Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мистика.
В каждой религии возникали течения, имевшие целью непосредственное изменение состояния человека не через культ или веру, а через целенаправленную систему соматического, психологического и духовного воздействия. В языческих религиях эти переживания в форме шаманизма или оргиастических состояний, направленные на снятие дистанции между человеком и миром духов. Нередко они еще были направлены обычно на изменение соматического состояния человека при помощи некоторых магических субстанций или вербальных заклинаний. В более развитых формах мистицизм направлен на регуляцию соматических проявлений и психологических состояний ради достижения высшего духовного состояния как непосредственное слияние человека с высшим началом. Эти течения вызревали уже в тех духовных системах, в которых сформировались представления о трансцендентном начале, отделенном от всего обыденного мира. В мистике вырабатывались и соответствующие учения, оправдывающие, осмысляющие и регулирующие практику приобщения к этому началу. Мировоззренческие обоснования мистицизма и принятая практика тренировки резко различаются в зависимости от религиозных или же социальных условий. В теистических системах (христианство, ислам) это переживание единения с личным Богом. В нетеистических религиях высшее начало носит безличный, трансцендентный характер (дао в даосизме, шуньята в буддизме, брахман в индуизме). Однако все мистические учения имеют общие черты. Они тяготеют к иррационализму и интуитивизму, выражают себя не столько через понятия, сколько через символы, разрушающие обыденные структуры сознания. Мистицизм в его разных вариациях придает высокое изначальное значение индивиду как носителю психологических и духовных способностей, однако смысл актуализации этих способностей заключается в прохождении трудного, а подчас многолетнего пути поиска и тренировок, чтобы осуществить активную деперсонализацию личности, превращающуюся лишь в носителя некоторого высшего и внешнего начала. Практика мистицизма предполагает ту или иную систему психофизических установок (йога в индуизме, тантра в буддизме), регулирующих физические и душевные состояния как начальные стадии восхождения духа. Большое значение придается внутренней психологической и духовной сосредоточенности в медитациях на установленных образах или словесных символах — мантрах. Поскольку мистицизм предполагает продвижение через непривычные состояния, подчеркивается роль руководства наставников (гуру в индуизме, монаха в буддизме, пира в суфизме). Что ищет, а в той или иной степени и находит индивид в различных формах мистицизма? Среди таких целей, имеющих как социальное, так и психологическое значение, обычно перечисляют следующие: — обретение смысла индивидуального бытия, что дает возможность объяснить наличную ситуацию и найти из нее психологический выход; — приобщение к сокровенному знанию, возвышающему индивида и выделяющего его из толпы непосвященных; — приобщение к методу, обеспечивающему внутреннюю перестройку личности, развитие ее душевных сил; — избавление от суетности окружающего мира, от погони за ненужными вещами и делами ради обретения внутреннего спокойствия; — общение со своими единомышленниками и участие в совместном деле; — обретение связи с высшими авторитетами или со своим учителем, который поведет ученика по пути духовного восхождения. Мистический опыт необязательно достигается в индивидуальной практике. Большей частью он становится уделом мистических орденов, общин, групп. Такого рода группы получали особое развитие в кризисные периоды. При определенных условиях мистические течения превращались в форму протеста против социального угнетения и клерикальной иерархии.
|