Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модернизация и идеология
Как уже упоминалось, важное духовное изменение, происходящее в обществе, подвергающемся модернизации, состоит в расширении сферы действия секулярных принципов социальной регуляции. Это означает ослабление влияния религии на некоторые сферы социальной жизни, постепенную десакрализацию мира и рост влияния рационально-практических и нормативно-правовых принципов. Однако между собственно религиозным и рациональным подходами к действительности находится важная сфера общественного сознания, занимаемая светской идеологией, которая приобретает все большее значение по мере ослабления прежних ортодоксальных форм веры и практики. В условиях этого переходного периода между религиозно-солидаристским и товарно-денежным типами регуляции происходит сложное взаимодействие и духовных мотиваций, сопровождаемое как обогащением, так и обеднением духовной жизни, дифференциацией субкультур и поисками новых принципов интеграции. Нагрузка на идеологию увеличивается в силу того обстоятельства, что в этих условиях в обществе ослабевают прежние нормативно-ценностные системы, оказывающиеся в ряде отношений дисфункциональными, но еще не сложились прочные хозяйственные связи и правовые системы. Как известно, в политическом плане важным средством регуляции и консолидации общества становится государство, приобретающее зачастую авторитарный характер. Однако государство имеет свои ограничения, оно не может заменить нормативно-ценностные и смысловые системы, обеспечивающие нужную степень взаимодействия и координации. В этих условиях идеология становится важным средством регуляции ориентаций и деятельности Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 241 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 242 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru населения. Воздействуя на духовный мир человека, на сознание общественных групп и общества в целом, она по-своему «организует мир», объясняет противоречивую действительность и снимает эти противоречия, придавая смысл деятельности, направленной на определенные цели. Конечно, формирование идеологии определяется как состоянием общества в целом, так и характером тех социокультурных слоев и политических движений, которые складываются в обще-стве. Поэтому именно социологический анализ должен раскрыть реальное содержание тех построений, которые создаются идеологами различных направлений. В общем плане в том многообразии идейных ориентаций, которое складывается в обществе в условиях модернизации, следует выделить следующие основные направления: 1. Национализм различного типа, в котором находят отражение стремления различных слоев общества, этнических и конфессиональных общностей к достижению консолидации и независимости. Эти цели могут выдвигаться от имени сложившейся нации, стремящейся к освобождению от иностранного господства, от имени больших и малых этнических групп, ориентированных на национальное самоопределение, от имени культурно-исторической общности (паннациональные движения), от имени государства (государственный национализм) или конфессиональных движений. Хорошо известны противоречия национализма, который, с одной стороны, стремится к достижению реальной независимости и права самостоятельно пользоваться национальным достоя-нием, а с другой — нередко приводит к ограничению прав инонациональных частей населения, к соперничеству и конфликтам с другими национальными общностями. Конфликты и войны — частый спутник националистического самоутверждения. 2. Социалистическая идеология в разных национальных вариантах. Как мы видели, в доиндустриальных типах социальности преобладают различные формы коммунократических, солидаристских отношений, которые неизбежно вступают в противоречие с теми товарно-денежными принципами, которые лишены значимой для населения нормативно-этической ориентации. Стремление отстоять присущие громадному большинству населения социальные связи и соответствующие им ценности, но вместе с тем привести их в соответствие с новыми типами деятельности выражается в произрастании различного рода социалистических идеологий и программ, которые на разных этапах выдвигались во всех странах, проходящих через этап модернизации. 3. Изменения в религиозной идеологии. С периода французской революции 1789 г. в общественной мысли стран Запада, а под ее влиянием и в других странах вопрос о месте и роли религии в современном обществе подвергался интенсивному обсуждению. Многие просветители, а вслед за ними социальные реформато- ры, революционеры и социалисты полагали, что прогресс должен привести к изживанию религии как суммы нелепых верований, устаревших предрассудков, средства обмана и манипуляции, от-влечения народа от реального участия в общественной жизни. На протяжении XIX и XX вв. религия продолжала пользоваться широким влиянием, хотя содержание и структура его сильно изменялись. Как обычно, история религии как важная составная часть культуры разворачивается отнюдь не через «отмену» и «устранение», а через постепенную эволюцию, в которой прежнее достояние взаимодействует с нововведениями. Необходимо вновь провести исходное разделение религиозных процессов на два основных типа, которое в основном совпадает с делением современного мира на «промышленно развитые» и «развивающиеся» страны. На ранних этапах промышленного развития и становления капитализма христианство в его протестантской форме сыграло выдающуюся роль в духовном стимулировании накопления капитала и поддержания социальной дисциплины. Оно послужило основой внутренней личностной ориентации активных участников становящихся рыночных отношений. В немалой степени это происходило еще и потому, что протестантизм примирял трудящихся с приниженным положением, создавая у них убеждение в оправданности складывающегося неравенства, которое является результатом как собственных усилий человека, так и божественного произвола. Позднее к этому процессу присоединились и страны католической Европы, хотя здесь развитие происходило во многом через приспосабливание структуры культа к новым социальным требованиям — и при боль-шей степени сохранности солидаристских отношений. Позднее повсюду в западном мире происходит постепенный, но упорный процесс секуляризации, заключающийся в растущем разделении светской и сакральной сфер, отстранении последней от участия в регуляции экономической деятельности или же превращении этого участия в косвенное и опосредованное. Католицизм отнюдь не выступает противником капитализма, а содействует ему, осуществляя функции морального руководства поведением верующих во внепроизводственной сфере. Впрочем, эта религия ведет также огромную работу через профсоюзы и систему социального обеспечения, сглаживая и примиряя интересы противостоящих классов. Таким образом, для религии процесс секуляризации заключается прежде всего в «структурной перестройке» поведения верующих, его растущей дифференциации. Религия Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 242 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 243 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru все больше уходила в сферу частной и личной жизни, хотя и оставаясь важным средством регуляции межгрупповых и национальных отношений. Что же означает этот процесс для секулярных частей культуры? Как мы видели в главе об индустриальном обществе, основными средствами регуляции здесь становятся светская мораль, гражданское право и художественная культура, через которые и осуществляется разветвленное, детализированное и гибкое поддержание отношений и их адаптация к меняющимся условиям. Религиозные процессы, протекающие в среде, которая подвергается модернизации и претерпевает сложную трансформацию, зачастую кардинально отличаются от тех, что описаны выше. Однако они отнюдь не однозначны. В обширной литературе по социокультурным аспектам модернизации приводятся разные классификации, но можно считать вполне устоявшимся деление этих процессов на три основных варианта, имеющих различное духовное содержание, социальную и политическую направленность: а) консервативный традиционализм, б) радикальный фундаментализм и в) реформаторство. Конечно, такое деление условно и отражает состояние размытости, неустойчивости основных социальных групп и переходный период общества в целом. Деление не охватывает и всех различий, существующих на уровне мировоззренческого и тем более массового сознания. Но оно дает возможность выявить основные направления эволюции религиозных идеологий, а следовательно, и их влияние на идеологическую борьбу. Для современного религиозного сознания важной проблемой становится установление необходимого соответствия между традициями и современностью, между усвоением нового и достав-шимся от прошлого наследием. В происходящих в религии процессах проявляется ее неоднозначность и многообразие. В ней постоянно взаимодействуют и противоборствуют разные уровни и типы сознания, разные ценностные ориентации. Консервативный традиционализм. Ортодоксальный традиционализм связан с косными привилегированными слоями, стремящимися противостоять переменам, сохранить свои привилегии и замкнуть широкие народные массы в ограниченных рамках первичных групп, дополняемых религиозными связями. В ряде стран традиционализм активно используется и насаждается правящи-ми кругами, которые