Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые государственные преобразования






 

Внутренняя и внешняя политика киевских князей была направлена на объединение всех восточных славян в рамках единого государства, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси. Первые государственные преобразования связаны с деятельностью княгини Ольги. Подавив восстание древлян, убивших в 945 г. за взятие чрезмерной дани ее мужа Игоря, Ольга провела налоговую реформу. Она установила размеры дани («уроки») и определила пункты ее сбора («погосты»). В 957 г. Ольга совершила поездку в Царьград (Константинополь), где приняла христианство. Однако попытка ввести христианство в качестве государственной религии не удалась из-за противодействия ее сына Святослава, не решившегося идти против дружины, сохранившей верность языческим обрядам.

Сам Святослав, проводивший время в постоянных военных походах, мало занимался внутригосударственными делами. При нем, однако, был разгромлен Хазарский каганат, взимавший дань с некоторых восточнославянских племен, и расширена террито­рия Древнерусского государства.

В годы правления Владимира (980—1015) были проведены религиозные реформы. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и грома Перуном, считавшихся покровителями дружинников. Однако в отдельных древнерусских землях продолжали поклоняться своим богам. В 988 г. Владимир объявил государственной религией христианство. Этому акту предшествовало участие Владимира во внутренних распрях в Византии и установление с ней династического союза. (Владимир женился на дочери византийского императора принцессе Анне). Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, не желавшего расставаться с языческой верой. На окраинах Руси христианство было принято гораздо позднее, чем в Киеве и Новгороде. Тем не менее принятие христианства имело огромное значение для развития страны. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, способствовало росту международного значения Древнерусского государства, сыграло большую роль в развитии русской культуры и духовности.

После того как христианство становится государственной религией, на Руси складывается церковная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, были созданы церковные округа — епархии, которые возглавили епископы. Устанавливается специальный налог в пользу церкви — десятина. Был издан церковный устав, содержащий нормы в области семейно-брачных отношений, нравственности и преступлений против церкви.

Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019—1054). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами, разгромил печенегов, совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города, не спрашивая разрешения Константинополя, добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских — Илариона. Признанием высокого международного авторитета Руси стали династические браки Рюриковичей: сам Ярослав был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями, сестра — за польским королем; сын Ярослава женился на дочери византийского императора. Во времена Ярослава Мудрого началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление свода законов — Русской Правды, впоследствии дополненной его преемниками (Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.).

Перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между своими сыновьями и установил «очередной» или «лествичный» порядок престолонаследия, согласно которому киевский престол должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь. Такой принцип замещения великокняжеского престола, с одной стороны, исключал возможность появления на киевском престоле малолетних князей, с другой — усложнял династические счеты, вступал в противоречие с естественным желанием князей передать власть своим сыновьям и вел в конечном счете к усилению княжеских усобиц. В 1097 г. на Любечском съезде князей, созванном по инициативе Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого), был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов: «Каждый да держит отчину свою». Лествичный порядок, таким образом, был упразднен.

Киевские князья оказались не в силах остановить центробежные тенденции экономического и политического развития страны, воспрепятствовать сепаратистским стремлениям отдельных князей. Популярный на Руси Владимир Мономах, ставший великим князем в 1113 г., и его сын Мстислав Великий (1125—1132) сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств-государств.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Расскажите о возникновении Древнерусского государства. Выявите основные этапы в процессе формирования государственности у восточных славян.

2. Раскройте сущность норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Кто является ее автором?

3. Охарактеризуйте государственный строй Киевской Руси. Какие элементы родового самоуправления сохранились в управлении Древнерусским государством?

4. Перечислите должностные лица княжеской администрации.

5. Что собой представляла десятичная система управления?

6. Назовите черты дворцово-вотчинной системы управления.

7. Какие институты древнерусской государственности олицетворяли монархическое, аристократическое и демократическое начала в управлении?

8. Расскажите о первых государственных преобразованиях.

 

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (XII-КОНЕЦ XV вв.)

 

3.1. Распад Киевской Руси. Государственное управление в русских княжествах до монгольского нашествия

 

Распад Древнерусского государства. Во второй четверти XII в. Древнерусское государство окончательно распадается, и на его территории возникает несколько самостоятельных княжеств и земель, получивших свои названия по стольным городам: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово(Владимиро)-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское и Новгородская земля.

Наступление политической раздробленности было подготовлено развитием феодальных отношений. Господство натурального хозяйства открывало перед каждым регионом возможность отделиться от центра. Укрепление экономических позиций крупных вотчинников — князей и бояр — подталкивало их к политической самостоятельности. Главной силой разъединительного процесса стало боярство. Выполняя его волю, местные князья отделялись от Киева и превращали свои княжества в независимые государства.

Некоторое время все еще сохранялась видимость прежнего единства. Киевское княжество продолжало считаться главным, существовала единая церковная организация, действовали нормы Русской Правды, проводились феодальные съезды, организовывались совместные военные акции князей. Но постепенно связи между отдельными русскими землями ослабевали, а княжеские усобицы вели к их дальнейшему дроблению. К началу XIII в. уже насчитывалось около 50 великих и удельных княжеств.

Политическая раздробленность — это закономерный этап в развитии феодализма. Через нее прошли многие европейские и азиатские страны и народы. Переход к раздробленности не сопровождался упадком Руси. Напротив, он был ознаменован положительными сдвигами в социально-экономическом, политическом и культурном развитии, способствовал подъему отдельных русских земель, росту городов. Вместе с тем нельзя не заметить и отрицательных последствий наступления раздробленности — усиление княжеских усобиц и ослабление военной мощи страны.

Формирование новых политических центров. Княжества и земли Руси удельного периода были вполне сложившимися государствами, сопоставимыми по территории с европейскими. Киев, страдавший от набегов кочевников и княжеских усобиц, постепенно утрачивал свое значение. И хотя на протяжении почти всего XII в. на него по традиции продолжали смотреть как на главный город Руси, он фактически превратился в столицу небольшого Киевского княжества, расположенного в Среднем Поднепровье. Наиболее важное значение на рубеже XII—XIII вв. приобретают Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, а также Новгородская земля, ставшие политическими центрами соответственно Северо-Восточной, Юго-Западной и Северо-Западной Руси. В каждом из них складывается своеобразный политический строй: княжеская монархия во Владимиро-Суздальской земле, княжеско-боярская монархия в Галицко-Волынской и боярская республика в Новгородской.

Ростово(Владимиро)-Суздальское княжество. Ростово-Суздальское княжество располагалось в междуречье Оки и Волги. Его территория была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами — лесами, реками. Крупнейшими городами кня­жества являлись Суздаль, Ростов, Владимир. В самостоятельное Ростово-Суздальское княжество выделяется в правление сына Владимира Мономаха — Юрия Долгорукого (1125—1157), прозванного так за неуемное стремление к расширению своих владений. Главной его целью был захват Киева. В то же время он не забывал и о своих северо-восточных землях — вел широкое строительство крепостей-городов на границах княжества. Одним из таких городов стала Москва, впервые упомянутая в летописи в 1147 г.

Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский (1157—1174) отказывается от борьбы за великокняжеский киевский престол и сосредоточивает внимание на обустройстве Северо-Восточной Руси. Желая стать, по выражению летописца, «самовластцем во всей Суздальской земле», он переносит столицу княжества из пробоярского Ростова в сравнительно молодой город Владимир. Авторитарный характер правления и ссоры с церковными иерархами привели в июне 1174 г. к заговору бояр и гибели Андрея. В 1176 г. владимирским князем становится его брат Всеволод Большое Гнездо, который расправляется с заговорщиками, укрепляет княжескую власть, добивается признания со стороны других русских князей в качестве старейшего из Мономахова рода. В сферу влияния Владимиро-Суздальского княжества попадают Муромская, Рязанская, Черниговская, Смоленская, Киевская и Новгородская земли. Обладая крупным княжеским доменом и опираясь на новые города (Владимир, Переславль-Залесский, Ярославль, Москва), Всеволод Большое Гнездо подавляет боярскую оппозицию. При нем Владимиро-Суздальское княжество превращается в феодальную монархию с сильной княжеской властью.

После смерти Всеволода (1212) Владимиро-Суздальское княжество дробится между его многочисленными сыновьями, и формируется институт Владимирского великого княжения. Сложившийся в Северо-Восточной Руси порядок управления во многом напоминал политический строй Киевской Руси. Главой Северо-Восточной Руси считался великий князь владимирский. Он руководил внешней политикой и войсками всех Всеволодовичей. Князь опирался на дружину и княжеский совет, мог созывать феодальные съезды. В городах эпизодически собиралось вече. На местах сидели княжеские наместники и волостели, осуществлявшие функции управления и суда и получавшие за это «корм» от населения (принцип кормления). Сохранялась также дворцово-вотчинная система управления. На территории Северо-Восточной Руси продолжали действовать нормы Русской Правды.

Накануне монголо-татарского нашествия Владимиро-Суздальское княжество представляло собой крупнейшее государственное образование на Руси.

Галицко-Волынское княжество. Галицкое и Волынское княжества образовались на юго-западе Руси. Они занимали северовосточные склоны Карпат и территорию между Днестром и Прутом.

С момента отделения от Киева и до конца XII в. Галицкое и Волынское княжества существовали в качестве самостоятельных государственных образований. В Галиче довольно сильные политические позиции сохраняло местное боярство, во Владимире Волынском, наоборот, сложилась сильная княжеская власть.

