Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства массовой информации в массовой культуре






По расхожему выражению западных социологов, в современном обществе господствуют три МММ: массовое общество, мас-

* Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. - М., 1990. - Вып. 1. - С. 134. См. также: Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? — М., 1992. — С. 160-180.

совая культура и масс-медиа. Мы уже рассматривали (в главе VI) функции средств массовой информации в производстве знаний (к которому информатика, как мы видели, далеко не всегда имеет отношение) и в коммуникативных процессах, где СМИ преобразуют, дополняют или же заменяют другие средства коммуникации. В главе X мы рассматривали роль СМИ в культурной политике, проводимой государством или общественными организациями. Позднее мы рассмотрим роль СМИ в системе международного культурного общения. Однако СМИ составляют также важную часть современной массовой культуры. А может быть, и важнейшую, так как считается, что почти вся современная массовая культура так или иначе проходит через масс-медиа.

Именно через масс-медиа массовая культура проникает в самые широкие слои, самые удаленные уголки как в рамках национальных обществ, так и в глобальных пределах. Через масс-медиа проходит процесс «культурной гомогенизации», в ходе которого сходные вкусы и формы «культурного потребления» распространяются как в привилегированных, так и малообеспеченных слоях населения. Все общество может убедиться в том, что «богатые тоже плачут» (так назывался один из мексиканских телевизионных сериалов). Это само по себе не приведет к изменению соот-ношения разных слоев в сфере производства, а политика также во многом связана с масс-медиа.

К 60-м гг. XX в. технические возможности массовой культуры многократно возросли. В дополнение к статичной фотографии пришло кино, многократно возросли возможности радио и телевидения, спутниковая связь в сочетании с минимизацией принимающих систем и их надежностью обеспечивает устойчивую сеть проникновения массовой культуры. В дополнение и на смену прежнему телевидению приходят кассеты, компакт-диски и видеофильмы. Первое выступление в США рок-группы Биттлз, происходившее в 1964 г. в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали не только 2 тысячи посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее благодаря спутниковой связи подобные мероприятия становились доступны почти 2 миллиардам людей — почти половине жителей земли. Таким образом, масс-медиа служат как носителями культуры, так и средством манипуляции.

Конечно, важную роль различные варианты массовой культуры играют и в реализации массовой коммуникации и распространении информации. Поэтому аудиовизуальные технологии рассмат-риваются как часть средств массовой информации, хотя они, как мы видим, играют важнейшую роль в сфере массовой культуры. Способность к быстрому и почти тотальному охвату самых широ-

ких аудиторий превращает СМИ в важнейший фактор, трансформирующий всю систему духовного производства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал