Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные темы.
Формирование теории модернизации и пути преодоления западоцентризма в оценке духовных аспектов развития. Вклад М. Вебера и позднейших социологов в создание сравнительной теории модернизации. Пересмотр ранних концепций вестернизации как неизбежности подражания Западу в основных сферах социокультурной регуляции. Сущность модернизации. Социально-экономические, политические и социокультурные аспекты модернизации. Основные факторы модернизации: усиление разнообразия общественной жизни, рост разделения труда, освоение новых типов производства, накопление средств производства. Исходное противоречие модернизационного процесса: наложение и взаимодействие принципиально различных типов социокультурной регуляции. Социокультурные проявления этого противоречия: между традициями и современностью, между собственным достоянием и инородной культурой, между потребностью в развитии и сохранением стабильности. Социокультурная многоукладность как отражение этих противоречий. Варианты взаимодействия самобытности и современности. 1. Симбиоз как сосуществование разных укладов во взаимно изолированных сферах. Анклавы современности и «море традиционности». Границы прямого «переноса» элементов западной культуры в другие страны. 2. Модернизация против традиционности и конфликт культур. Разрушение прежних форм культуры и форсированное проведение вестернизации. Индивидуализация отношений, разрыв или деформация прежних форм социальной связи и духовных ориентаций. Социальные и межэтнические противоречия. 3. Синтез как приспосабливание современных элементов культуры к прежнему социокультурному достоянию и преобразование этого достояния. Перенос Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 233 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 234 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru прежних солидаристских ориентаций на новые формы деятельности и духовная трансформация общества. Социальные разрезы культуры переходного общества. Роль социально активных слоев, элиты, буржуазии, рабочего класса и крестьянства в процессах модернизации. Противоречия между вестернизованными группами и традиционными слоями населения. Интеллигенция и культура в условиях модернизации общества. Интеллигенция как носитель новых форм духовности и как выразитель настроений протеста против пагубных последствий модернизации. Противоречивость положения интеллигенции между старым и новым, своим и чужим достоянием в культуре. Модернизация и идеология. Культурный национализм и факторы межэтнической напряженности. Религия и национализм в процессах самоопределения. Социалистические течения. Основные тенденции в религиозной жизни. Консервативный традиционализм, реформаторство как осовременивание религии и приспосабливание ее к новым условиям и формам деятельности. Фундаментализм как возрождение интегративных принципов религии и консолидация общества в противостоянии прозападной модернизации.
|