Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знание и информация.






Казалось бы, знание по существу совпадает с информацией, в соответствии с которой человек и формирует свои взгляды и направляет свои действия. Однако логика развития социологии привела к тому, что две дисциплины — социология знания и социология информации (или же средств массовой коммуникации) заметно разошлись между собой как в предмете рассмотрения, так и в методах изучения. Предмет оказался различным уже потому, что знание, как зачастую считается, охватывает именно содержательные, значимые данные о мире, в то время как в информацию включаются сведения безотносительно к их значимости. Однако различие здесь не столько содержательное (информация может быть и крайне ценной для че-

ловека, групп и общества), сколько функциональное: информация — это прежде всего передача сообщений между двумя сторонами — передающей и принимающей. Таким образом, информация состоит прежде всего из сообщений, а принципы передачи и функционирования сообщений составляют теорию коммуникации. Впрочем, сообщение может и не состояться, а информация может накапливаться в «базах данных», в которых она подвергается организации и откуда она извлекается по мере необходимости.

Начиная примерно с 20-х гг. развитие массового производства и масс-медиа превратило и массовое общество в важнейший фактор социальной жизни. Важным и постоянно действующим средством регуляции отношений в этом обществе становится информация, производимая масс-медиа. Сочетая в себе элементы знания, веры и идеологии, информация отличается от всех их уже в силу того обстоятельства, что в ее состав непременно входит общественное мнение, складывающееся не только под влиянием фактических знаний, но и субъективных установок, эмоций и волевых факторов и именно поэтому становящееся влиятельным стимулом деятельности.

Информация необходима для функционирования в самых различных сферах деятельности. Власть не может обойтись без данных о состоянии общества, формируя свои источники информации, как открытые, так и закрытые. Информационные данные становятся важным инструментом управления обществом, а значит, выступают (наряду с властными институтами и силовыми структурами) и как важный источник власти. Они приобретают статус либо официальной правды, обосновывающей и объясняющей действия власти, либо тщательно охраняемого «государственного секрета», на узнавание которого могут быть направлены значительные усилия оппозиции или спецслужб противника. Превращаясь в информацию, поставляемую (или не поставляемую) средствами массовой коммуникации и пропаганды, оно служит интересам «четвертой власти», используемой теми или иными властными структурами. Современная индустрия информации производит огромное количество данных и сообщений, превратившись в одну из наиболее мощных областей индустрии. Объем информации, накопленной в мире, удваивается примерно каждые четыре года. Крупные газеты обычно выходят на многих десятках страниц, и более половины их объема занимает реклама, остальное — новости, комментарии и фотоиллюстрации. Но огромное количество информации низвергается на публику и через Радио и телевидение. Полезность и адекватность поставляемой

информации давно стала важной проблемой для современного общества, переходя в проблему информационного загрязнения, от которого надо очищать эфир и умы людей.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 81 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 82 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

ЗНАЧЕНИЯ*

Значения — специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков. Если в экономической деятельности человек соединяется с внешним миром через ведение хозяйства, а в политике через властные отношения, то культура наделяет значениями факты, явления и процессы этого мира. Более того, культура формирует сложную и многообразную знаковую систему, через которую происходит накопление, поддержание и организация опыта. К числу знаковых систем относятся естественные и искусственные языки, различные системы сигнализации, языки изобразительных систем (образы, символика). Той специальной дисциплиной, которая изучает свойства знаковых систем, является семиотика.

Синонимом для термина «значения» выступает слово «смыслы». Впрочем, эти два термина не могут считаться полностью синонимичными в силу того, что понятие «смысл» обычно связывается с субъективным пониманием культурных средств, что и является предметом гуманитарного культуроведения, в отличие от рассмотрения объективированного «значения» культурных ком-понентов в системе культурной регуляции. Если «смысл» обозначает отношение знака (или выражения) к своему предмету, его смысловое содержание, то «значение» скорее раскрывает соот-ношение культурных компонентов (норм, ценностей, знаний) с другими средствами социальной регуляции**.

Теория значений и ее соотношение с процессом познания — важная проблема различных философских направлений, прежде всего аналитической философии, раскрывающей логические и семантические аспекты знаковых систем. Для культурологии важно раскрыть соотношение смыслового содержания различных зна-

* Содержательный анализ семиотической стороны культуры дают работы Ю.М. Лотмана, собранные в первом томе его «Избранных статей» (Таллинн, 1992), а также книга Э.В. Соколова «Культура и личность» (Л., 1972).

** Теоретический подход к изучению соотношения между системой значений и другими системами социальной регуляции получил развитие в рамках символического интеракционизма (см. главу II).

ковых систем с точки зрения их соотношения с социальными процессами и спецификой культурной среды.

Знаки сами по себе могут не содержать информации, они требуют расшифровки, т.е. доведения до сознания человека, их понимания. Это хорошо знакомо как всякому человеку, изучающему иностранный язык, так и ученому, расшифровывающему таинственные письмена. Процессы получения знаний, выработки значений и их передачи не совпадают, что можно продемонстрировать на множестве научных открытий. Невостребованность научных открытий, новых технологий или произведений искусства — явление хорошо знакомое по истории культуры и науки.

Чем обусловлена необходимость для человека вырабатывать значения, обозначать вещи, свои собственные поступки и переживания?

Вещи, действия людей, психологические процессы сами по себе культуры не составляют. Это лишь строительный материал для нее. Но будучи означены, они втягиваются в культуру, орга-низуются в системы, включаются в функционирование социальных институтов и в жизнь отдельной личности. Культура придает значение определяющим, переломным моментам человеческой жизни: рождению, любви, смерти, борьбе, поражению, победе. Значения могут относиться как к природным явлениям (расположению звезд на небе, восходу и закату, радуге и урагану), так и к внутренним состояниям человека.

Во-первых, значения — средство, позволяющее человеку дистанцироваться от собственных переживаний и от наблюдаемых явлений, а значит, и вырабатывать совершенно особые формы деятельности. К тому же каждое явление в природе, обществе или культуре обладает гораздо большим количеством свойств, чем то, которое доступно непосредственному наблюдению. Значения позволяют вырабатывать гораздо более дифференцированные формы деятельности, соотнесенные с объективными свойствами окружающего мира. Значения дают возможность мысленного мо-делирования явлений, с которыми предстоит иметь дело, и само поведение становится все более дифференцированным способом отношения человека к действительности.

Во-вторых, человек как существо социальное должен сообразовывать свои устремления с интересами других, а также культурными требованиями. Именно через систему значений происходит такое согласование.

В-третьих, общество должно закреплять свой опыт в общезначимых символах, которые могли бы быть соотнесены друг с Другом, систематизированы и переданы следующим поколениям.

Средствами культуры создаются знаки, названия, имена, позволяющие воссоздать в воображении образы отсутствующих предметов, перечислять и сочетать их в любой последовательности. Благодаря ей рождается разветвленная система значений, с помощью которой можно отличить друг

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 82 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 83 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

от друга, отдифференцировать тончайшие оттенки в переживаниях или явлениях видимого мира. Вырабатываемая сложная иерархия оценок концентрирует опыт многих поколений. Обозначая и оценивая явления, человек упорядочивает, истолковывает, осмысливает мир и свое бытие в нем, получает возможность ориентироваться в действительности. Дать имя предмету - значит сделать первый шаг на пути к его познанию. Название закрепляет место предмета в опыте, позволяет узнавать его при встрече. Так, вне системы культурных значений неопределима разница между королем и придворным, святым и грешником, красотой и безобразием. И в экстремальных ситуациях, когда ломаются культурные нормы и рушатся значения, прежняя разница стирается, что дало основание, например, Шекспиру вложить в уста Гамлета, оказавшегося на кладбище, горестные рассуждения о бренности человеческой жизни.

Хорошо известно, что значение слов не соотносится с действительными свойствами предметов, явлениями или процессами. Они вырабатываются культурой в ходе взаимодействия человека с природой и формирования предметной и символической среды его жизнедеятельности. Мифологическое «сотворение мира» включало в себя обозначивание всего того, с чем имеет дело че-ловек, что брали на себя боги или культурные герои. Значение может иметь реальный источник в предметном мире (символизация грозы, землетрясения, солнца, луны, дерева и т.д.), но может и не иметь его, а, напротив, порождать воображаемую сущность в мире культурных явлений (боги, демоны, ангелы, русалки и т.п.), которые, как уже упоминалось, обладают в ряде важных отношений гораздо большим значением, чем, казалось бы, самые объективные предметы.

Как уже упоминалось, важнейшим человеческим носителем системы значений является язык как наиболее универсальное средство по сравнению с другими знаковыми системами. Так, язык в состоянии передать временные измерения (настоящее, прошедшее и будущее), модальность, лицо и т.д. Развитый язык обладает огромным запасом словесных значений, и притом дискретность его единиц и способность их комбинирования по многообразным правилам не устраняют его системности и способности к адаптации и к передаче все новых значений.

Наряду с передачей словесных смыслов важное значение уже на ранних этапах культуры приобретают меры измерения. Первоначально для этого использовались наиболее естественные меры — части тела и действия частей тела (ладонь, вершок, ступня, шаг), природные ритмы (день, сутки, сезон, год). Позднее меры измерения потребовали введения многочисленных условных величин — в математике и других точных науках (цифры, формулы, графики, таблицы и т.д.).

Именно знаковые функции неизменно преобладают в художественной культуре. Сложный язык архитектуры, драмы, музыки, танца, формируемый соединением знакомых элементов и творчески переработанных или вносимых заново, создает особую сферу культуры, через которую человек постигает самые сложные и разнообразные формы социализации. Мы уже упоминали о высоком знаковом значении обрядов и ритуалов как формализованных вариантов специфичного поведения, принятого в определенных частях совокупной структуры культурной регуляции. Ритуал как формализованное и специализированное поведение служит целям упрочения связей либо между постоянными членами групп, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недо-верчивость и повышая уровень коммуникативности, ощущение общности. Свадьба, похороны, коронация или торжественный государственный юбилей, памятные дни и общественные и религиозные даты и праздники — все это занимает значительное место в жизни каждого человека, семьи, коллектива, государства или общества. Плюрализм и полиморфизм культурной жизни каждого сложного общества требует отлаженной регуляции локальных, культурно специфических и общих ритуалов, праздников и юбилеев.

Сами по себе значения могут быть и нейтральны, так как неимоверно широк потребный обществу круг обозначений. Однако, соединяясь с нормами и ценностями, некоторые из них могут обретать особый статус, возвышающий их над другими, обычными и повседневными. Ярким примером такого возвышения служит табу, т. е. категорический знаковый запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение которого влечет за собой строгое наказание со стороны коллектива. Строгость запрета такова, что сам ослушник может покарать себя смертью. (Подробную классификацию табуированных вещей и действий Приводит известный английский религиовед Фрезер в своей Книге «Золотая ветвь».)

Табуирование может иметь иррациональный и даже абсурдный характер. Но видимая абсурдность лишь подтверждает осо-

бую роль этого средства в поддержании социокультурного порядка. Однако табуирование входит в набор средств регуляции относительно неразвитых обществ. В сложных религиозных системах оно обычно заменяется набором градуированных запретов (прогрешение, искупимый грех, смертный грех и т.п.) и «отложенных» санкций, которые допускают замаливание, покаяние, искупление и т.п. Вместе с тем создается широкая и вариативная сеть священных значений, выражаемых словом,

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 83 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 84 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

текстом (даже самой священной книгой), жестом, образом, фиксирующими сложную иерархию ценностей и норм данной религии.

Во всех культурах непременным средством означивания, т. е. выражения знакового содержания, служат не только специальные символы, но и среда обитания, оформляемая через архитектуру и ландшафт, а также предметы бытового обихода, в том числе жилище, одежда, кухня и т.д. Конечно, знаковое содержание несет и внешний облик человека, присущие ему естественные черты — его генетический, этнический, возрастной облик. Как известно, эти естественные соматические признаки могут подвергаться значительным изменениям через культивирование желательных черт: в классической китайской культуре воплощением женского изящества считалась маленькая нога, для чего девочек заставляли бинтовать ноги; современные модницы в Японии считают, что большие глаза способствуют привлекательности, и поэтому делают операции, меняющие разрез глаз. Высокое знаковое значение имеет поведение человека, манера держать себя, разговаривать, общаться, в зависимости от чего его признают или не признают за «своего», за достойного или не достойного повышенного статуса в обществе.

Высокую знаковую функциональность имеет одежда, используемая человеком отнюдь не только в целях защиты от непогоды и среды. Почти всякая одежда обозначает также половую и возрастную роль человека, его статус, состоятельность и т.п. Если в культуре высокое значение придается утверждению самобытности — этнической, национальной, религиозной, — то принято использовать для этого те или иные элементы одежды (индийские дхоти и сари, узбекские халаты, японские кимоно, русские сарафаны и т.д.). Среди культурно значимых вариантов костюма принято выделять следующие: народный, этнический, сословный, праздничный, официальный, функциональный, модный, бытовой. И сюда, конечно, не входит все изощренное разнообразие современной модной одежды.

Большую нагрузку несет одежда как статусный знак в армии. Помимо того что во все времена каждая армия имела свою спе-

цифическую одежду, в ней неизменно различия рангов, родов оружия и т.п. оформлялись тщательно разработанными деталями одежды и форменными знаками. В армии важное значение придается и сигнальным системам — слуховым и зрительным: команды, огни, флаги. Впрочем, без этих сигналов не обойдется ни транспортная сеть, ни спорт, ни информационная система.

Наряду с одеждой знаковое содержание неизменно имеет и человеческое жилище, утварь, мебель, предметы быта и т.д.

Важным культурным знаком пола и возраста человека обычно служат такие естественные признаки, как цвет кожи, волосы, черты лица, строение тела и т.д. Но во всякой культуре эти признаки подвергаются дальнейшей культурной обработке. В большинстве случаев мужчины должны так или иначе стричь волосы или же, напротив, носить бороду. Женщины же, как правило, должны укладывать волосы в прическу, чтобы соответствовать знаковым требованиям, оформляющим гендерные отношения в обществе. Этот же естественный признак может подвергаться и вторичному переозначиванию, приобретая связь с сословной или конфессиональной принадлежностью. Почти обязательной принадлежностью знатного сословия в разных обществах была борода — вплоть до периодов ускоренной модернизации, когда, напротив, таким атрибутом стало бритое лицо. Петр I свою политику форсированной модернизации начал с указа для всей знати брить бороды и собственноручно резал их ножницами на дворцовых приемах, чтобы «процесс пошел». Борода была оставлена за низшими сословиями. Впрочем, взамен «искорененной» бороды особым предметом попечения мужчин из высших слоев стали парики, бакенбарды и усы.

Третий тип значения того же самого предмета — межкультурные различия, оформление внешней инаковости, когда прически и головные уборы фиксируют принадлежность к своей этнической группе или субкультуре, ее стремление отличаться от окружающих. Так, священной обязанностью сикхов становится отращивание бороды и длинных волос.

Важная сфера знаковой социализации подрастающего поколения — игры и игрушки. Игрушки выполняют немалую роль в самоидентификации подрастающего поколения и формировании его поведения в зрелом возрасте. Уже с ранних лет ребенок осваивает значения взрослого мира через игрушки, наглядно и практически воспринимая те предметы и отношения большого мира, с которыми ему впоследствии придется иметь дело. И конечно, Мальчики обычно осваивают значение солдатиков, машин и прочих механизмов, а девочки играют в куклы. И те и другие типы

игрушек чутко реагируют на изменения в стиле эпохи и способствуют этому изменению. На смену неподвижным и «стойким оловянным солдатикам» приходят роботы-трансформеры, меняющие свой облик, машинки «вообще» сменяются широким разнообразием функциональных машин, разбирающихся на части, а прежняя крупная, рыхлая, вялая, малоподвижная кукла Катя, охотно закрывающая глаза, уступает свое место стройной и гибкой Барби, имеющей вид подвижной,

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 84 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 85 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

тренированной девушки, соблюдающей диету и никогда не смыкающей глаз. И если Катя явно принадлежала своей хозяйке, то Барби сама предстает как собственница своего хорошо обставленного дома. Расширение круга выбора игровых образов может привести к сложной дилемме: кто предпочтительнее: Чебурашка, кот Леопольд, «добрый доктор Айболит» или, может быть, вечно невезучий Волк — или же Терминатор, Ультрамен и Киборг-убийца, обладающие сверхсовременным оружием уничтожения, способностью быстрого перемещения в пространстве и действующие стремительно, без особых размышлений? В том случае, если такого рода знаковый выбор сосуществует в одном и том же семиотическом поле, это создает в культуре неустойчивость, чреватую расширением и психической неустойчивостью, подрывом необходимой для общества степени нормативности поведения.

Важным знаком, используемым как посредник во многих действиях и отношениях во всяком обществе (кроме самых примитивных и первичных социальных структур и групп), являются деньги. Предметы, используемые в качестве денег, всегда связаны с уровнем развития общества и его культурой. При этом происходит все большая их дематериализация. Деньги аграрного общества были вполне материальными: количество голов скота или другого натурального продукта. Затем в этой функции стали использоваться драгоценные и полудрагоценные металлы. В индустриальном обществе они приобрели форму бумажных символов различного рода. Становление информационного общества связано с переходом к электронным импульсам, заключающим некую информацию о денежном богатстве в памяти компьютерной системы. Электронные деньги, как и электронная информация, вообще принципиально меняют всю технологию финансовых операций и воздействуют на многие формы деятельности и сам образ жизни граждан постиндустриального общества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал