Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воздействие колониализма на культуру покоренных стран.
Провозглашаемые колониализмом идейные принципы не соответствовали его же собственным реальным действиям. Внешний фасад колониализма украшали призывы приобщения к христианству, достижениям разума и цивилизации. Но за идеологизированной оболочкой скрывались грубые материальные интересы. Демагогия прикрывала насилие, алчность, расовое высокомерие по отно-шению к подчиненному населению. Реальность колониальных завоеваний, подавления освободительных движений, империалистических войн превращала понятие «цивилизация» в риторический оборот и дипломатический ритуал. Разоблачение формализма колониального права как фактического бесправия стало важной задачей первых поколений азиатских и африканских национальных деятелей разных направлений. Но если умеренные стремились способствовать преодолению негативных сторон колониализма и утверждению справедливости в рамках правосудия, то радикально настроенные повели решительную борьбу не только против колониализма, но и за национальное возрождение. Колониальная эпоха в целом оказывала противоречивое воздействие на все сферы общественной жизни, в том числе на общественное сознание. Вводя прямо или косвенно элементы современности, колониализм вместе с тем приводил к разруше- нию прежних перспективных социальных и духовных начал в самих колониях или же к прямому насаждению традиционализма. Так, в Индии с конца XVIII в. английские власти содействовали применению шариата для мусульман и кодекса норм, содержащихся в «Дхармашастрах», — для индусов. Были призваны на помощь британские академические круги, которые переводили с санскрита «Законы Ману» и сборники древнеиндийских классических законов XI-XII вв. Контролируемые англичанами суды, обложив себя древними текстами, навязывали взятые из них законы в ущерб сложившемуся обычному праву. Даже там, где религиозные ученые — пандиты и улемы — проявляли гибкость и шли на компромисс, английские судьи, во всеоружии оксфордской индологии или исламистики, оказывались гораздо более «последовательными». Лишь в конце XIX в. было обнаружено, что древние «Законы Ману» не отвечают принятым среди массы населения нормам и приводят к опасному усилению традиционной элиты. Позднее академическое востоковедение и культурная антропология, исследуя и изолированные традиционные общности, рекомендуют оставить их в прежних рамках, тем самым утверждая их структурно-функциональную целостность. Заповедным полем таких исследований стали наименее Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 221 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 222 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru затронутые модернизацией общества в африканской и азиатской глубинке. В 50—60-х гг. XX в. начинается кризис в культурной антропологии, оказавшейся слишком тесно связанной с интересами колониальных режимов — как в выводах, так и по исходным предпосылкам. Но помимо поддержки традиционализма, духовное воздействие колониализма велось также через утверждение идеалов и ценностей западной культуры как воплощения безусловного прогресса. Колониальные режимы создавали видимость приобщения к развитым формам духовной жизни и достижениям западной цивилизации. Именно в этом заключалась убеждающая сила колониальной идеологии, воздействовавшей на умы, по крайней мере, образованных слоев на протяжении раннего периода колониального господства. Для буржуазного просветительства характерны установки на рост знаний и промышленное развитие, что должно привести к устранению традиционных, сковывающих человека форм мышления, поведения, застойных социальных структур и т.п. Однако в колониальных условиях с особой остротой проявились социокультурные противоречия, присущие буржуазному обществу. Здесь происходит отчуждение новых производительных сил от народа. Ценностные ориентации, получившие высокую санкцию в буржуазном сознании, оказываются лишь уловками для затушевывания подлинных отношений, процессов разрушения основ существования широких масс. Преодоление колониальных взглядов и установок было необходимой предпосылкой борьбы за политическую независимость.
|