![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объектив; 12 — придерживающие ролики; 13 — тянущий зубчатый барабан; 14 — верхняя, подающая, бобина
Кинопроекционный объектив представляет собой систему линз, заключенную в общую оправу. С помощью объектива проецируется на экран увеличенное, резкое и хорошо освещенное изображение кадра фильма, находящегося в кадровом окне кинопроекционного аппарата. Важной величиной, обычно обозначенной на оправе объектива, является его фокусное расстояние. От него зависят размеры изображения, получаемого на экране при определенном расстоянии от кинопроектора до экрана. На рис. 45 показана зависимость размера изображения на экране от проекционного расстояния (расстояния от кинопроектора до экрана) для объектива 18 мм при проекции S-мм фильмов. Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше получатся размеры изображения на экране при неизменном расстоянии от кинопроектора до экрана. Некоторые модели кинопроекционных аппаратов для & -мм фильмов (например, «Квант») снабжаются проекционными объективами с переменным фокусным расстоянием, «то позволяет изменить в довольно широких пределах размер изображения на экране, не передвигая кинопроектора. Практическое преимущество такого объектива невелико. Кинолюбитель демонстрирует свой фильм в домашних условиях и сравнительно легко может установить кинопроектор так, чтобы получить изображение размером 60x80 см, что соответствует размеру кинолюбительского экрана. Относительным отверстием объектива или линзы называется отношение диаметра линзы к ее главному фокусному расстоянию. Например, диаметр, линзы 55 мм, а главное фокусное расстояние 110 мм. Тогда относительное 55 -р, отверстие равно 110. Разделив числитель и знаменатель на одно и то же число (55), получим, а это значит, что объектив пропускает половину светового потока. Эта величина и есть относительное отверстие линзы или объектива. Рис. 44. Изображение витков нити и способ проверки правильной установки лампы Рис. 45. Зависимость размера изображения на экране от проекционного расстояния Чем больше относительное отверстие, тем большую часть светового потока пропускает линза, причем световой поток увеличивается пропорционально квадрату относительного отверстия линзы. Помимо фокусного расстояния и величины относительного отверстия на оправе объектива ставятся фабричная марка, название и фабричный номер. Оптическая система аппарата требует тщательного ухода и абсолютной чистоты. Протирать наружные поверхности линз объектива и конденсора можно мягкой, несколько раз стиранной, чистой и специально для этого предназначенной тряпочкой. Совершенно недопустимо вывинчивание одной или нескольких линз из объектива, так как из-за неточности при сборке объектива могут появиться оптические ошибки. Разборка объектива приведет к его порче. Линзы очень часто имеют различную кривизну с обеих сторон. Эта разница сразу не видна, а при перевертывании линз объектив может дать значительные оптические ошибки, которые устраняются лишь правильной расстановкой линз. Если на объектив попало масло, наружные поверхности линз можно протереть тряпочкой, слегка смоченной в спирте. Однако следует помнить, что спирт растворяет канадский (или пихтовый) бальзам, которым склеены линзы и черный лак, которым покрывается внутренняя поверхность оправы. Поэтому тряпочку нельзя прижимать к краям линз, чтобы спирт не проник внутрь оправы. Очищенную спиртом линзу необходимо немедленно протереть сухой тряпочкой, не касаясь при этом пальцами поверхности линзы, так как от пальцев остаются грязь и жир. Грейферный механизм является сердцем кинопроектора, поскольку он осуществляет прерывистое продвижение фильма в фильмовом канале. Зубья грейфера входят в зацепление с пленкой и протягивают ее на один кадр. Полный цикл движения грейфера состоит из четырех тактов. Фильм находится в движении только в течение одного такта, а во время последующих трех тактов каждый кадр фильма остается неподвижным против кадрового окна фильмового канала. За весь цикл движения грейфера происходит смена одного кадра фильма. Строго согласована с работой грейферного механизма работа обтюратора. В 8-мм кинопроекторах применяют дисковые обтюраторы (заслонки). Лопасть обтюратора перекрывает световой поток от источника света к кадровому окну на период продергивания фильма грейфером и не пропускает свет на экран. Рис. 46. Кинопроектор «Луч»: 1 — корпус; 2 — верхняя бобина; 3 — нижняя бобина; 4 — комбинированный зубчатый барабан; 5 — фильмовый канал-6 — откидная крышка; 7 — объектив Уместно сказать несколько слов о критической частоте мельканий. Опытным путем установлено, что человек воспринимает как мелькания периодическую освещенность и затемнение экрана, если они происходят с частотой менее 48 кадр/сек. Эта частота и названа критической частотой мельканий. Вместе с тем известно, что любительские фильмы снимают с частотой 16 или 24 кадр/сек. При демонстрировании фильмов с этими частотами, если использован однолопастный обтюратор, экран не будет казаться нам освещенным беспрерывно. Чтобы избежать этого неприятного эффекта, при кинопроекции с частотой 24 кадр/сек применяют двухлопастный обтюратор, а при кинопроекции с частотой 16 кадр/сек — трехлопастный. В обоих случаях частота мельканий становится равной 48 кадр/сек, т. е. незаметной на глаз. Транспортирование фильма кроме грейфера осуществляется также зубчатыми барабанами. В кинопроекторе 8П-1 — два зубчатых барабана, а в кинопроекторах «Луч» и «Луч-2» — один (комбинированный) зубчатый барабан. Наматыватель и сматыватель используют силу трения для торможения при сматывании и наматывании фильма. Дело в том, что фильм движется с постоянной скоростью, а угловая скорость бобин при изменении диаметра рулона фильма изменяется. За счет трения удается обеспечить равномерное сматывание и наматывание фильма. Приводом механизма кинопроектора служит электродвигатель переменного тока. Движение от электродвигателя ко всем механизмам и узлам кинопроектора передается при помощи системы передач. При демонстрировании любительских фильмов обычно пользуются кинопроекторами «Луч» и 8П-1. Кинопроекторы «Луч» (рис. 46) бывают двух моделей: «Луч» и «Луч-2». «Луч» предназначен для демонстрирования немых 8-мм фильмов. «Луч-2» позволяет демонстрировать фильмы со звуковым сопровождением с помощью магнитофона и электрического синхронизатора СЭЛ-1. Можно использовать любой массовый магнитофон, работающий со скоростью движения ленты 9, 5 или 19 см/сек. Кинопроектор «Луч» обеспечивает высокую освещенность экрана. Световой поток кинопроектора при работающем обтюраторе, но без пленки, составляет 25 лм. С помощью реостата, ручка которого находится на передней стенке проектора, можно плавно изменять частоту кинопроекции от 8 до 25 кадр/сек. Встроенный трансформатор подает напряжение к электродвигателю и кинопроекционной лампе. В первичной цепи трансформатора установлен переключатель напряжения и предохранитель. Светооптическая система кинопроектора состоит из кинопроекционной лампы К-12-90 (12 в, 100 вт), двухлинзового конденсора, сферического отражателя и кинопроекционного объектива Н-1 с относительным отверстием 1: 1, 4 и фокусным расстоянием 18 мм. Проекционная лампа охлаждается потоком воздуха от вентилятора — крыльчатки, установленной на тыльной части вала электродвигателя. На складные кронштейны могут быть установлены бобины вместимостью 60 и 120 м пленки. Вместимость бобин позволяет вести беспрерывный показ фильма в течение 30 мин при частоте кинопроекции 16 кадр/сек. Размеры кинопроектора 206x193x165 мм. Вес 5, 9 кг. «Луч-2» является модернизацией предшествующей модели. В аппарате осуществлена плавная регулировка частоты кинопроекции от 12 до 26 кадр/сек. Также как и в аппарате «Луч» механизм кинопроектора можно переключить на обратный ход или на покадровую проекцию, что позволяет вернуться к просмотренным ранее кадрам или перемотать фильм (при этом фрикционное устройство верхней бобины автоматически переключается на работу в качестве наматывателя). Перемотать фильм можно также с помощью вставной ручки. При работе кинопроектора «Луч-2» с магнитофоном синхронизатор устанавливают вплотную к магнитофону на такой высоте, чтобы на его шкив могла быть заправлена магнитная лента. Шланг от синхронизатора, оканчивающийся восьмиштырь-ковым цоколем от радиолампы, включается в ламповую панельку, установленную на кинопроекторе. В синхронизаторе и кинопроекторе установлены контактные группы, связанные этим шлангом. Контроль за скоростью работы кинопроектора осуществляется по стробоскопическому диску — полоскам, нанесенным на рукоятку покадровой проекции.
Рис. 47. Кинопроектор 8П-1: 1 — подающая бобина; 2 — тянущий зубчатый барабан; 3 — объектив; 4 — задерживающий зубчатый барабан; 5 — регулятор частоты кинопроекции; 6 — тумблер включения; 7 — приемная бобина
Любительский кинопроектор 8П-1 (рис. 47) имеет несколько меньший, чем у «Луча», световой поток, составляющий 20 лм. Источником света служит лампа накаливания КЗО (17 в, 170 вт). Кинопроектор позволяет демонстрировать кинофильмы, снятые с частотой 16 и 24 кадр/сек, причем частота кинопроекции плавно регулируется от 12 до 25 кадр/сек. Обтюратор дисковый, трехлопастный. В кинопроекторе установлен проекционный объектив с фокусным расстоянием 17, 5 мм и относительным отверстием 1: 1, 6. Установка кадра в рамку осуществляется перемещением фильмового канала и объектива относительно фильма. Кинопроектор обеспечивает удовлетворительное изображение на экране шириной до 1 м. Емкость бобин 120 м позволяет вести показ фильма без перерыва в течение 30 мин при частоте кинопроекции 16 кадр/сек. 8П-1 работает от сети переменного тока напряжением 110, 127 и 220 в. Размер кинопроектора 270x160x406 мм. Вес 5, 5 кг. Размеры киноэкрана для любителей, работающих на 8-мм пленке, 60x80 см. Изготовлен он из специального материала — экранного павинола, представляющего собой хлопчатобумажную ткань с нанесенным слоем полихлорвиниловой массы. Поверхность полихлорвинила покрывается алюминированным отражательным покрытием о тиснением ячейкового растра особого профиля. Такой любительский растровый экран (рис. 48) имеет коэффициент отражения не ниже 0, 62. Любительский киноэкран с помощью пружин свертывается в рулон и упаковывается в металлический футляр. Условия для просмотра фильма. Качество фильма оценивается зрителями при его просмотре. Чтобы создать хорошие условия, следует выполнить ряд требований: правильно разместить кинопроектор, экран, громкоговоритель и магнитофон (при демонстрировании звукового фильма), и в акустическом отношении подготовить все для прослушивания звука. Часто несоблюдение какого-либо одного из таких элементарных требований снижает восприятие фильма, вызывает раздражение зрителей, портит впечатление даже подчас от очень хорошего фильма. В практике кинопроекции часто бывают случаи, когда на киноэкран помимо лучей, несущих изображение демонстрируемого фильма, падает дополнительный, посторонний свет. Этот свет чрезвычайно ухудшает качество киноизображения и потому носит название паразитного. Для того чтобы понять, почему и как влияет паразитная засветка на качество изображения, нужно вспомнить, что яркость есть та основная величина, которая определяет наше зрительное восприятие. Глаз может реагировать на величины яркостей, изменяющихся в очень широких пределах, начиная от миллионных долей апостильба до 100 000 асб (апо-стильб). Рис. 48. Киноэкран Мы различаем предметы, если они по яркости отличаются от других окружающих их предметов. Детали одного и того же предмета различаются, если яркость их различна, причем зрительное впечатление определяется не разностью яркостей, а их отношением. При кинопроекции имеет место недостаточная передача соотношения яркостей светлых и темных частей предмета, из-за чего проецируемые на киноэкран изображения не вполне соответствуют объекту съемки. Паразитный свет ухудшает качество изображения на киноэкране. Рассмотрим простой пример, когда на экран проецируется снятая на кинопленке надпись в интервале яркостей 50 (экран белый, буквы черные). Если коэффициент пропускания светлой части кадров фильмопозитива составляет 0, 5, то каждый участок снятых на пленке букв будет пропускать в 50 раз меньше света, так как коэффициент пропускания их составляет 0, 5: 50 = 0, 01. Допустим, что качество освещения экрана отличное, т. е яркость его без фильма в кадровом окне составляет 100 асб Тогда яркость белого фона экрана при проецировании надписи составит 50 асб, а буквы будут иметь яркость в 50 раз меньшую, т. е. 1 асб. Следовательно, на экране будут достаточно черные буквы на ярком фоне. Если же на экран помимо лучей от кинопроектора падает паразитный свет, равномерно засвечивающий экран который создаст на нем дополнительную яркость в 1 асб соотношение яркостей букв и фона изменится. Световой фон экрана будет иметь яркость 50 + 1 =51 асб; яркость черных букв также увеличится с 1 асб до 1 + 1 =2 асб. При этом отношение яркостей белого фона к яркости букв составит 51: 2=25, т. е. будет примерно в два раза меньше, чем при отсутствии паразитной засветки экрана. Значит, контраст изображения уменьшится, буквы будут казаться уже не черными, а серыми, весь экран будет как бы подернут дымкой. При большой яркости паразитного света и относительно малой световой мощности кинопроектора (что имеет место в любительских 8-мм кинопроекторах) посторонняя засветка приводит к резкой потере контраста изображения, а при демонстрировании цветных кинофильмов — к снижению насыщенности цветных фотографий, их белесости. Помещение, в котором предстоит показать звуковой кинофильм, должно быть не только хорошо затемнено, но и отвечать двум акустическим требованиям: 1) в него не должны проникать посторонние, мешающие звуки и шумы, 2) оно должно быть достаточно заглушено. Следует сразу же оговориться, что второе требование следует предъявлять только к большим помещениям. Рис. 49. Примеры размещения аппаратуры при просмотре фильмов В обычные комнаты и в школьные классы нет необходимости вносить дополнительные звукопоглощающие материалы — шторы, ковры, и т. п. Зато нужно предпринять все возможные меры к тому, чтобы обеспечить тишину в «просмотровом зале». Дело в том, что в любое помещение проникает масса посторонних звуков и шумов с улицы, лестничных клеток, из смежных и соседних помещений, которые мешают восприятию речи и музыки. Эти шумы, на которые мы подчас не обращаем внимания, становятся крайне неприятными, мешающими во время звукового киносеанса. Полностью устранить эти шумы — дело очень сложное, поэтому следует принять хотя бы самые доступные меры: плотно закрыть двери и окна, если есть возможность зашторить их; выключить радиотрансляционные громкоговорители или радиоприемники в соседних комнатах. Особенной помехой при просмотре люоительского звукового фильма является шум (стрекотание) механизма кинопроектора. Поэтому его желательно устанавливать в смежной комнате (рис. 49). При демонстрировании звукового фильма целесообразно пользоваться выносными громкоговорителями, расположенными по обеим сторонам киноэкрана. Громкоговоритель нужно подвешивать на 2/з высоты киноэкрана, с таким наклоном, чтобы ось его была направлена на точку осевой линии зала, удаленную от экрана на 2/з длины зрительного зала. При правильной подвеске громкоговорителя звуковая энергия в помещении распространяется равномерно. На каком расстоянии от экрана следует установить кинопроектор? Рис. 50. Искажение формы акрана при косой проекции Проекционное расстояние — расстояние, на котором следует установить кинопроектор для получения нужной Ширины экрана, — легко определить, умножив фокусное расстояние объектива (в миллиметрах) на ширину экрана (в метрах), а произведение разделив на ширину кинокадра (в миллиметрах). При подготовке аппаратуры к демонстрированию фильма нужно стараться сделать так, чтобы проектор был установлен по возможности более точно против центра экрана. При косой проекции получается искажение формы экрана (рис. 50) и всего изображения. Фильм и его эксплуатация. Правильная эксплуатация фильма (а, под эксплуатацией понимается уход, демонстрирование, ремонт и хранение фильмов) обеспечит кинолюбителю сохранность его произведения. Каждая фильмокопия со временем постепенно изнашивается. Даже новый фильм, не имеющий повреждений, при прохождении через кинопроекционный аппарат в той или иной степени загрязняется, замасливается. Фильмы теряют свои эксплуатационные качества и в результате неправильного хранения. В процессе работы раньше всего появляются полосы на эмульсионном слое и основе. В эти микроскопические царапины попадают пыль и масло, которые образуют корку, что приводит к последующим повреждениям при перемотке рулона. В итоге появляется «дождь» — царапины и полосы, вызывающие сильные искажения изображения. Износ перфорационной дорожки начинается с появления точкообразного повреждения краев или углов перфораций, называемого надколом. Затем надкол переходит в разрыв края или угла перфорации — надсечку. Глубокая надсечка приводит к разрыву межперфорационного участка или к разрыву от перфорации до края фильма. Своевременный мелкий ремонт фильмокопии может надолго сохранить фильм. Мелкий ремонт фильма предусматривает: переделку неправильных, непрочных и небрежно сделанных склеек; ремонт разорванных краев перфорации с подклейкой; чистку фильмокопий от загрязнении и масла; подклейку или замену изношенных ракордов и защитных концов к ним. Склейка фильма производится на склеивающем прессе. Клей наносится на место склейки одним мазком кисточки. Большое количество клея может сильно размягчить и деформировать концы пленки, отчего склейка будет грубой и непрочной. Если разорвались перфорации, то можно подклеить перфорационную дорожку так, как это показано на рис 51 причем подклеенная перфорационная дорожка не должна захватывать изображения. Кусочек кинопленки со смытым эмульсионным слоем подклеивается с глянцевой стороны фильма. Правильной называется такая склейка (рис. 52), при которой перфорационные отверстия точно совпадают друг с другом и концы фильма не имеют перекоса. Склейка должна быть чистой: без следов пальцев, грязи и пятен клея, без пузырей и коробления. Обычно применяют киноклей, составленный по одному из следующих рецептов.
|