Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство и культурное потребление






Важным изменением, преобразившим во многом облик социокультурной жизни в позднем индустриальном обществе, стало новое соотношение между производственной и социокультурной сферой. Как пишет Д. Белл*, буржуазное общество XIX в. при всех его социальных конфликтах можно рассматривать как относительно целостное образование: экономика, социальные отношения и культура были проникнуты единой системой ценностей. К этому времени и относится взлет западной цивилизации. На

* Веll D. The Cultural Contradictions of Capitalism. - N.Y., 1976.

новом этапе происходит разрыв между сферой производства и расширенной внепроизводственной сферой. В организации производства и труда требуются рациональность, трудолюбие, самоконтроль, преданность делу, предусмотрительность. Причем все эти качества необходимы в еще большей степени, чем прежде, ввиду сложности производства и опасностей, возникающих при нарушении его нормального функционирования.

В сфере потребления, напротив, поощряется принцип расширенного потребления, мотовства, показуха, неуемные поиски наслаждений. Растущий жизненный уровень и освобождение нравов от «репрессивной культуры» становятся теперь самоцелью и определяют степень личной свободы.

Как мы видели, эти тенденции к антибуржуазному бунтарству проявлялись еще в XIX в. в виде романтизма, эстетизма, модернизма, различных форм эскапизма и т.д. Но на том этапе это была преимущественно революция в искусстве, культ эстетического и духовного авангардизма. На новом этапе эти тенденции приводят к утверждению альтернативных стилей поведения и деятельности для все более широких социальных групп, прежде всего молодежи и различного рода этнических и культурных меньшинств.

Эта культура привязана не столько к расширенному, сколько к оригинальному, а значит, и престижному потреблению. В ней переворачиваются те основные принципы, которые лежали в осно-ве буржуазной духовности в период формирования западной цивилизации. Вопреки представлениям М. Вебера о рационализации мышления и поведения в обществе XX в. современная доминирующая культура порывает с принципами рациональности и ведет поиски иррационального опыта.

С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского рабочего класса и расширение демократических институтов, а значит, и более широкое вхождение трудящихся слоев в активную гражданскую жизнь. Необходимым условием стало распространение грамотности. Если зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стала появляться доступная литература и картинки для «простого люда», то зрелый этап наступает с принятием в 70—90-х гг. XIX в. сначала в Великобритании, а затем и других европейских странах закона об обязательной всеобщей грамотности. Эти тенденции стали быстро распространяться на другие развитые страны Европы и Америки, включая Россию.

По словам российского специалиста по проблемам массовой

культуры К. Разлогова, «наивные наблюдатели полагали, что наконец настала золотая пора, когда народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Но эта прекрасная мечта была быстро разрушена. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам, которые стремительно завоевывали еще не обжитые культурой территории»*.

В 1895 г. был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем — без различия пола, возраста, вероисповедания, не требующий даже элементарной грамотности для своего восприятия. К тому же периоду относится и широкое распространение фотографии, ставшей массовым средством информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) — легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу «развлечения» и «развращения» широких масс.

Первая мировая война во многом способствовала разочарованию в прежних ценностях, внедряемых классической культурой. Она же скомпрометировала прежние господствующие элиты, оказавшиеся неспособными справиться с социальными и национальными противоречиями и конфликтами. После окончания войны средства массовой культуры получили интенсивное развитие сначала в Америке, а затем в Западной Европе в 20-х гг., сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда, как иногда полагают, в условиях массового разорения, безра-ботицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». Конечно, в дополнение к масскульту в обществе были использованы эффективные социальные программы, связанные с «новым курсом» Ф.Рузвельта. Однако не меньшее значение отводилось массовой

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 210 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 211 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

культуре, с соответствующим националистическим уклоном, в нацистской Германии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал