Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура и идеология
Термин «идеология» восходит к слову «идея», которое появилось еще в древнегреческом обществе. Развитая теория идей была дана древнегреческим философом Платоном, который полагал, что идеи не зависят от времени и пространства, что они существуют сами по себе как некий идеальный мир, из которого они и проникают в человеческое сознание как отблески подлинного и сверхреального, заставляя человека чувствовать и действовать иначе, чем он делает это под влиянием повседневной действительности. В той же Древней Греции сложилось и учение (логос) как упорядоченное знание о космических, социальных и человеческих свойствах. В этом знании отразился культурный и политический строй общества. Впрочем, на протяжении большей части человеческой истории такого рода знание было составной частью религии, а если и выходило из ее рамок, то лишь в сфере теоретико-познавательной конструкции. Напряженный интерес к идеологии — и сам термин — возник в начале XIX в., когда стало очевидным, что упадок религиозного мировоззрения и укрепление светских принципов, усиление влияния научных взглядов с их рационализмом отнюдь не ведут к подлинной научности сознания общества в целом и различных социальных групп. Более того, упадок религии означал распад целостной картины мира и объединяющих духовных принципов, что приводило к напряженной борьбе между разными ориентациями, идейными установками, которые превращались в разные идеологии, обладающие огромной действенной силой. Убедительным примером для всей Европы стала революционная Франция, в которой была отменена прежняя религия, чтобы утвердить культ Разума, но самоотверженная борьба за «свободу, равенство и братство» привела совсем не к тем результатам, которые ожидали революционные массы. Прежде единое духовное пространство, в котором не допускались существенные расхождения в основных мировоззренческих вопросах, превратилось в поле напряженного соперничества между разными идеологиями. Сам термин «идеология» был введен в начале XIX в. для обозначения секулярного комплекса идей, лежащих в основе этики, политики, социальных отношений и т.д. В последующей истории как прагматика буржуазного общества, так и социальный критицизм способствовали тому, что идеология приобрела пренебрежительный оттенок как обозначение мнимых, искажающих действительность, предвзятых или социально- или культурно-ограниченных взглядов, не соответствующих подлинно научному пониманию мира, общества и человека. Критики идеологии нередко обращаются еще к английскому мыслителю XVII в. Ф. Бэкону, который в своей работе «Новый Органон» развернул ду-ховную панораму борьбы научного разума против заблуждений и предрассудков, против «идолов сознания». Часть этих заблуждений вызвана теми особенностями ума, которые присущи всему человеческому роду («идолы рода или племени»), часть вызвана склонностями отдельных групп людей («идолы пещеры»), некоторые заблуждения порождены исковерканным, неточным языком («идолы площади или рынка»), другие — некритическим усвоением и подражанием чужим мыслям («идолы театра»). В дальнейшем эта критика породила два подхода к рассмотрению идеологии — антропологический и социологический. Сторонники первого видели истоки заблуждений в человеческой природе, в эмоциональных и иррациональных свойствах человеческой натуры, в замкнутости или ограниченности человеческого бытия. Поэтому основное средство искоренения таких заблуждений — про- свещение, развитие науки, расширение горизонта человеческого бытия и познания, а одновременно разоблачение обмана и ложных идей. Сторонники второго направления рассматривают идеологию как отражение социальных потребностей и интересов различных слоев, движений и партий. Именно в рамках этого подхода развивалась в основном марксистская теория идеологии. В этой теории обращалось внимание на то, что участники социального процесса и сами идеологи не осознают адекватно свои построения, их связь с действительными условиями эпохи и придают этим построениям самостоятельную силу. Действительность предстает в них в искаженном виде, но задача состоит не в том, чтобы объяснять или исправлять ошибки сознания, а в том, чтобы менять саму социальную действительность. В Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 98 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 99 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru любом обществе преобладающей оказывается идеология господствующего класса, который заинтересован во внедрении присущей ему идеологии не только для самоориентации и самообъединения, но и для того, чтобы вписать в данные порядки и другие классы, а значит, и навязать им господствующую идеологию. Поэтому основное деление идеологий марксисты про-водили в соответствии с классовыми принципами. В работе «Немецкая идеология» (написанной в 1846 г.) К. Маркс и Ф. Энгельс пишут, что правящий класс навязывает свою идеологию как господствующую подчиненным слоям общества. А это приводит к искажению реального положения вещей в идеологической жизни общества в целом. В результате формальное или прямо лицемерное провозглашение духовных ценностей может отражать корыстный классовый интерес привилегированных слоев. С другой стороны, альтернативные ценности подчиненного класса лишаются возможности самовыражения, принижаются и презираются. Насаждаемая идеологией господствующая система ценностей создает механизм внедрения установок, отвечающих общим целям высших слоев, обосновывая их активность и право на при-оритет. Соответственно, эта система обеспечивает конформное поведение подчиненных слоев, внушает им уступчивость, принятие навязываемых укладов жизни. В институциональном плане такое соотношение классовых типов культуры обеспечивается системой образования, средствами массовой коммуникации, механизмом управления культурой, осуществляемой буржуазным государством. Марксистский подход содержал в себе и основу для рассмотрения идеологии в исторической динамике. В зависимости от этапов развития, состояния общества и объективной роли, которую играет тот или иной класс, его идеология может совпадать с логикой исторического развития и содержать достоверное знание, а значит, быть прогрессивной или же препятствовать развитию и превращаться в реакционную силу. Подобному рассмотрению в марксизме были подвергнуты идеологические построения рабовладельческого общества, христианская идеология, умственные течения эпохи Возрождения, феодализма. Но конечно, основное внимание уделялось анализу именно буржуазной идеологии и созданию альтернативной ей социалистической идеологии. Однако двойственное отношение к идеологии сохраняется и поныне. Вновь и вновь различные мыслители и публицисты утверждают, что настал конец идеологии, пришла эра деидеологизации. Прежние социальные мифы на Западе и Востоке, Севере и Юге, в развитых странах капитализма и в бывшем Советском Союзе следует заменить рациональным пониманием действительности, нормальным взглядом на вещи, научно-позитивной и прагматической оценкой состояния различных сфер общества, тенденций и перспектив. В нашей стране эти процессы получили выражение в известном призыве М. Горбачева к деидеологизации общественной жизни и международных отношений, в призывах видных публицистов разделаться с иллюзиями социализма. Действительность повсюду оказалась более сложной, и в настоящее время возобладала тенденция разделять сферы человеческой деятельности на подверженные высокой степени объективности и свободы от ценностей, и те, которые прямо связаны с ценностями. Если в первых, связанных с наукой и техникой, влияние идеологии может быть минимальным (хотя при ближайшем рассмотрении тоже не вполне свободным от ценностей), то вторые, связанные с этикой, нравственными основаниями бытия, ценностными ориентациями человека, группы и общества, не могут существовать без идеологии, а значит, и своего рода социального мифа. Избегая предвзятых оценок идеологических построений, мы можем дать идеологии такое определение: система знаний, позволяющая обществу, группе, классу или человеку ориентироваться в окружающей социальной среде и решать общие задачи социальной регуляции. В этом определении следует подчеркнуть слово общие, означающее, что идеология имеет дело с пониманием и ориента-цией на макроуровне социальных явлений и с долговременными процессами. Попытка использовать идеологические ориентации при решении конкретных и частных проблем может оказаться несостоятельной, так как эти проблемы определяются взаимодействием текущих факторов и практика должна считаться именно с этими факторами. Всякая развитая идеология имеет свою структуру, в которой следует выделить следующие основные компоненты: а) учение основоположников, изложенное в сумме принятых, считающихся правильными, текстах; б) комментарии, разъясняющие смысл принятых текстов для более широкого круга последователей; в) жизнеописание основоположников и исторической среды их деятельности; г) теоретическая догматика, в которой наиболее общие (фундаментальные) принципы данной идеологии излагаются и приводятся в логичную систему, вырабатываются непротиворечивые ответы на максимально широкие идейные вопросы и опровергаются оппозиционные идеологические ориентации; д) специальные идеологические дисциплины, приводящие научные знания в той или Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 99 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 100 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru иной сфере в соответствие с общими принципами идеологии (философия, история, этика, эстетика, религиоведение и др.); е) программные и просветительские элементы, используемые для обращения к широким слоям населения; ж) ритуальные, образовательные, пропагандистские институты и формы деятельности; з) идеологические кадры. Очевидно, что этот перечень подходит как к светским, так и к религиозным формам идеологии. Религия опирается на церковь как на основную форму организации (дополняемую сектами и общинами). Идеология реализуется через партии, идеологические отделы государственных и общественных организаций, средства массовой информации (СМИ). Однако между ними существуют и немалые различия. Одно из наиболее существенных различий по содержанию заключается в том, что всякая развитая религия обязательно имеет в своем составе эсхатологическое учение, раскрывающее для верующих конечные судьбы мира и общества, а также и загробную жизнь индивида как продолжение или отражение его посюстороннего существования. Идеология сосредоточена на том или ином устроении земных порядков в обществе. В силу своего огромного исторического опыта религия имеет разработанные формы ритуала, она воплощена в высоких образцах художественной культуры. Идеология обычно — гораздо более молодой и динамичный духовный продукт. Уступая религии в экстатическом и ритуальном планах, она обычно гораздо интенсивнее впитывает в себя новейшие достижения науки и современной культуры. В главе IV при рассмотрении проблематики знания мы уже рассматривали те социокультурные факторы, которые влияют на функционирование сознания и формирование его продуктов. Эти факторы присутствуют и в механизме детерминации идеологической жизни. Однако следует помнить, что идеология — слож- ное, систематизированное интеллектуальное построение, формируемое в ходе напряженных идейно-политических дискуссий усилиями выдающихся интеллектуальных представителей данного общества. Как религия, так и идеология не могут быть сведены к иллюзорному отражению действительности, измышлениям и фантазиям, что превращает идейную жизнь в поприще идеологической борьбы: опровержений, обвинений и контропровержений и т.д. Задача социологии заключается в выяснении тех реальных функций, которые данная идеология выполняет. В социологии принято выделять следующие основные функции идеологии: 1. Идеология отвечает на вопрос о смысле общественной и индивидуальной жизни, хотя содержание этого ответа весьма различно в религиозных, националистических, социальных ва-риантах идейных конструкций. 2. Идеология интегрирует людей в большие движения и коллективы, сглаживая существующие внутри них различия, но вместе с тем она приводит к обособлению этого движения от других. 3. Идеология утверждает и обосновывает общие системы норм и ценностей, способствуя их рационализованному принятию, что одновременно сопровождается размежеванием в идейной сфере между течениями, представляющими интересы разных групп. 4. Идеология санкционирует утвердившуюся в обществе иерархию социальных отношений и власть элиты и одновременно дает средство критики сложившегося положения с целью его рефор-мации или же революционного изменения. 5. Идеология намечает перспективы общественного развития, внедряя в общественное или групповое сознание те цели, на которых концентрируется деятельность общества в целом или от-дельных групп, что опять-таки сопровождается борьбой за выбор направления развития. 6. Идеология способствует снижению социальной напряженности, так как дает средство рационализации и выяснения отношений между представителями разных групп, но вместе с тем идеология может способствовать мобилизации радикальных групп на решительные действия во имя своих интересов. Уже из этого перечня мы видим, что независимо от содержания всякой идеологии, сколь настойчиво ни держались бы за него сами идеологи, ее роль оказывается относительной, в зависимости от того, в какой социальной и исторической ситуации она оказывается. Нередко победившая идеология, одержавшая верх в конкурентной борьбе и добившаяся реального изменения политическо- го или социального строя, проявляет свою противоречивость, превращается либо в средство лицедейства, прикрывающего реальное положение, либо прямого насилия над противоположной стороной. Хорошо известно, насколько условны буржуазные свободы и официально признанные права граждан, не исключающие реальную дискриминацию против национальных, расовых меньшинств по сравнению со «стопроцентными гражданами», иммигрантов, ущербного положения женщин в профессиональной сфере и т.д. Освободительные движения в колониях привели к ликвидации Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 100 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 101 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru колониальной системы и достижению независимости, но после этого они нередко вырождаются в преследование сепаратистов, авторитарное правление и вражду с другими странами. Социалистическая идеология в России, провозгласившая свободы, право на землю и власть Советов, привела к гражданской войне, утверждению тоталитарного режима, ликвидировавшего все реальные свободы как различных социальных слоев, так и различных народов государства. Но на новом этапе мы видим, как распад СССР, получивший обоснование в идеологии демократических сил, привел к росту национализма, принимающего подчас радикальные формы, ос-лаблению экономических и политических связей на огромном пространстве бывшего Союза. Продолжающаяся борьба различных течений в развитых странах Запада, сохранение повсюду в той или иной степени религиозности, сильные национальные и государственные доктрины в странах Азии, Африки и Латинской Америки, напряженные столкновения националистических, религиозных и социальных идейных течений в нашей стране — все это свидетельствует об устойчивом значении идеологии как фактора регуляции социокультурной и политической жизни общества. Однако существуют большие различия как в типах идеологии, так и в степени их влияния на общественную жизнь. В странах с развитым общественным производством и сложившимися право-выми институтами социальная связь и регуляция обеспечиваются различными экономическими, правовыми, культурными и политическими средствами. Так, менталитет буржуазного общества формируется в значительной степени на основе осмысления процессов товарного производства и движения товаров, а также принятия правовых норм. В обществах, переживающих период ста-новления и развития, положение иное. Здесь еще не сложились прочные экономические связи, слабо оформлены классовые структуры. В большинстве этих стран нация также находится в про- цессе формирования и национально-государственное единство оказывается неустойчивым. Поэтому идеология — один из важнейших факторов формирования социальных движений и спло-чения как отдельных слоев населения, так и нации в целом. В условиях социального и культурного разнообразия и противоречий она служит ориентацией для деятельности. В идейном сознании опускаются важные стороны социальной реальности. Происходит его «канализирование» — снимается поливалентность и неопределенность к устремлениям, порождаемым противоречивой действительностью, придается ясность. Отсекая нежелательные для нее варианты при помощи критики и опровержения, идеология направляет сознание и волю людей в определенное русло. Причем цена такого выбора — снижение значимости тех или иных аспектов действительности.
|