Объединение Галицкого и Волынского княжеств произошло в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславиче. В 1203 г. он захватил Киев и принял титул великого князя. В Галицко-Волынском княжестве, как и во Владимиро-Суздальском, сложилась сильная княжеская власть. Но княжеская монархия в Юго-Западной Руси просуществовала недолго. После смерти Романа Мстиславича (1205) престол перешел к его четырехлетнему сыну Даниилу. В княжестве начались усобицы, приведшие к фактическому распаду государства. Власть оказалась в руках бояр, возводивших на престол то одного, то другого князя. В 1212—1213 гг. на княжеском престоле оказался галицкий боярин Володислав. Сложной ситуацией воспользовались соседи — польские и венгерские феодалы, принявшие активное участие в княжеско-боярских распрях. Лишь в 1238 г. Даниил Романович сумел установить свою власть над всем Галицко-Волынским княжеством. Но вскоре оно подверглось опустошительному монгольскому нашествию. Даниил Романович, хотя и признал зависимость от монголов, тем не менее стремился к проведению самостоятельной политики. После длительной борьбы ему удалось привести к покорности бояр. В 1254 г. он принял от папской курии королевский титул.

В Галицко-Волынском княжестве фактически сложилась княжеско-боярская монархия. Княжеская власть, то усиливаясь, то ослабевая, уравновешивалась боярской фрондой.

Новгородская земля. В 1136 г. Новгород окончательно отделяется от Киева и превращается в самостоятельное государство. Новгородская земля занимала обширную территорию: от Белого моря на севере до верховьев Волги на юге, от Прибалтики на западе до Уральских гор на востоке. Особенностью Новгорода было широкое развитие торговли и промысловой деятельности. Это способствова­ло росту экономического и политического веса боярства и верхов посада.

В отличие от других русских земель в Новгороде сложился строй боярской республики. Высшим органом республики считалось вече — народное собрание всех свободных жителей города, рассматривавшее важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, приглашавшее князей и избиравшее главных должностных лиц. Собиралось вече на Ярославовом дворе или у Софийского собора под звон вечевого колокола. В собрании принимало участие все взрослое свободное мужское население города. Посадник оглашал повестку дня и руководил прениями. Решения принимались единогласно. Поскольку добиться этого в большинстве случаев было трудно, вечевые собрания нередко перерастали в драку и сопровождались «большим гублением» людей. Решения вече оформлялись в особой канцелярии — вечевой избе, возглавляемой вечевым дьяком, и скреплялись печатью «Господина Великого Новгорода».

Так как Новгород делился на пять районов — концов, а последние — на улицы, то наряду с общегородским вечем существовали «кончанские» и «уличанские» вечевые сходы.

Несмотря на регулярность созыва вече и довольно четкую организацию его деятельности, реальная власть в Новгороде принадлежала Совету господ («осподе»), в который входило от 300 до 500 «золотых поясов»: бояре, высшие чины новгородской администрации, верхушка посада («житьи люди»). Возглавлял совет новгородский владыка — архиепископ. Совет господ собирался по мере надобности и решал все важнейшие государственные вопросы: выбор князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания и фактически руководил его ходом.

Высшим должностным лицом в Новгороде был посадник, избиравшийся вечем из знатных боярских фамилий. По существу, его избрание предрешалось Советом господ. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя, вместе с ним руководил вооруженными силами, вершил правосудие, следил за внешнеполитическими делами. Срок исполнения полномочий посадника точно не устанавливался, но, как правило, не превышал двух—трех лет. С 1301 г. посадники стали избираться на один год.

Ближайшим помощником посадника был тысяцкий, также избиравшийся вечем. Он руководил городским ополчением, а в мирное время осуществлял судебные (по торговым тяжбам) и полицейские функции.

Новгородский владыка — архиепископ — являлся не только главой церкви в Новгороде, но и одним из высших должностных лиц республики. Поэтому он тоже избирался вечем. Архиепископ председательствовал в Совете господ, вершил церковный суд, хранил государственную казну и печать, контролировал торговые меры и весы, участвовал в осуществлении внешней политики. В распоряжении архиепископа находился специальный «владычный» полк.

Установление в Новгороде республиканского политического строя не привело к ликвидации института княжеской власти. Но в отличие от других русских земель князь в Новгороде не был верховным правителем. Он приглашался вечем и выполнял функцию главнокомандующего и организатора защиты Новгородской земли. Вместе с посадником он отправлял правосудие (но только в черте города). Даже резиденция князя находилась вне новгородского кремля. С приглашенным князем новгородцы заключали договор — ряд. Если его условия нарушались князем, то вече «указывало дорогу», т.е. расторгало договор и изгоняло князя.

Территория Новгородской республики делилась на пять частей — «пятин», которые приписывались к одному из «концов» Новгорода. Центрами «пятины» были города, именовавшиеся пригородами Новгорода. В эти города направлялись новгородские наместники. Вместе с тем в них имелись собственные вечевые собрания и выборные должностные лица. «Пятины» состояли из волостей, управлявшихся новгородскими «мужами», волости — из погостов.

Эта система управления Новгородской землей сохранилась и после установления ордынского ига на Руси (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Государственный строй Новгородской боярской республики

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал