![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Черно-белый и цветной процессы обращения
Существуют два основных, принципиально различных процесса получения позитивного изображения на кинопленке: негативно-позитивный и процесс с обращением. В первом случае на кинопленке получается негативное изображение, затем на копировальном аппарате с негатива печатают позитив и вновь обрабатывают его. Так получают фильмокопии. Во втором случае при съемке на обращаемую кинопленку непосредственно на ней образуется позитивное изображение. Основным недостатком этого процесса является то, что получается только один экземпляр фильма. Правда, существуют способы размножения копий, но они достаточно сложны и применяются только в исключительных случаях. Процесс обращения наиболее распространен в любительской практике, так как в подавляющем большинстве случаев вполне достаточно иметь только одну фильмокопию. Этот цроцесс не требует дополнительного расхода пленки, что для кинолюбителя также является немаловажным преимуществом. А качество фильмокопии, полученной в результате обработки по методу обращения, превосходит результаты, полученные при негативно-позитивном процессе. Процессы обращения как черно-белых, так и цветных кинопленок имеют важное значение для начинающих кинолюбителей.
Обработка черно-белой кинопленки способом обращения. Сущность этого процесса заключается в следующем. Как известно, в эмульсионном слое экспонированной кинопленки возникает скрытое изображение. Если такую кинопленку проявить и отфиксировать, получится негатив. Если же проявленную пленку не фиксировать, а, хорошо промыв, подвергнуть действию некоторых химических растворов, можно добиться того, что металлическое серебро, восстановленное при проявлении, растворится и будет удалено из эмульсионного слоя, а не подвергнутое действию света и не восстановленное в проявителе галоидное серебро останется в слое. Если теперь пленку вновь подвергнуть действию света (засветить), то оставшиеся зерна галоидного серебра при вторичном проявлении также восстановятся в металлическое серебро. При этом полученное фотографическое изображение будет позитивным. Рис. 41. Схема процесса обработки черно-белой кинопленки методом обращения При обработке пленки способом обращения изображение оказывается более мелкозернистым, чем изображение, полученное в результате негативно-позитивного процесса. При этом основным условием получения хороших результатов является правильное экспонирование кинопленки при съемке и точное соблюдение технологии обработки. Способом обращения можно обрабатывать специальную обращаемую кинопленку, негативную МЗ-2 и любую позитивную кинопленку. Причем, если ошибки экспозиции, допущенные при съемке на негативную кинопленку, можно до некоторой степени исправить при печати кинопозитива, то исправление обращенного позитива возможно лишь в очень небольших пределах. Это обстоятельство следует иметь в виду и стремиться возможно точнее определять нужную экспозицию. В тех случаях, когда известно, что во время съемки экспозиция была недостаточной (недодержка), можно, удлиняя первое проявление и уменьшая засветку до второго проявления, получить нормальное по плотности изображение. Степень засветки определяют по пробам рабочего материала, различно экспонируя их во время обработки. Но следует иметь в виду, что таким путем, так же как и регулированием степени проявления, можно исправить лишь небольшие ошибки экспозиции. Отдельные сюжеты, входящие в фильм, можно выровнять по плотности ослаблением, так как ослабление делает фильм более прозрачным. При обработке пленки по способу обращения особое внимание следует уделять первому проявлению, так как от него всецело зависит конечный результат всего процесса. Последовательность операций процесса обработки показана на рис. 41. 1. Первое проявление. В результате на пленке получается негативное изображение. Чтобы получить сочное позитивное изображение, проявляющий раствор для первого проявления должен работать активно, контрастно и глубоко проникать в эмульсионный слой, а время проявления должно быть достаточно продолжительным. Однако слишком длительное первое проявление приводит к снижению контраста обращенного позитивного изображения. 2. Промывка. Прекращение процесса проявления, удаление из эмульсионного слоя остатков проявителя. 3. Отбеливание. В отбеливающей ванне происходит разрушение и удаление из эмульсионного слоя металлического серебра полученного негативного изображения. Процесс отбеливания должен соответствовать рекомендуемому режиму, так как при превышении времени отбеливания понижается контрастность изображения. 4. Промывка. Удаление продуктов предыдущей реакции. 5. Осветление. Удаление желто-бурой окраски, приобретенной пленкой в отбеливателе. 6. Промывка. 7. Засветка. Галоидное серебро, оставшееся в эмульсионном слое, подвергается действию света. Эта вторая экспозиция кинопленки перед вторым проявлением является очень важной операцией, так как необходимо, чтобы все оставшееся в эмульсионном слое после первого проявления галоидное серебро было засвечено. Засветка кинопленки осуществляется по-разному. Общее количество освещения, которое должна получить кинопленка при второй экспозиции, составляет от 3000 до 6000 лк/сек. Практически засветка производится путем облучения пленки в течение 2 — 2, 5 мин светом электрической лампы накаливания мощностью 500 втп на расстоянии до 1 м или лампой меньшей мощности в течение более длительного времени (до 5 — 10 мин лампой 100 em). Важно, чтобы вся пленка и со всех сторон равномерно подверглась действию света. Для этого штуцеры спирали проявочного бачка изготовлены из плексигласа. Спираль с пленкой помещают в бачок с водой и вращают спираль во время засветки. 8. Второе проявление. Галоидное серебро, засвеченное во время предыдущей операции, восстанавливается в металлическое — образуется видимое позитивное изображение. 9. Промывка. Удаление из слоя отходов реакции. 10. Фиксирование. Растворение остатков галоидного серебра в эмульсионном слое. И. Промывка и сушка. В результате всех этих операций получается промытая и высушенная кинопленка с позитивным изображением. При нормально проведенном процессе обработки участки кинопленки за перфорациями должны быть почти непрозрачными, а участки кинопленки, которые были засвечены при зарядке киносъемочного аппарата, — совершенно прозрачными. Малое почернение участков кинопленки за перфорациями свидетельствует о недоброкачественности обработки во втором проявляющем растворе (раствор истощен или недостаточна продолжительность проявления); почернение на участках кинопленки, которые были засвечены во время зарядки киносъемочного аппарата, свидетельствует о недоброкачественности обработки в первом проявляющем растворе (раствор истощен или недостаточна продолжительность проявления). Если на кинопленке имеется одновременно негативное и позитивное изображения или серая как бы неотфиксиро-ванная полоса, обычно расположенная посередине кинопленки, это говорит о неполноценности обработки в окисляющем растворе. Желтая окраска на прозрачных участках кинопленки — результат недоброкачественности осветления, которое должно было обесцветить эмульсионный слой от следов осветляющего раствора. Недоброкачественность обработки в осветляющем растворе может произойти из-за его истощения, загрязнения предыдущим раствором или из-за недостаточного времени пребывания в нем кинопленки. Малое почернение края кинопленки иногда наблюдается и при соблюдении режимов обработки во втором проявителе. В этом случае причиной дефекта является недостаточная экспозиция кинопленки перед вторым проявлением. Поперечные и продольные полосы на изображении возникают при неравномерной засветке во время экспонирования кинопленки до второго проявления. Из хорошо обработанной кинопленки можно монтировать кинофильм (если обрабатывалась пленка 2x8 мм, то ее перед монтажом режут на две равные по ширине полосы). Технологический режим обработки черно-белой кинопленки по методу обращения приведен в табл. 12.
Таблица 12.
|