Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эзотерическое знание
Нередко выделяют как особый вариант и эзотерическое знание, т.е. мистику в ее познавательном раскладе, предназначенном для введения адептов в практику непосредственного соединения с высшим мистическим началом. Социологическое рассмотрение знания приобретает широкое признание на этапе формирования массового общества с присущими ему типами политического и коммерческого общения. Все чаще оказывается, что не только нормы и ценности, но и идеи, типы мышления и содержание коммуникаций, присущие индивидам, группам и классам, резко расходятся между собой. Это подрывает взаимопонимание и нормальное общение между ними, приводит к нарастанию конфликтов и расколу общества. И дело не только в самих различиях, но и в том, что каждый тип сознания может оказаться претендентом на всеобщность, выражающуюся в определенной идеологии и мировоззрении, которые лишают оправдания социальную позицию других групп, а тем самым отказывают им в приемлемом месте в социальном устроении. 144 Характерной чертой сознания такого общества, по мнению Р. Мертона, становится взаимное недоверие, вытекающее из осознания реальности чужого частного интереса, скрывающегося за теми или иными суждениями*. Это и получает отражение в распространении выражений типа «А сколько им за это платят?», «А кому они принадлежат?», «Зомбирование публики» и т.п. Порождением политической пропаганды, официозных и коммерческих средств массовой информации (СМИ) и рекламы стало устойчивое сопротивление принятию высказываний за выражение истинного положения дел. Псевдоличные отношения стали средством достижения корыстных экономических или политических целей, что и зафиксировано в бестселлере Карнеги о том, как «завоевывать друзей» из нужных людей. Индивид рассматривает других людей с инструментальной точки зрения, как он может их использовать, или же для быстрого распознавания того, как они пытаются им манипулировать. Растущий цинизм приводит к дальнейшему отстранению индивида от значимых групповых отношений и внутреннему самоотчуждению. Осознание широкого разброса субъективных суждений заставляет человека все чаще оговариваться, что он высказывает свое личное мнение. Опасения тягостного разочарования заставляют вырабатывать в качестве защитной реакции снижение ожиданий искренности со стороны других, пытаться проникнуть в их мотивы и возможности. В условиях растущей десекуляризации и плюрализации общественного сознания возникают самые различные варианты соотношения искренности, умолчания, полуправды, лукавства, лжи, самообмана и т.д. Каждая из сторон отыскивает факты, свидетельствующие в ее пользу, претендуя на обладание истиной. Систематизация фактов и концептуальных принципов — сфера социальной идеологии, возвышающейся над суммой знаний и мнений и представляющей их как целостное мировоззрение, учение и программу социального устроения. Социальная обусловленность идейных представлений превращает общественное сознание в арену не только острых дискуссий, но и упорной идеологической борьбы, смыкающейся с политическим действием за вытеснение идейных противников. Именно в таком обществе особенно уместным становится систематический анализ идеологии и разработка соответствующей социологии знания. В задачи социологии знания не входит непосредственно рассмотрение содержания знаний, получивших выражение в идеях, * M е г t о n R. Social Theory and Social Structure. - Glencoe. - 1957. - P. 459-60. представлениях, идеологиях, суждениях, мнениях, художественном творчестве, для нее представляет интерес та реальность, которая является субстратом этих идей и которая порождает их через какой-то механизм оформления и вербализации. Таким субстратом могут выступать Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 79 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 80 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru производственные отношения, классовое положение, групповая, этническая или расовая принадлежность, психологические мотивы, чувства, личные отношения и т.д. Социальная наука должна показать, как содержание тех или иных представлений связано с конкретным бытием тех или иных групп и обществом в целом, каковы те реальные проблемы, ко-торые необходимо решить для поддержания устойчивой регуляции социальных отношений. Сознание предстало не как отражение действительности, а как превращение этой действительности в экономической, социальной, национальной или расовой среде*. Как уже упоминалось, необходимо учитывать и внутренние факторы бессознательного искажения реальности. В общих чертах представляется вполне применимой схематика задач и принципов социологии знаний, предложенная Р.Мертоном еще в 1949 г. 1. Выяснение реального базиса умственных построений: а) социальная основа: социальное положение, классовая принадлежность, возраст, пол, профессия, социальные процессы (конкуренция, экономический кризис, безработица, социальные и военные конфликты и т.д.); б) социальные институты: структуры власти, университеты, бюрократия, научные академии, церковь, секты, политические партии, семья; в) культурная основа: тип культуры, тип ценностей, умонастроение общества, национальный характер, менталитет, мировоззрение, «дух времени», субкультурные структуры и т.д.; г) исторический период или ситуация; д) психологическое состояние социальной среды. 2. Анализ социального содержания и действенности таких форм сознания, как моральные ценности, идеологии, идеи, мыслительные категории, философия, религиозные верования, соци-альные нормы, позитивная наука, технические знания и т.д. 3. Выявление типа и механизма соотношения продуктов сознания с реальными социальными процессами: а) причинные или функциональные отношения (обусловленность, функциональная взаимосвязь, взаимодействие и т.д.), сим- * См.: Мамардашвили М. Форма превращения // Философская энциклопедия. - М., 1979. - Т. 5. - С. 386-389. волическое или смысловое отношение, отражение, реализация, стилистическое подобие и т.д.; б) выяснение как явных, так и скрытых (латентных) функций Продуктов сознания: регуляция социальных отношений, сохранение власти, укрепление стабильности, ориентирование, прикрытие действительных социальных отношений, укрепление мотивации, регуляция поведения, отстранение критики, снятие или укрепление чувства ненависти, придание уверенности и т.д.
|