Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный и общественный строй Древнерусского государства






 

Возникновение государства на Руси. Древнерусское государство, называемое также историками Киевской Русью, было образовано восточными славянами в IX в. и являлось одним из крупнейших государств Европы того времени.

В самостоятельную этническую общность восточные славяне выделяются в середине I тыс. н. э. К VI в. они занимали обширную территорию от Карпатских гор на западе до Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

В это время у них происходили распад родоплеменных отношений и формирование соседской общины, территориальных связей. Тогда же, по мнению историков, складываются первые предгосударственные объединения — союзы племен.

В древних летописях содержится предание, что на рубеже V—VI вв. в Среднем Поднепровье княжил некто Кий, основавший вместе со своими братьями Хоривом и Щеком и сестрой Лыбедью г. Киев. В верховьях Буга и в бассейне Припяти образовался мощный дулебский союз племен («держава волынян»), разгромленный в VII в. аварами. Несколько позднее племенные княжения возникают и в других восточнославянских землях. Автор «Повести временных лет», рассказывая о расселении славянских племен, называет четырнадцать таких объединений — поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, волыняне, бужане, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, белые хорваты и ильменские словене.

Все эти объединения являлись достаточно крупными племенными союзами, включавшими в себя несколько десятков отдельных племен. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию. Союзы племен возглавлялись военными вождями — князьями и родовой знатью. Высшим органом управления было народное собрание — вече, на котором решались все важнейшие вопросы. Основу военной организации составляло народное ополчение, однако уже возникла и новая военная структура — княжеская дружина, состоявшая из людей, преданных только князю. Подобный общественный строй, возникающий на заключительной стадии разложения первобытно-общинных отношений и непосредственно предшествующий образованию государства, принято называть военной демократией.

Согласно восточным источникам — сведениям арабских, персидских и среднеазиатских географов — в первой половине IX в. у восточных славян уже сформировались три крупных политических центра: Куявия (в районе Киева), Славия (в районе Новгорода) и Артания (о ее местонахождении историки продолжают спорить). В середине IX в. между ними развернулось соперничество за гегемонию в восточнославянском мире.

По сообщению «Повести временных лет», в 859 г. в Новгороде разразилась очередная междоусобица. Для ее прекращения было решено пригласить на княжение варяжского конунга Рюрика, ставшего основателем древнерусской княжеской династии. Произошло это в 862 г. Преемник Рюрика, Олег, в 882 г. совершил поход на юг, вдоль пути «из варяг в греки», занял Киев и сделал его своей столицей. Объединение двух главных политических центров восточного славянства под эгидой одного правителя завершило процесс образования Древнерусского государства.

Летописный рассказ о призвании варягов послужил основой для появления так называемой норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Она была разработана в XVIII в. в сочинениях немецких ученых, работавших в России: Байера, Миллера и Шлецера, полагавших, что создателями русской государственности являлись иноземцы — выходцы из Скандинавии. Научная несостоятельность такого подхода очевидна. В указанном выше фрагменте «Повести временных лет» речь идет не об обра­зовании государства, а о происхождении правящей династии, что, как известно, не одно и то же. Государство возникает только там и тогда, где и когда вызревают соответствующие внутренние предпосылки. Внешний фактор может ускорить или, наоборот, замедлить этот процесс, но не в состоянии его заменить.

Политический строй Киевской Руси. Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Эта форма правления выросла из родообщинных отношений и характеризовалась слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Раннефеодальная монархия существовала и в некоторых других странах — во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная, или численная, система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Ближайшие родственники князя — братья, сыновья, племянники — образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника. Из дружинников формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) — в городах и волостелям — в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения — так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица — кормленщиками.

Княжеским хозяйством управлял дворецкий. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину — мыть — взимали мытники, денежный штраф за убийство — виру — вирники, пошлину за продажу лошадей — пятно — пятенщики.

Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. Главную роль в доказательствах того времени, наряду со свидетельскими показаниями, нередко играли «суд божий» (испытание огнем и водой) и «поле» (поединок).

Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.

Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель — уделов — в княжение своим сыно­вьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть (рис. 1).

В 70-х гг. XI в. появляется новая форма государственного управления — съезды князей («снема»). На этих феодальных форумах, собиравшихся по инициативе киевских князей, решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета, улаживались межкняжеские противоречия и конфликты.

Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов — князей и бояр. В их статусе (крупных вотчинников) соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.

Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления — княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками — князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами, и управляющими вотчинным хозяйством.

 

Рис. 1. Государственное управление в Древнерусском государстве

 

Вечевой строй. Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X — начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью. Существовал определенный порядок ведения вече и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Многие историки рассматривали вече как орган народовластия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством.

И.Я.Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси; М.Б.Свердлов, наоборот, доказывал эпизодичность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и главным образом в городах Северо-Западной Руси.

Общинное самоуправление. Основную массу населения в Древнерусском государстве составляли крестьяне-общинники. Крестьянская община представляла собой конгломерат мелких поселений; на севере она именовалась миром, на юге — вервью. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Исследователи полагают, что древнерусская община X—XII вв. сочетала в себе элементы как соседской, так и семейной общины.

Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и бояра­ми приказчики и иные должностные лица.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал