Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы взаимодействия культур в международных отношениях
Культурные связи наряду с экономическими и политическими — постоянный и существенный компонент общения между народами. Все эти компоненты не только дополняют друг друга, но и вступают в сложное взаимодействие, где каждый обнаруживает свою самостоятельность и специфику. Культура охватывает духовную жизнь общества — ту сферу, в которой создаются, со-храняются и накапливаются духовные ценности, знания, нормы и исторический опыт. Поэтому культура — арена наиболее устойчивого взаимодействия народов, их взаимного обогащения и по-нимания. Политические раздоры могут основательно нарушать и даже временно прерывать нормальные отношения, особенно если культура используется как инструмент национального противопос-тавления, консолидации «своих» и отторжения «чужих». Однако «поверх барьеров» и границ поддерживаются контакты как между высокими уровнями культуры, так и в различных сферах жизнеустройства даже враждебных наций. Когда стихают политические страсти, культуры вновь вступают в полноценный контакт. Конечно, история культуры знает примеры, когда общество долгое время развивалось почти полностью изолированно, без внешних контактов. Как подчеркивает российский этнолог C.A. Арутюнов, для большинства такого рода обществ характерна длительная стагнация, отсталость и утрата значительной части собственного достояния (например, у тасманийцев, полярных эскимосов, андаманцев и т.д.). Открытость внешним влияниям, взаимодействие — важное условие успешного развития любой культуры и ее поддержания в полном объеме. Как известно, в международные политические отношения вступают между собой прежде всего государства, иногда нации, не имеющие государственности, но добивающиеся ее, а также разного рода международные движения и организации (Движения неприсоединившихся стран, ООН и т.д.). Не все нации участвуют в международной политике, в которой существует признанный механизм «признания» субъектом такой политики. В отличие от политики международные культурные связи проявляют значительную самостоятельность по отношению к государственному регулированию и способны оказывать об-ратное воздействие на политику. Распределение культурного влияния зачастую заметно отличается от политической расстановки сил. Опираются на сложившиеся культурные связи и в немалой степени стимулируются ими и межгосударственные объединения. В культурных отношениях могут принимать участие как большие, так и малые нации, как имеющие, так и не имеющие своей государственности (и даже не имеющие своей территории, как, например, цыгане). Конечно, влияние крупной нации или цивилизации несравненно крупномасштабнее, чем малых этнических групп, хотя последние также оказывают культурное воздействие на соседей в своем регионе, а может быть, и в мировых связях. В международных документах этот принцип формулируется как равноправие культур, что подразумевает устранение каких-либо правовых ограничений и духовного подавления стремлений Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 216 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 217 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru каждой этнической или национальной группы придерживаться своей культуры и сохранять свою самобытность (идентичность). Конечно, такое равноправие не обязательно означает действительного равенства в силу бесспорного различия в уровнях культурного развития.
|