![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Колониализм и этнокультурные процессы.
Колониализм и этнокультурные процессы. Колониальный раздел Азии и Африки оказал различное влияние на культурные процессы: 1. Расчленение сложившихся и складывающихся этнических общностей границами колониальных владений нарушило этнические процессы, приведя к обособлению частей ранее единого народа и их дивергентному развитию (малайская общность, распавшаяся на две части в результате англо-голландских завоеваний; англо-французские захваты арабских территорий усилили тенденцию к атомизации этнических и языковых процессов в пределах отдельных колониальных владений). 2. Колонизация отдельных стран со сложившимися этносами, повлекшая за собой развитие экономических связей, путей сообщения, наоборот, стимулировала протекавшие этнические про-цессы (колонизация Вьетнама ускорила процесс формирования вьетнамской нации). 3. В результате колонизации произошло искусственное объединение различных этносов, далеких по языку и культуре (большинство стран Тропической Африки). Между этими этносами ранее не существовали прочные языковые контакты, и они стали осуществляться с помощью языка метрополии. Колонизация не приостановила полностью процесса укрупнения существующих этнических общностей и распространения их культур, в частности, за счет ассимиляции крупными общностями более мелких. При этом ассимиляция через временное состояние билингвизма вела к монолингвизму Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 219 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 220 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru и утрате родного языка. Распространению некоторых культур способствовали также углубление экономических связей и усиление торгового обмена между разноязычными народами (малайская культура в обширном регионе Юго-Восточной Азии, суахили в Восточной Африке), потребность общения в районах сельскохозяйственного и промышленного производства, особенно в городах, прежде всего портовых, населенных разноязычным населением (волоф стал обиходным языком Дакара, где проживает более 30 этнических групп, а хиндустани — языком Калькутты, находящейся в бенгалоязычном районе Индии). Распространение культуры, обусловленное торгово-экономическими контактами, как правило, не означало полную ассимиляцию и утрату родного языка целыми этническими общностями. Бикультурность формировалась лишь у отдельных представителей или узких социальных прослоек таких общностей и не имела тенденции к расширению. Даже политика прямого управления не привела повсеместно к низведению широко распространенных культур до уровня семейно-бытовых. Культуры оказывали разную сопротивляемость что впоследствии проявилось в том, что в некоторых из них быстро и с большой легкостью язык метрополии был вытеснен из всех сфер общения и заменен автохтонными (вьетнамский, корейский). Другие языки не смогли так быстро заменить язык метрополии (Кампучия). Разная сопротивляемость культур не может быть объяснена только разной длительностью колониального господства (Корея — 36, Вьетнам — 60, а Кампучия — 67 лет). По-видимому, это зависит от того, что колониальные захваты совпали с различными стадиями национальной консолидации, становления национальных культур. Политика прямого, а отчасти и косвенного управления накладывала ограничения на автохтонные культуры (запрещая применение местных языков в высших звеньях колониального управления), вела к сужению диапазона их функционирования и замедляла их развитие. В результате эти культуры после освобождения оказались не готовыми обеспечить совместное общение из-за бедности и не-достаточной дифференциации. В период борьбы за национальную независимость в колониальных странах происходит консолидация антиколониальных сил, включающих все этнические общности и все их классы и социальные слои.
|