![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что нужно для проявления кинопленки
Кинолюбитель может сдать отснятые кинопленки в специальные кинолаборатории для обработки либо сам обработать пленку в домашних условиях. В целях оказания технической помощи кинолюбителям в ряде городов открыты лаборатории для обработки любительских кинопленок. Машинная обработка пленки в специализированных условиях обеспечивает высокое качество и представляет удобство для кинолюбителей. При лабораторной обработке пленки в домашних условиях необходимо иметь некоторое оборудование и приспособления, химикалии и лабораторную посуду. Бачок. Прежде всего нужен бачок для проявления. Существует несколько простых приборов (рамы, бачки) для обработки кинопленки, но наиболее удобным является спиральный бачок (рис. 40). Он позволяет обрабатывать черно-белые и цветные кинопленки по различным процессам, причем все (за исключением зарядки пленки в бачок) можно делать на свету. Спираль бачка рассчитана на 10 м пленки шириной 16- и 8 мм. Таким образом, одновременно обрабатывается 20 полезных метров 8-мм фильма. Заряжают бачок в темноте, на ощупь. Поэтому, прежде чем приступить к работе с бачком, полезно попрактиковаться в зарядке спирали на свету куском старой пленки. В процессе зарядки нужно следить за тем, чтобы витки пленки не соприкасались друг с другом. Перемотав всю пленку с катушки на спираль, затягивают ось спирали и вкладывают спираль в бачок. Закрыв бачок крышкой, можно зажечь свет или вынести бачок в светлое помещение. На свету через воронку, имеющуюся в верхней крышке, в бачок заливают проявитель. В нижней части бачка имеется сливное отверстие с присоединенным к нему резиновым шлангом. Для сушки кинопленки используют барабан в форме «беличьего колеса» или рамы. Растворы. Для лабораторной обработки кинопленок применяются следующие основные растворы: 1. Проявители (кинонегативный, кинопозитивный, проявитель для обращения), восстанавливающие экспонированное галоидное серебро эмульсионного слоя в металлическое. 2. Фиксажи (простой, кислый, дубящий), служащие для растворения оставшегося в эмульсионном слое непроявленного светочувствительного галоидного серебра. 3. Отбеливатели, необходимые для разрушения негативного изображения (путем растворения составляющих его зерен металлического серебра) и применяемые при обработке пленок методом обращения и при обработке цветных пленок. 4. Осветлители, служащие для удаления желто-бурой окраски эмульсионного слоя пленки, образовавшейся после обработки кинопленки в отбеливателе. Рис. 40. Спиральный бачок для проявления кинопленки
Вещества, употребляемые для обработки пленки, растворяются в воде. Вода должна быть исключительно чистой, без механических примесей и нейтральной химически. Поэтому для приготовления растворов лучше использовать дистиллированную или кипяченую и отфильтрованную воду. Кинолюбители обычно сами приготовляют нужные растворы, пользуясь при этом веществами, указанными в рецептах растворов. В проявляющий раствор входят помимо воды следующие вещества: проявляющее (метол, гидрохинон, парааминофенолидр.); сохраняющее — обычно сульфит натрия; ускоряющее — щелочь (сода, поташ, едкое кали и едкий натр, бура); противовуалирующее — чаще всего бромистый калий. Приготовить проявитель можно по одному из двух способов: 1) растворить все вещества в порядке, указанном в рецепте, причем теплую воду взять примерно в половинном количестве; после растворения всех веществ в получившийся раствор до нужного объема добавить холодную кипяченую воду; 2) приготовить отдельно растворы: сульфит с проявляющим веществом и щелочь с бромистым калием; после охлаждения растворы смешать.
При составлении растворов проявителя надо всегда добавлять последующее (новое) вещество лишь тогда, когда предыдущее полностью растворится, иначе проявитель может окраситься сразу после приготовления, что указывает на его разложение. Готовый проявитель должен быть прозрачным и свободным от механических примесей. После приготовления его следует профильтровать через фильтровальную бумагу (кстати, фильтровать следует и другие растворы для обработки кинопленок). При составлении проявителей по рецептам следует иметь в виду, что целый ряд веществ взаимозаменяем. Это видно из табл. 11 взаимозамены эквивалентных количеств ускоряющих веществ (щелочей). Причем заменять в эквивалентных количествах едкие щелочи можно только едкими (едкий натр — едким кали, и наоборот), так же как и углекислые — углекислыми (поташ — содой, и наоборот). Пользование этой таблицей очень простое: например, в рецепте указано 5, 5 г безводной соды, которую приходится заменять кристаллической. Для того чтобы определить необходимое в этом случае количество соды, надо найти по таблице количество частей кристаллической соды, соответствующее одной части безводной соды, и умножить это количество на число граммов безводной соды, указанное в рецепте, т. е.: 2, 7x5, 5 = 14, 9 г.
Таблица 11. Таблица эквивалентных количеств углекислых щелочей (в граммах)
Следовательно, вместо 5, 5 г безводной соды можно взять 14, 9 г кристаллической. Фиксирующие растворы как главную составляющую часть содержат тиосульфат натрия (гипосульфит). Безводного тиосульфата нужно брать по отношению к кристаллическому в пропорции 3: 5. Тиосульфат натрия легко растворяется в воде. Раствор разлагается на свету, поэтому хранить его следует в темных сосудах. В практике кинолюбителей находят применение нейтральные, кислые и дубящие фиксажи. Нейтральный фиксаж содержит только один тиосульфат натрия. Кислые фиксажи представляют собой подкисленный раствор тиосульфата натрия кислыми солями (например, бисульфитом натрия или метабисульфитом калия), органическими кислотами (лимонной, уксусной, виннокаменной), а также минеральными кислотами (чаще всего серной в смеси с сульфитом натрия). Кислоту ни в коем случае нельзя вливать в раствор тиосульфата, так как раствор будет испорчен. Если в качестве подкисляющего вещества употребляются кислоты, то следует отдельно заготовлять их растворы с сульфитом натрия, которые можно применять для дальнейшего смешивания с фиксирующим раствором (тиосульфатом). В состав дубящих фиксажей обычно входят хромовые или алюмокалиевые квасцы. Дубящие фиксажи одновременно являются и кислыми. Для кислого дубящего фиксажа заготовляются три раствора: тиосульфата натрия, бисульфита (раствор сульфита с кислотой) и квасцов. Сначала вливают раствор бисульфита в раствор тиосульфата и только в последнюю очередь вливают раствор квасцов. Помимо проявляющих и фиксирующих растворов для обработки кинопленок применяются отбеливающие и осветляющие растворы, рецепты которых указаны в разделе, рассматривающем процессы обработки.
|