хотели бы сдержать рост недовольства и активности населения. Традиционализм неизменно отказывается признать реальность перемен. Изменения должны носить характер только частичного улучшения прежних структур, усиливать прежние ориентации, которые сами по себе обладают абстрактной ценностью, и лишь «небрежность» верующих не дает им воз-можности осуществиться. Тенденция ортодоксии — скорее отвер- гнуть изменения и нововведения, чем поставить под сомнение «священные принципы», которые заключаются в сохранении прежних «внеземных» целей и представлений. Особую критику традиционалистов вызывают процессы атомизации человеческих отношений, распада привычных социальных ячеек и утраты значимости прежних форм поведения, в чем они усматривают угрозу существованию общества и его культуры. Социальные беды и конфликты традиционалисты приписывают «духовному распаду», т.е. забвению ортодоксальных норм и ценностей, а также отходу верующих от прежних религиозных структур. Для современного традиционализма в высшей степени характерно, что он успешно уживается с технократическими и бюрократическими методами управления обществом. Усиление влияния на официальную политику религиозных кругов превращает их в одну из фракций правящей бюрократии. Правительство вместе с клерикальными кругами выступает против попыток демок-ратической реформации, усиливает религиозное воспитание населения, особенно молодежи. На религию возлагается роль амортизатора между авторитарной властью и обществом. Религия выступает фактически дополнением того политического прагматизма, на который ориентируются правящие круги. В официальной пропаганде выдвигается лозунг «опоры на науку и религию». Так религия становится средством контроля над массами, отстраненными от активного участия в общественной жизни, компенсацией за несбывшиеся земные надежды, средством религиозного спасения или освобождения от земных тягот в потустороннем существовании. В этом виде она служит существенной частью правительственного механизма контроля над обществом. Фундаментализм. В условиях социального кризиса в общественном сознании усиливается обращение к религиозному течению, часто называемому радикальным фундаментализмом или возрожденческим, так как в нем провозглашается возрождение истинной религии, в которой разрешены все социальные конфликты и воплощены идеи общего блага, единства и равенства. Однако на самом деле речь идет об оживлении лишь одного из религиозных вариантов, который в прошлом питал хилиастические (провозглашавшие веру в осуществление утопического идеала справедливости до наступления эсхатологического конца мира), мессианские (верящие в мессию — ниспосланного Богом спасителя рода человеческого) и сектантские движения и который теперь приобретает подчас огромную убеждающую силу. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 243 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 244 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru Отвергая реформаторские призывы приспособить религию к требованиям современности, сторонники религиозного возрож- дения настаивают на том, что мир должен подняться до высоты религиозных принципов, провозглашенных много веков назад и до сих пор оставшихся непонятыми или неосуществленными. В рамках возрожденческих течений блистательные изображения «золотого века» снова становятся образцами общественного устройства. В исламе это период правления четырех праведных халифов и спутников Пророка, в индуизме — время создания ранних Вед, в буддизме — период существования ранних буддийских государств, особенно в правление царя Ашоки. Предполагается, что необходимо лишь вернуться к этим образцам, преодолев заблуждения, привнесенные своекорыстием привилегированных классов и властей, а также косного духовенства, отошедшего от первоначального идеала. Вину за упадок общества идеологи фундаментализма большей частью возлагают на режимы, которые своевольно нарушали сакральные законы и тем самым подрывали общественные устои. В рамках таких течений духовные лидеры нередко предпринимают далеко идущие попытки пересмотреть всю историю своих народов, преподнести ее как постоянную борьбу за осуществление изначальных принципов своей религии. Ислам, буддизм и индуизм преподносятся как важнейшее достояние общества, а сущность истории — как охрана этого достояния от проникновения западных идей и возникновения пагубных отступлений от религии. Гораздо интенсивнее, чем в реформаторских направлениях, фундаментализм выступает с критикой буржуазного Запада, превращая ее в критику Запада вообще, противопоставляя собственное вероучение его духовному и моральному распаду, чтобы вместе с его религией и культурой можно было бы отвергнуть и чуждые социально-экономические принципы. Социальное кредо таких течений — всемогущество веры, демократия и справедливость. Демократия и справедливость трактуются как утверждение равенства и устранение крайностей богат-ства и бедности, как избавление от эксплуатации и обеспечение всем доступа к средствам существования. Эти принципы имеют громадную убеждающую силу, привлекая широкие массы, под-нимая их на активную борьбу против социального и национального угнетения. Именно эта способность привлечь массы делает и поныне возрожденчество влиятельной идейной и политической силой, важным средством формирования широких движений против культурной экспансии Запада. В качестве примера такого движения, характерного для недавнего прошлого, можно привести гандизм. Та струя, которую внес в развитие индийского национально-освободительного движения Ганди, способствовала объединению в нем различных слоев населения, превращению его в подлинно массовое. Он призывал участников движения к моральной стойкости, готовности принести себя в жертву ради свободы народа. Ганди сумел в полную меру мобилизовать ту моральную готовность, тот гнев и протест, которые накопились в индийском народе. Весьма приспособлен к восприятию тенденций оказался ислам с его разработанным учением о воплощении справедливого общества (исламского государства) на земле, а также сильным влиянием общезначимых духовных принципов, выраженных в Коране и в Предании. Об этом свидетельствует и роль ислама в антимонархической революции в Иране (1979 г.). Значительный размах получило возрожденческое течение в буддизме, охватившее не только страны, где он признан, но и перекинувшееся в его прародину — Индию. В Индии необуддизм влиял прежде всего на членов низших каст, привлеченных содержащимися в этом учении идеалами социальной справедливости и равенства. Необуддизм усилил критику монашеских порядков во имя того, чтобы сангха (монастырская община) вернулась к подлинным заветам буддизма и взяла на себя задачу исправления социальных порядков. Фундаменталистские варианты религии дают массовому сознанию новые, духовные ориентации в условиях ломки прежних жизненных устоев. Выделяют следующие черты соответствия фун-даменталистских ориентаций потребностям масс: 1. Нормы группового солидаризма не отвергаются, а расширяются до рамок единства всех членов религиозной (конфессиональной) общины, сплоченной совместным участием не только в ритуализованных религиозных действиях (молитва, паломничество), но и в общем политическом деле. 2. Выдвигается требование уравнивания членов конфессиональной общины. Этому способствуют совместные коллективные действия с участием представителей всех слоев общества. При этом всячески подчеркивается единство высших чинов и простого народа, их взаимная близость и т.д. Большую нагрузку в утверждении принципов эгалитаризма несут меры по перераспределению богатства через налоги на собственность, пожертвования, отказ от взимания процентов, устранение престижной и показной роскоши и т.д. 3. В отношении к жизненным благам фундаментализм сохраняет установку на непосредственное потребление, во многом ограничивая и осуждая накопительские тенденции (в том числе и Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 244 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 245 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru чрезмерную частную собственность). Выдвигается принцип, что цель экономики — не процветание и развитие, а сближение человека с Богом. В гармоничном обществе должно поддерживаться постоянное равновесие между экономическими достижениями и моралью. 4. Фундаментализм реализует оппозиционные установки массового сознания в требованиях создания справедливой власти, которая не должна иметь собственных корыстных интересов, от-деленных от интересов народа. Олицетворением такой власти обычно становится харизматическая личность, наделяемая особыми свойствами и способностью к выражению общенародных интересов. Вместе с тем необходим и непреложный Закон, имеющий божественное происхождение и не подвластный человеческому произволу. 5. Опираясь на установки массового сознания, религиозный фундаментализм выдвигает жесткую моральную программу прав и обязанностей для всех членов общности. В соответствии с установкой, отрицающей духовную значимость индивида, фундаментализм прибегает не только к моральной критике грешника, но и к физическим наказаниям за совершение антисоциального проступка. 6. Уравнительские тенденции массового сознания находят выражение также в призывах к устранению разрыва в потреблении, снижению уровня профессиональной и культурной дифференци-ации, они ведут к попыткам избавиться от научных элементов в общественном сознании, от научно-технических достижений и упростить культурную жизнь. 7. Существующая в массовом сознании дилемма между солидарностью и накоплением превращается в фундаменталистской идеологии в широкомасштабное противостояние морального Духа и пагубной Материи. Носителем духовности становится та или иная религия, а воплощением злонамеренной материальности — капитализм. Моралистическая критика капитализма сопровожда-ется противопоставлением ему принципов духовного совершенствования общества. 8. Очевидная для массового сознания связь между пагубными последствиями модернизации с Западом дает фундаментализму сильный антизападный импульс. Однако столь же сильное неприятие вызывает и «безбожный» коммунизм. Поэтому фундаменталистские течения ревностно стремятся к искоренению видимого присутствия Запада в жизни членов конфессиональной общины и большинства населения общества. 9. Все эти особенности создают высокую степень двойственности и противоречивости процессам, связанным с ростом фун- даментализма. С одной стороны, он активизирует участие масс как в общественно-политической, так и хозяйственной деятельности во имя достижения высоких освященных религией целей. Он спо-собствует реинтеграции общества на основе общих религиозных принципов. Но вместе с тем он закрывает обществу перспективы конструктивной трансформации, подрывает стремление к освоению новейших достижений мировой цивилизации, а тем самым сковывает динамику общества. Приверженность к общерелигиозным принципам регуляции препятствует дифференциации обще-ственной жизни и сознания, формированию в них автономных сфер рациональности и новых социальных институтов. Реформаторство стало важным направлением изменения содержания и структуры религии в восточных и африканских странах. Хотя оно, несомненно, отвечает интересам национальной буржуазии, его сторонниками стали широкие средние слои населения, прежде всего городского, деятельность которых подверглась значительной степени модернизации. Поэтому это направление можно назвать модернизаторским. В своем традиционном виде религия препятствует развитию капитализма, накладывая на него духовные ограничения. Такое значение имело, например, содержащееся в исламе (а вернее, в коранической традиции) запрещение риба — взимания ссудного процента. Это была попытка религиозного ограничения функционирования капитала в некапиталистических общественных струк-турах и подчинения его целям религиозного спасения верующих. Несомненно, что в жизни этот запрет обходился всевозможными способами. Иначе в средневековых мусульманских странах не могли бы возникнуть развитые формы торгового капитала. Для исследователя М. Родинсона это послужило основанием утверждать, что ислам не противоречил сам по себе развитию капитализма, что его предписания не сказывались фактически на торгово-предпринимательской деятельности. Но исторические процессы свидетельствуют о противном. Запрещение Кораном ссудного процента оказывало значительное сдерживающее влияние на предпринимательскую деятельность мусульман. Именно поэтому буржуазия активно выступала за реформированную религию и прежде всего за отмену ограничений на функционирование капитала. Реформаторы ислама, буддизма, индуизма и, конечно, христианства в районах его распространения стремились дать религиозную санкцию практическим делам человека. Это формулировалось как «поклонение Богу через использование его даров» — земли и капитала. Дары Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 245 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 246 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru должны служить благородным целям: процветанию общества и его совершенствованию. Все земные ресур- сы и человеческие способности должны использоваться для прославления религии. Реформаторский подход заключался прежде всего в установлении более активных отношений между человеком и божественным порядком. Вместо исчезающе малой величины перед лицом абсолюта человек обретал способность проявлять свою волю и достигать поставленных целей. Поклонение Богу как высшей силе сохранялось, но человек представал уже не как слепое орудие в его руках. Ему давалось право выбора, и он должен был сделать правильный выбор, стремясь к выполнению завета самосовершенствования. Отныне «реформированный» Бог действовал не сам, не как трансцендентный субъект, а через посредство человека, через его волю, разум и действия. Реформаторы настойчиво выделяют из прежнего состава религии то, что может быть десакрализовано, т.е. то, что не связано непосредственно с Богом и не является сущностной чертой религии. Вероучение рассекается на более или менее важные сферы по степени значимости для веры или для земных дел. Преодоление фаталистических установок требует подчас далеко идущих изменений в духовном составе религии. Исламские реформаторы обрушивались на «душевную атрофию», навязанную таклидом (приверженностью косной традиции), и призывали к активной деятельности ради улучшения условий существования человека. Таклиду противопоставляются иджма и иджтихад (способность человека к самостоятельному суждению) не только как средство выяснения рациональной значимости тех или иных положений в исламе, но и как источник уверенности индивида в оправданности своих действий. Такое изменение исходных принципов меняет и ряд других важных сторон религии. Пересматриваются «способы» взаимоотношения человека и Бога. Главное — внутренняя религиозность, и отныне сам человек может входить в отношения с Богом через разум, интуицию и через свою угодную Богу деятельность. Уменьшилась роль посредников между Богом и верующими: священников, храмов, изображений, жертвоприношений, обрядности. Важной переменой было и расширение роли рационального познания в обосновании веры и поведения, что способствовало преодолению слепого принятия прежних догм и предписаний, пересмотру отношения к священным текстам, расширению их толкований. В исламе это потребовало явного или подразумеваемого снижения статуса откровения, что повело к жестоким спорам о соотношении его с разумом. Проблема нередко решалась через обращение к дуалистическому положению о двойственности истины (т.е. оправданности как науки, так и божественного откровения). Полномочия разума в рамках этого течения были ограничены задачей поддержания веры в ее конечных основаниях. Реформация проводится за счет уменьшения догматических и институциональных сторон религии в пользу ее интерпретации как комплекса этических норм, дающих основу для признания социальных комплексов полезной деятельности. Задачей религии отныне становилось не утверждение незыблемости божественного правопорядка, а моральное совершенствование человека и общества. В индуизме, например, закон космической дхармы становится носителем преимущественно этических принципов. Усиление реформаторских идей связано с развитием новых форм деятельности, в которые вовлекались широкие группы населения. Не увиливание от неприятных или греховных обязанностей, а их выполнение ради общественной пользы — важный принцип реформаторства. Реформаторские тенденции выразились и в призывах отменить запреты, сковывающие различные роды деятельности (например, в буддизме запрет на прикасание к деньгам, который приходилось обходить весьма сложной казуистикой; запреты на убиение живых существ и т.п.). Проще и доступнее стало индивидуальное выполнение повседневных обрядов, смягчены ритуальные нормы, перетолкован даже столь важный для буддистов принцип ненасилия, который теперь не должен распространяться на тех, кто угрожает существованию общества. В период после достижения независимости реформаторские тенденции снова набирают силу, питаясь растущим стремлением буржуазных слоев к обретению ориентации, соответствующей их интересам. Однако характерно, что Реформация по-прежнему охватывает лишь относительно узкую среду, а именно те группы населения, которые вовлечены в новые отношения. Крупная буржуазия откровенно переходит на позиции буржуазного прагматизма и утилитаризма, а мелкая, сталкиваясь с неустойчивостью своего положения, усваивает скорее ортодоксальные или фундаменталистские варианты религии. Заключительные выводы. Из анализа тех противоречивых процессов, которые происходят в разных странах в ходе модернизации, следует сделать некоторые общие выводы. Во-первых, культурно-религиозные факторы имеют не менее определяющее значение для полноценного обновления общества, чем новые технологии, формирование новых социальных струк- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 246 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 247 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru тур или политических институтов. Во-вторых, модернизация — сложный, многосторонний и многовариантный способ преобра- зования общества, в котором взаимодействуют внутренние и внешние, самобытные и заимствованные факторы. В-третьих, глубокие противоречия между различными факторами и влияниями могут приводить к тяжелым потрясениям, конфликтам и срывам модернизации. Поэтому успешная модернизация оказывается возможной лишь на основе структурного распределения сфер регуляции, взаимной адаптации взаимодействующих сторон, выработки того варианта и пути обновления, который отвечает сложившимся формам социокультурной регуляции.
|