Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные разрезы культуры переходного общества
Дифференциация социальной жизни привела к росту разнообразия в культуре и общественном сознании стран Азии и Африки. В самом общем плане на массовом уровне можно выделить многообразные ценностно-культурные ориентации и образы жизни, связанные с существованием как укладных, так и межукладных социальных групп: традиционно-крестьянский, новый сельский, сильно дифференцированных городских слоев, буржуазных и буржуазно-бюрократических элементов и интеллигенции. Традиционные факторы по-разному сказываются на мироощущении этих слоев. Рабочему классу в силу его социально-экономического положения присущи недостаточная включенность в индустриальное производство, незрелость и заметная привязанность к Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 240 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 241 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru традиционным укладам жизни, что проявляется подчас во влиянии на него этнических, земляческих, конфессиональных привязанностей и мотиваций. Образованные и квалифицированные слои населения оказываются зачастую в состоянии напряженной раздвоенности между новыми ориентациями, привязанностью к достижениям Запада и стремлением к утверждению национальной самобытности своей страны, куда следует ограничить доступ своекорыстного Запада и его культуры, развращающей массы. Но в особенно напряженной духовной ситуации оказывается интеллигенция страны, вступившей на путь модернизации. С одной стороны, именно интеллигенция является носителем способности к изменению присущей обществу системы ориентаций, имеющихся в обществе знаний, используемой в нем символики. Именно она привносит в общество новое сознание, способствует пониманию новых задач, с которыми сталкивается общество в современном мире. Интеллигенция способна хотя бы в интеллектуальном плане выходить за рамки повседневности и локальных ситуаций и выявлять общие тенденции. Подвергая критике устаревшие порядки и социальные злоупотребления, интеллигенция способствует выработке общенационального сознания, формулирует принципы национальной самобытности и социальной справедливости, разрабатывает различные варианты идеологических учений. Все это представляет огромное значение для выработки самоориентации переходного общества. По этой причине многие представители интеллигенции склонны высоко оценивать свою миссию, активно участвуя в политической и идеологической борьбе за независимость и национальное развитие. Однако в сложных условиях модернизации положение интеллигенции оказывается крайне противоречивым и во многих отношениях ненадежным. Слабость социальных институтов культуры (в том числе образования) лишает интеллигенцию надежного положения в жизни. Успех ее деятельности зависит от достаточной обеспеченности материальными и политическими ресурсами, которыми она не располагает и которые находятся в руках совсем иных слоев. Зависимость интеллигенции заставляет ее обслуживать потребности госбюрократии, традиционных лидеров или частного предпринимательства. В художественной литературе азиатских или африканских стран, в которой интеллигенция дает выход своим настроениям, нередко получают выражение мотивы пессимизма и отчаяния, вызываемого необходимостью «выбора между самооплакиванием и проституированием». Как мы видели в главе XV, другая важная проблема, стоящая перед национальной интеллигенцией, — самоопределение по отношению к Западу. С одной стороны, Запад остается «обетованной землей» высокой культуры или подлинной науки, богат- ства интеллектуальных и художественных течений. Но с другой — это дегуманизированное общество, ориентированное на наживу и потребление, на подчинение остального мира своим моделям жизни. Такая дилемма приводила как к «утечке умов» из слаборазвитых стран на Запад, так и к резкому размежеванию с ним, превращению интеллигенции в активных носителей антизападной идеологии и участников национально-освободительной борьбы.
|