Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Часть курсовой работыСтр 1 из 5Следующая ⇒
Автор работы Студентка 2 курса Группа Жб-21 Порываева Л.В.
Руководитель Хамзин С.Н
Хабаровск 2014 Содержание 1) Введение…………………………………………………….3 Часть 1 Часть курсовой работы 1)Текст – это Журналистский текст Художественный текст Их отличия и схожести. Любой текс должен иметь ЭВС Что такое ЭВС Зачем нужны ЭВС Отличия художественных ЭСВ от журн. ЭВС ЭВС в журналистском тексте Классификация и виды Про каждый в отдельности Значимость использования ЭВС Самостоятельная часть Актуально ли использование ЭВС
Список литературы
Введение Журналистский текст – это средство вербальной передачи информации, способной воздействовать на людей, побуждать их к действию, мыслить. А ведь все эти качества похожи на средства художественной литературы. Ведь чтение её тоже заставляет мыслить, размышлять о проблемах нашего общества. Да, но существуют и различия. Пресса это информация насущная, свежая, моментами громкая, и обязательно правдивая. Писатель же имеет право на вымысел, журналист должен исходить из фактов. И, тем не менее, есть то, что роднит эти два направления. И писатели, и журналисты должны писать интересно, образно в этом им помогают элементарные выразительные средства. Итак, целью моего исследования является анализ элементарных выразительных средств в журналистском и художественных текстах. Их схожести и различия, а также актуальность использования средств выразительности в журналистики на данный момент. Задачи данной работы 1. Рассмотреть что такое элементарные выразительные средства. 2. Понять, насколько важно использовать ЭВС в журналистском тексте. 3. Выделить чем отличаются журналистский текст от художественного. 4. Рассмотреть актуальность использования средств в современной прессе и журнальной индустрии Часть 1 глава первая: Что такое текст Журналистика – профессия очень интересная и, тем не менее, сложная. Журналист должен уметь всё, думают многие. И это почти, правда, ведь он должен уметь: во-первых, собирать и обрабатывать актуальную информацию. Во-вторых, уметь анализировать происходящие факты, а также делать выводы и предлагать решения. В-третьих, должен уметь использовать соответствующую аппаратуру. И всё же самым главным навыком журналиста, является написание текста. Будь то заметка или аналитическая статья. А что же такое текст? Член Союза журналистов России В.В.Ворошилов* даёт следующее определение. Текст – это содержательно осмыслённый фрагмент отображения действительности с помощью любой знаковой системы – речи, письма, изображения. С этим нельзя не согласиться, и всё же в определении И. Р. Гальперина** сосредоточенна более точная информация. Текст - это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное. Можно продолжать и дальше, однако, это вряд ли целесообразно. На сегодня существует более 300 определений понятия «текст», Определение И. Р. Гальперина можно отнести как к художественному тексту, так и к журналистскому. Чем же отличается художественный и публицистический стиль письма? Журналистский текст обладает целым рядом признаков, содержащих особенности восприятия окружающего мира журналистом. Например, к таким качественным параметрам немецкий исследователь Г. Рагер относит объективность (способность представить неискаженную картину мира), форму подачи материала, актуальность (доминирует настоящее время и вполне конкретная ситуация в определенном пространстве), релевантность (то есть соответствие между информационными запросами аудитории и полученным ею сообщением). В учебнике М.М. Бахтина «Язык в художественной литературе» даётся такое утверждение. В художественном тексте, в отличие от других текстов, внутритекстовая действительность (по отношению к внетекстовой) имеет фантазийную природу, т.е. создана воображением и творческой энергией автора, носит условный, как правило, вымышленный, характер. Изображаемый в художественном тексте мир соотносится с действительностью лишь опосредованно, отображает, преломляет, преобразует ее в соответствии с интенциями автора. Проанализировав два определения, можно выделить сходство и различие публицистических текстов от художественных. Журналист в своём произведении должен быть всегда правдив и объективен, писать, опираясь только на факты. Он может только выражать своё мнение и суждение. Писатель же имеет право на вымысел. Можно даже сказать, что художественный текст в основном и является вымыслом, с заложенным фактом в фундаменте. Что же касается объективности, то писатель всегда субъективен. Он пишет произведение, вкладывая в замысел свои убеждения, свою точку зрения. Если рассматривать параметр текста актуальность, то здесь рамки размываются. Если говорить о новостях, то это конечно же свежая информация. Но ведь журналист может писать и исторические записки и различные очерки, которые не привязаны ко времени. Также и писатель: может писать о современном времени, как например «Прощание с Матёрой» В.Г. Распутина или же о прошедших эпохах, например «Борис Годунов» А.С. Пушкина. И тем не менее не смотря на отличия многие начинающие журналисты, когда берутся за работу, задумываются как написать интересно, образно, и при этом не получить в итоге художественный текст. Объединяет эти два стиля система выразительных средств. Без них любой текст будет скучным и безжизненным. Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности. Глава вторая: Элементарные средства выразительности Изобразительно-выразительные средства языка – результат человеческого мастерства и проявления человеческих чувств. Они порождены человеком и как таковые способны передать самые тонкие чувства вследствие своих особых свойств. Их изучение позволяет глубже познать содержание, видеть более живо, слышать более тонко, чувствовать, более глубоко. Указанные качества языка – это не безжизненные приемы, которыми пользуются лишь мастера слова. Они являются общественным наследием, включающим в себя пластичные, гибкие, экспрессивные формы со своим жизненным содержанием. Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. М. В. Ломоносов*, блестящий оратор своего времени, теоретик ораторского искусства, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». В этом определении называется характерный признак культуры речи и подчеркивается, что говорить «красно» (образно, выразительно, эмоционально) важно для этого, чтобы с большей силой воздействовать на слушателей. Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства человека, на воображение слушателей. Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических. Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему), уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает, как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной. К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами.
Тропы, будучи изобразительно-выразительными средствами, являются двусторонними: «они выражают денотативное содержание и формируют его смысл и оценку, а тем самым и субъективное отношение, кроме того, они придают смыслу чувственный облик, в том числе и тональный» (Василев1). Тропы – не только образная сетка, через которую воспринимается мир, но и определенное субъективное отношение к миру, которое обусловливает как характер видения мира, так и его ощущение. Существует достаточно большое количество различных видов тропов. Основными видами тропов у большинства теоретиков считаются: метафора, эпитеты и олицетворение с их подвидами, т. е. тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении; но наряду с этим в число тропов включается и ряд оборотов, где основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений— каковы эпитет, сравнение, перифраза и др.
|