Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краеведческий метод исследования






 

Краеведение - явление чрезвычайно многоплановое, под которым сегодня понимают и воспитательную работу со школьниками, и сбор информации по истории конкретной местности, и просветительскую деятельность. В этом перечне особняком стоит понимание краеведения как особого метода исследовательской деятельности по изучения отдельных местностей.

Сам этот метод начал оформляться еще в 1920-е годы, прежде всего, в работах членов Общества изучения Московской губернии. Его формирование происходило на основе анализа тех работ по описанию конкретных местностей, которые в огромном количестве были выполнены самими местными авторами во второй половине XIX - начале ХХ веков (Шаблин А.А. Краеведение как метод исследования в работах членов Общества изучения Московской губернии // Проблемы истории Московского края. Материалы конференции. М., 2006). Однако, к сожалению, этот процесс не был завершен, он оказался прервана одновременно с разгромом краеведения на рубеже 20-х - 30-х годов ХХ века, и с тех пор такая работа фактически не возобновлялась. Советское краеведение 40-х - 80-х годов ХХ века специальные познавательные задачи практически никогда не ставило. Поэтому оно и не пыталось продолжить разработку собственного краеведческого метода исследования. По сути же это стало еще одним проявлением затянувшегося тяжелого кризиса краеведения, который вряд ли преодолен и сегодня.

Составной и наиболее значимой частью краеведческого метода исследования является особый вид наблюдения, который предполагает тесное взаимодействие исследователя и описываемого объекта, при котором важным (часто основным) источником краеведческого знания становится опыт земляков краеведа. Этот опыт обычно редко каким-либо образом фиксируется, и воспринять его оказывается возможным, прежде всего, именно через непосредственное наблюдение жизни конкретного села или небольшого города (еще лучше, живя этой жизнью). В этой связи следует полностью согласиться с тонким образным выражением А.Т. Топчего: " К ученому краеведу (если он достаточно внимателен) поступают импульсы из гущи народных масс. Он может работать на кончиках нервной энергии народа. Обобщая глубинный коллективный опыт, краевед способен к умозаключениям, далеко превосходящим возможности социолога или иного гуманитария" (Топчий А.Т. Предмет и метод краеведения // Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири. Кемерово, 1996. С. 49).

Лишь в отдельных случаях особенности культуры той или иной местности, повседневная жизнь небольшого села может получить фиксацию в письменном тексте. Это происходит в дневниках, воспоминаниях уроженцев этих мест, а также в специально подготовленных ими очерках о жизни села или города. Правда, к сожалению, к сегодняшнему дню традиция описания отдельных мест их уроженцами (описания, осуществленного на основе личного опыта и наблюдений на протяжении жизни) фактически прервалась (В этой связи весьма интересным представляется обращение историков к описанию местностей, в которых они сами выросли. О ходе такой работы над описанием своей малой родины на Первых краеведческих чтениях (апрель 2007 г.) рассказывал воронежский историк А.Н. Акиньшин. Над изучением повседневной жизни небольшого рязанского города Спас-Клепики работает А.А. Севастьянова. (Севастьянова А.А. Провинциальный райцентр в 50 - 60-е годы: уклад и культура выживания // Источниковедение и краеведение в культуре России. Сборник к 50-летию служения Сигурда Оттовича Шмидта. М., 2000). Судя по всему, подобная форма работы все больше представляет интерес для современной историографии). Если местные авторы и берутся за работу по описанию своих сел и городов, то работать они пытаются прежде всего, как историки, по сути создавая хронику событий (в том числе и весьма давних) из истории края. В соответствии с этими целями подбираются и соответствующие источники: архивные материалы, публикации, данные археологии и пр. Насколько таким авторам хватает подготовки для работы с подобными материалами - это очень большой вопрос (Последние традиционно краеведческие работы появились в 60-е годы ХХ века. См.: Немова М.П. Село Дединово Луховицкого района Московской области (бывшей Рязанской губернии Зарайского уезда) // Краеведческие исследования. (Краеведение и местные сообщества). Вып. 1. Рязань, 2001; Моисеев А.Г. Прошлое села Кузьмина. Хроника семьи Моисеевых. М., 1999).

На самом же деле получение краеведом по-настоящему уникальной информации возможно уже благодаря тому, что он живет в плотном окружении своих земляков, выступая при этом одновременно и в качестве составной части данного местного сообщества, и в роли исследователя этого образования. Поэтому он владеет информацией, недоступной никакому историку, и многие явления местной жизни, даже те, что способны вызвать удивление или непонимание у стороннего наблюдателя, краеведу представляются совершенно естественными и вполне объяснимыми. Ведь они - часть его жизни.

Фактически все остальные источники информации (документы, данные топонимики, статистика и пр.) должны выступать в качестве дополнительных по отношению к наблюдению, призванных лишь конкретизировать его данные или сделать более аргументированным анализ конкретных явлений.

В свое время формирование краеведческого метода исследования во многом было связано с существованием в России первой трети ХХ века обособленных, неповторимых по своей культуре сельских и городских мирков. Описание этих оригинальных образований требовало появление особого подхода к их изучению и специфичного инструментария. Ведь в данном случае объектом оказывалось не просто село, но единый социальный организм - местное сообщество, исторически сложившееся в рамках этого села. Так, К.В. Сивков советовал начинающему краеведу: " отдельному исследователю лучше в начале сузить (географически) свою задачу и взять объектом исследования один социальный организм (выделенною мною - А.Ш.), т.е. одну деревню (то же относится к изучению совхозов, колхозов и проч.)" (Сивков К.В. Культурно-историческое изучение небольшого района. Л., 1926. С. 15).

Местное сообщество образуют люди, которые не просто живут рядом, но при всем разнообразии конкретных характеров обладают и некими общими для всех для них особенностями восприятия окружающей действительности и схожими чертами поведения. Эти схожие черты формируются в силу тесноты общения между людьми в специфично организованном (в соответствии с требованиями местной культуры) пространстве села или города.

Приступая к работе, краевед и обращается к описанию местных сообществ, а точнее общих качеств, которые присутствуют в поведении его земляков, образующих вместе с ним подобное сообщество. Эта проблема, по сути, должна интересовать краеведа в гораздо большей степени, чем, например, история села. Краевед, конечно, не историк. Он не должен (да часто и не может) быть историком. Его обращение к истории связано разве что с необходимостью объяснить происхождение той или иной особенности местной культуры.

Подобный подход задает особую систему координат, позволяющую дать характеристику человека через описание той территориальной группы, к которой он принадлежит. Неслучайно в прошлом краеведов крайне мало интересовали биографии замечательных земляков, а в своих работах они, скорее, создавали обобщенный образ жителей села, перечисляя присущие им особенности поведения, черты характера, не переходя на описание конкретных личностей (Шаблин А.А. Личность на страницах краеведческих работ второй половины XIX - начала ХХ веков // Краеведческие исследования. (Краеведение и местные сообщества). Вып. 2. Рязань, 2004). Такой подход представлялся особенно важным в традиционном обществе, не потерял он своего значения и в эпоху кризиса подобного типа обществе. По мнению же исследователей, " Россия сегодня - несомненно разрушающееся традиционное общество…" (Ачкалов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис. 2001. № 3).

Характеристика небольших местных сообществ возможна только через рассмотрение деталей быта, повседневной жизни, то есть тех сфер, в которых особенности местной культуры проявлялись особенно ярко. В XIX веке один из зачинателей российского краеведения А.С. Гацисский настаивал: " Нас интересует мельчайшая этнографическая особенность, и мы готовы печатать все, что народный обычай выработал в Нижегородском Поволжье… Нам нужно знать, чем отличается каждая отдельная местность, чем закудемский житель от жителя по Сю сторону Кудьмы; нам нужно знать, почему за Волгой посиделки не обходятся без парней, а в Горах соблюдается обычай изгнания парней с посиделок" (Цит. по: Архангельский С.И. Основы и метод краеведческой работы А.С. Гацисского// Краеведение. 1929. № 10. С. 588).

Поэтому краеведческие работы с высоты " большой истории" вполне можно было бы назвать " энциклопедиями мелочей", если бы в этом выражении не присутствовал подспудный негативный оттенок. Ведь все те мелочи, небольшие радости и негромкие события, которые в своих работах описывали краеведы, и составляли саму жизнь российской провинции, точнее отдельных ее небольших частей. Ими в большой степени провинция живет до сих пор.
Без обращения к подобным деталям жизнь сел и провинциальных городов неизбежно полностью теряет присущую ей самобытность и колорит, превращаясь в " беспросветную серость", какой она представляется со стороны.

В качестве примера краеведческого описания, богатого на такие детали, назовем работу М.П. Немовой (1908-1991 гг.), родившейся и долгое время прожившей в с. Дединово. Уже в 1960-е годы, живя у своих детей в Москве, в своем описании родного села она вспоминала: " " Был у нас такой обычай, по теперешнему мне кажется странным. На именины каждого пекли пирог с вареньем или блоками в большом круглом гофрированном противне. В конце обеда пирог прямо в противне ставили на стол и на него клали деньги, 20 коп., 10 или 5 коп., кто сколько. Это на мои или Катины именины, мы собирали их, пирог нарезали и ели, что оставалось доедали за вечернем чаем" (Немова М.П. Село Дединово Луховицкого района Московской области (бывшей Рязанской губернии Зарайского уезда) // Краеведческие исследования. (Краеведение и местные сообщества). Вып. 1. Рязань, 2001. С 158).

Подобные невыдающиеся события составляют саму живую ткань провинциальной жизни, и потому они обязательно должны стать предметом самостоятельного изучения краеведом. Конечно, их фиксация невозможна без очень тесного знакомства с жизнью конкретной местности, но проблема состоит в том, что и подобное знакомство не гарантирует положительного результата в работе. Краеведу важно научиться видеть подобные детали, являющиеся типичными для изучаемого села и целенаправленно фиксировать их.

Принципы краеведческого метода, возможно, еще требуют уточнения и, главное, более развернутого обоснования, но эффективность самого такого метода показали работы, выполненные с его использованием(например: Шаблин А.А. Старые Луховицы. Культура местного сообщества в меняющемся мире. Рязань, 2007).

Шаблин Андрей Александрович, к.и.н., доц. Коломенского педагогического института


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал