ا خ ِ ر ِ و َ ب ُ ع ُ و ل َ ت ُ ه ُ ن ّ َ أ َ ح َ ق ّ ُ ب ِ ر َ د ّ ِ ه ِ ن ّ َ ف ِ ي ذ َ ل ِ ك َ إ ِ ن ْ أ َ ر َ ا د ُ و ا ْ إ ِ ص ْ ل َ ا ح ا ً و َ ل َ ه ُ ن ّ َ م ِ ث ْ ل ُ ا ل ّ َ ذ ِ ى ع َ ل َ ي ْ ه ِ ن ّ َ ب ِ ا ل ْ م َ ع ْ ر ُ و ف ِ و َ ل ِ ل ر ّ ِ ج َ ا ل ِ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ن ّ َ د َ ر َ ج َ ة ٌ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ز ِ ي ز ٌ ح َ ك ُ ي م ٌ Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, Если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения. Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению.
|