Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транснациональные корпорации и культурная экспансия.






Культурная экспансия — важная составная часть и необходимая предпосылка деятельности транснациональных корпораций (ТНК), подчиняющих себе различные сферы общественной жизни в развивающихся странах. Их деятельность не ограничивается экономикой. Она дополняется как политическим давлением на правительства или же на оппозиционные силы, так и интенсивным социальным и культурным влиянием. Для успешного функциони-

* Здесь воспроизводится перечень, приведенный в статье Cultural Imperialism из американского словаря The Harper's Dictionary of Modern Thought (N Y 1976. - P. 303).

рования ТНК внедряют соответствующие социальные и духовные механизмы в принимающее общество. В результате происходит не только изменение моделей потребления, но и перестройка всей системы ценностных ориентаций, в которой доминирующей становится установка на потребление.

ТНК придают значение социокультурным инвестициям, чтобы обеспечить интересы своего производства. Они обеспечивают производство такой масскультуры, которая ведет к идеализации образа жизни, идеологии, ценностей, мировоззрения и искусства метрополий, к их некритическому принятию, порождая чувство неполноценности в отношении к собственным культурам.

ТНК претендуют на деидеологизацию своей деятельности, сводящейся якобы только к производству и продаже товаров, обеспечению культуры бизнеса и культуры потребления, что будто бы и означает ориентацию на материальные интересы. На самом деле вместо прежних мифов, в которые облекались человеческие отношения в доиндустриальных обществах, капитализм утверждает товарный фетишизм. Товар не только продается. Он функционирует в огромной степени как часть соответствующего образа жизни, предполагаемого всей системой средств массовой коммуникации, массовой культуры и рекламы. Здесь опять-таки существует высокая степень

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 223 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 224 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

монополизации. Крупнейшие корпорации по производству культуры: кинофильмов, телевизионных программ, музыкальных записей, журналов, газет, книг, игр и т.д. — принадлежат США, хотя с ними в острую конкуренцию вступают японские, английские и французские компании.

Реклама способствует внедрению завышенных потребностей, непригодных для данного общества. Ломка прежних потребностей, тесно связанных с обычаями и этническими культурами, приводит к разрушительным последствиям во всей системе привычных ориентаций и стремлений. Впрочем, подчас в культуру потребления с большой готовностью включается местная экзотика, также служащая целям престижного потребления и досуга. «Чудеса» Востока и Африки входят в реестр коммерческих доходных предприятий. Если интересы самих ТНК оказываются вполне удовлетворенными видимым расширением потребления производимого ими продукта, то этого нельзя сказать ни об интересах широких слоев населения, ни об интересах общества в целом. Предлагаемый образ жизни дорого стоит в прямом и переносном смысле. За него надо расплачиваться подчинением своей жизни и труда законам капиталистического производства, которые оказываются гораздо более безжалостными, чем прежние тотемы, табу и религиозные запреты.

Распространяясь на различные сферы образа жизни, такого рода потребительские ориентации нередко сказываются весьма драматично не только на социальном, но и прямо в экономическом плане. Широко известный пример пагубности такого потребительства, навязываемый массовой рекламой с использованием социально-психологических факторов, — деятельность швейцарской фирмы «Нестле», пропагандирующей во многих странах мира искусственное кормление младенцев с использованием продуктов этой фирмы. Замена естественного вскармливания бутылочным приводит к значительному росту расходов на импорт, превышающем в ряде африканских и азиатских стран бюджет органов здравоохранения. Другим результатом такого навязанного потребления в условиях низкого уровня жизни становится повышение уровня детских заболеваний. По ориентировочным подсчетам, все это обходится развивающимся странам в сотни миллионов долларов. И это лишь один пример того, как культурно-психологические средства используются для усиления экономической за-висимости.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал