![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как сделать звуковой фильм
Запись звука для фильма. Наша промышленность выпускает полный комплект аппаратуры, позволяющей в любительских условиях изготовлять звуковые фильмы и демонстрировать их. Звуковым фильм можно назвать лишь тогда, когда звук воспроизводится синхронно с изображением. Синхронное воспроизведение звука и изображения может быть осуществлено несколькими способами. Первый и наиболее перспективный способ, — когда звук воспроизводится с магнитной фонограммы, расположенной на кинопленке с изображением. Несмотря на то, что обращаемая пленка 2x8 мм с нанесенными магнитными дорожками, расположенными между перфорациями и краем пленки, освоена заводом, еще нет аппаратуры записи и воспроизведения 8-мм фильма с такой пленки. Рис. 53. Схема перезаписи звука Другим и практически пока единственным способом синхронного воспроизведения звука при демонстрировании 8-мм фильма является синхронизация работы кинопроектора и магнитофона. При этом способе звуковой фильм состоит из двух пленок. Наша промышленность выпустила два типа синхронизирующих приставок и тем самым вопрос о синхронизации работы кинопроектора и магнитофона решен. В литературе, к которой мы отсылаем читателей, опубликовано большое число предложений по устройству синхронизаторов, которые могут быть изготовлены кинолюбителями. Но демонстрирование звукового фильма — это вторая часть задачи, а первая часть заключается в изготовлении фонограмм. С этим наиболее сложным вопросом мы и хотим ознакомить кинолюбителей. Для изготовления 8-мм звукового фильма неооходил магнитофон - прибор для записи и воспроизведения звука на магнитной ленте. Для озвучания пригодны любые массовые магнитофоны, например «Мелодия», «Комета», «Яуза-5» и др. К магнитофону придается микро- Все звуки, которые участвуют в звуковом оформлении фильма, можно разделить на три основных вида: речь, музыка и шумы. Это разграничение очень важно потому, что как в профессиональной, так и в любительской кинематографии эти виды звучаний записываются раздельно друг от друга и только на одной из последних стадии производства звукового фильма соединяются воедино, образуя фонограмму к фильму. Объединение раздельных записей в одну фонограмму называется процессом перезаписи звука. Почему же первичная запись речи, музыки и шумов производится раздельно? Это требование вытекает из творческих и технических особенностей создания звукового оформления кинофильма. Человек может из массы окружающих его звуков выбрать один и сконцентрировать на нем свое внимание. Микрофон же таким свойством не обладает и воспринимает одинаково все, что до него доносится. Еще на заре появления звукового кино удалось установить что для создания звукового образа в фильме из огромной массы окружающих нас звуков важно отобрать такие звучания, которые, подчиняясь кинематографическим свойствам, наиболее ярко и остро подчеркнули бы идею кадра. Так, например, показывая митинг в заводском цехе, очевидно, желательно наиболее четко записать речь оратора, а шумы работающих машин будут мешать восприятию и разборчивости речи. Поэтому нужна, создать такие условия, чтобы речь была записана отдельно от шумов, которые должны при воспроизведении только создавать обстановку работающего цеха, звучать с гораздо меньшей громкостью и ни в коем случае не мешать восприятию речи. Этого можно добиться лишь раздельной записью звучаний. Приступая к озвучанию любительского фильма, нужно прежде всего составить звуковую экспликацию, в которой для кадров, эпизодов точно указывается звуковое оформление: речь, музыка, шумы и количество метров пленки на каждый из этих кадров. Пример такой экспликации для кинофильма «Прогулка по Москве-реке» приводится (для краткости ряд кадров в экспликации не указан) в табл. 15. Эта разработка, как составная часть постановочного сценария, определяет всю работу по озвучанию фильма; она является руководством для предварительной и последующей записи музыки, подготовки фонотечного мате-териала и записи естественных звуков, для звукового монтажа и перезаписи картины. Особое внимание нужно уделить расчету полного метража озвучания, синхронных съемок, диалогов, специфических для данного фильма шумов, так как продолжительность звукового материала должна точно совпадать с продолжительностью изображения данного кадра, эпизода, сцены. При изготовлении звукового фильма могут использоваться такие методы записи, как последующее озвучание, предварительное озвучание, запись по методу наложения, перезапись и синхронная запись.
Таблица 15. Звуковая экспликация фильма «Прогулка по Москве-реке»
Последующее озвучание применяется кинолюбителями наиболее широко. После обычной киносъемки изображения (например, двух героев, разговаривающих между собой в полный голос), обработки пленки и изготовления позитива кусок пленки, на котором снята эта сцена, вырезается и склеивается в кольцо. Кольцо заряжается в кинопроектор и демонстрируется на экране. Перед экраном устанавливают микрофон, подключенный к магнитофону. Исполнители видят изображение на экране и повторяют перед микрофоном тот диалог, который они вели при съемке фильма. После нескольких репетиций удается получить удачную запись, мало отличающуюся от синхронной. Подобным же образом записывают специфические шумы, которые должны возникать или исчезать синхронно с изображениями: выстрел, хлопок дверью, удары и т. п. Предварительное озвучание может быть с успехом использовано кинолюбителями при создании своих звуковых фильмов. Например, снятые в фильме танцы и музыка к ним могут быть хорошо увязаны между собой, если использовался метод предварительного озвучания. Заключается он в том, что сначала для танцевальной сцены на магнитофоне записывается нужный музыкальный отрывок. Затем магнитофон переключается на воспроизведение, и проигрывается музыка. В это время исполнители танцуют, и их снимают. Только при таком методе съемки исполнители будут танцевать в фильме в такт с музыкой. Если же сначала снимать танцоров, а затем попытаться записать музыку и воспроизвести их синхронно, то исполнители на экране не будут танцевать в такт. Методы наложения записей заключаются в том, что некоторые магнитофоны («Днепр-11», «Комета») позволяют на один и тот же отрезок магнитной ленты дважды (многократно) записать звучания. Для кинолюбителей это очень удобно. Например, показывается видовой фильм с музыкальным сопровождением, но по ходу даются комментарии. Тогда удобно записать на магнитофоне музыку с несколько пониженным (относительно нормального) уровнем громкости, а затем записать с нормальной громкостью дикторский текст. Перезапись — процесс записи фонограммы одновременно от нескольких источников. Уже говорилось, что речь, музыка и шумы для фильма записываются раздельно. В итоге такой записи получают три (или больше) первичные фонограммы, записанные на отдельных магнитных лентах. Для того чтобы свести их воедино, т. е. получить одну фонограмму со всеми тремя записями, нужно подать на вход записывающего магнитофона напряжения звуковой частоты с трех магнитофонов, работающих в режиме воспроизведения (рис. 53). Однако для осуществления перезаписи необходимо иметь еще микшерский пульт, а также выполнить очень важное условие — обеспечить синхронную работу всех магнитофонов. Все это затрудняет широкое применение перезаписи в любительских условиях. Применяется она с некоторыми ограничениями. На рис. 54 показана схема микшерского пульта. Это очень простое устройство, которое может быть изготовлено своими силами, так как к магнитофону оно не прилагается. Микшерский пульт позволяет регулировать уровень громкости в каждом канале и добиваться нужных результатов при озвучании фильма. Например, чтобы на фоне музыки отчетливо слышалась речь, диалог или чтобы специальные шумы не заглушали речь или музыку. Эта схема микшерского пульта рассчитана на три входа (или на три канала). В каждом канале имеется свой регулятор громкости. В этой схеме микшерского пульта не предусмотрен общий регулятор уровня на выходе устройства; предполагается, что его с успехом заменит регулятор уровня записи магнитофона, к которому он подключается. Рис. 54. Схема ыпкшерского пульта Микшерский пульт является тем инструментом, который позволяет не только получить одновременную запись от нескольких источников, но и открывает большие возможности перед кинолюбителями, создающими звуковой фильм, особенно в процессе перезаписи с первичных фонограмм. Особое внимание при записи звука должно быть обращено на работу с микрофоном. К магнитофонам обычно придается микрофон электродинамического типа с круговой характеристикой направленности. Он воспринимает звуки со всех направлений, поэтому качество записи речи будет зависеть от правильного расположения микрофона по отношению к источнику звука и акустических условий помещения, в котором микрофон установлен. Помещение, в котором установлен микрофон, должно быть заглушено. В домашних условиях можно постелить на пол ковер, на стены повесить драпировки и полотнища. Заглушать надо тоже в меру, иначе звук будет «бубнить» и речь станет неразборчивой. Если же в помещении не будет достаточно тихо, все шумы запишутся на ленту и будут прослушиваться при воспроизведении, создавая неприятный фон. От этих шумов, записанных вместе с основной программой, уже нельзя избавиться. При работе с ненаправленным микрофоном расстояние от микрофона до диктора составляет 0, 50 — 0, 75 м. При сокращении этого расстояния до 20 — 30 см происходит подчеркивание шипящих звуков речи и особенно звука «эс», что портит впечатление от записи речи: делает ее жесткой и звенящей. Кроме того, начинает прослушиваться дыхание диктора, оратора. Запись речи на открытом воздухе отличается от записи в помещении тем, что на натуре много посторонних звуков: даже при малейшем ветре сильно шумит листва деревьев, при более сильном — микрофон «задувает»; доносятся различные посторонние звуки. Начинающим кинолюбителям лучше не делать записей речи на натуре, так так она сильно затруднена и требует специальных навыков. Запись музыки — солистов, ансамблей, оркестров различного состава — в техническом отношении принципиально не отличается от записи речи. Однако при записи музыки приходится иметь дело с многими источниками звука, размещенными на значительной площади. В этом случае микрофон устанавливается так, чтобы звуки от инструментов, находящихся на различных расстояниях от микрофона, одинаково хорошо воспринимались. Ввиду того что при звуковом оформлении любительского фильма трудно использовать настоящий оркестр, нужную музыку обычно перезаписывают с граммофонных пластинок на магнитную ленту. Такой способ обеспечивает любительским фильмам музыкальное сопровождение высокого качества. Шумы для записи чаще всего имитируются. Многие характерные или специфические звуки могут быть записаны один раз и затем использованы для перезаписи по мере надобности. К специфическим шумам относятся хлопанье дверей, скрипы полов, звон ключей, будильника, бой часов, свистки, гудки и т. п. Шумы прибоя, дождя, ветра обычно имитируются так же, как удары, взрывы и т. п. Синхронная запись звука производится одновременно с киносъемкой, она обеспечивает полное совпадение звука с артикуляцией и мимикой актеров, вплоть до крупных планов, и в этом отношении она является самой совершенной. Но, несмотря на достоинства, применение синхронной записи в любительских условиях затруднено ввиду следующих причин: 1) к съемочной площадке предъявляются высокие требования: необходима абсолютная тишина, бесшумная работа киносъемочной камеры, осветительных приборов, передвижение членов съемочной группы; 2) запись звука на магнитную ленту шириной 6, 25 мм на несинхронных магнитофонах — а таковы все массовые магнитофоны — не позволяет получить временное соответствие записанных и воспроизводимых фонограмм. Несинхронное продвижение узкой ленты обусловлено проскальзыванием ленты, непостоянством скорости движения на разных аппаратах и др.; 3) узкая магнитная лента затрудняет расшифровку магнитных фонограмм. Несмотря на указанные трудности, большая часть звукового кинофильма должна сниматься и записываться синхронно с соблюдением такой последовательности: «Приготовились» — по этой команде дается свет, исполнители занимают исходное положение, перед киносъемочным аппаратом устанавливается хлопушка. «Мотор» — включается звукозаписывающий аппарат и дается отзыв: «Есть мотор»; одновременно включается киносъемочная камера. «Начали» — хлопает хлопушка, и начинается действие сцены вплоть до команды режиссера: «Стоп». Рис. 53. Хлопушка На хлопушке (рис. 55) мелом надписывается номер кадра по сценарию, номер дубля, ставится буква «С» — синхронная съемка. Удар хлопушки отчетливо виден на кинопленке, а характерный резкий звук весьма точно и легко обнаруживается на магнитной фонограмме при воспроизведении. Этот момент и служит исходным для монтажа синхронных пленок и фонограмм. На магнитной ленте чернилами наносится полоска — синхронная метка — и рядом надпись, соответствующая надписи на хлопушке. Монтаж магнитных фонограмм и синхронизация их с изображением требует весьма тщательной расшифровки и разметки (визуализации магнитных фонограмм). Без специальной разметки начала и конца фраз и даже отдельных слов практически весьма затруднительно монтировать магнитные фонограммы синхронно с изображением. Смонтированные в части и соответствующим образом оформленные ракордами, синхронными метками и надписями, первичные магнитные фонограммы считаются подготовленными для перезаписи совместно с позитивом изображения. При работе над любительским звуковым фильмом часто возникает необходимость получения синхронизации звука и изображения для отдельных коротких сцен, но в домашних условиях или в условиях любительской студии это затрудняется расхождениями в скоростях работы магнитофона и киносъемочной камеры. Синхронную запись звука легко было бы осуществить, если бы скорости продвижения ленты в магнитофоне, кинопроекторе и киносъемочной камере были равны и постоянны. На практике же они не только не равны, но и не постоянны. Поэтому надо выяснить степень расхождения скоростей и определить пределы времени, в которых эти расхождения не сказываются практически на синхронизации, т. е. узнать, в течение какого промежутка времени нарушение синхронизации не будет заметно для зрителей. Метод решения такой задачи состоит в следующем. Прежде всего следует совершенно точно определить скорость продвижения пленки в кинопроекторе, когда он работает совместно с магнитофоном и синхронизирующей приставкой. Для этого в кинопроектор заряжается определенный отрезок проявленного фильма, на котором через равное число кадров (например, 80) один кадр делается совершенно прозрачным (соскабливается эмульсия). Затем фильм проецируют на экран, замеряют по секундомеру время, затраченное на проекцию отрезка фильма, од- повременно подсчитывая число бликов на экране за время демонстрирования отрезка фильма. Для получения точных результатов кинопроекцию следует производить не менее 3 мин. Частота кинопроекции fпр может быть подсчитана по следующей формуле:
fпр = (р — 1)*п/t пр кадр/сек,
где р — число бликов, замеченных на экране за время измерения; п — число кадров между отметками на фильме; t — время, затраченное на измерение. Если, например, использовался отрезок фильма, размеченный через каждые 80 кадров, и он дал 37 бликов за время 186 сек, то частота кинопроекции составит:
fпр =(р-1)*n/tпр=(37 — 1)*80/186=15, 5 кадр /сек.
Найденная таким образом скорость кинопроекции будет иметь важное значение для последующего рассмотрения синхронной записи звука. Далее должна быть точно определена средняя скорость работы киносъемочной камеры. Для этого можно и здесь пойти тем же путем, т. е. зарядить камеру черно-белой пленкой с просветленными кадрами (отметками). Если есть такие отметки, то, измерив время работы камеры по секундомеру, можно определить скорость. Следует иметь в виду, что в камерах с пружинным приводом время измерений не должно быть слишком растянутым, так как скорость транспортирования пленки в таком киносъемочном аппарате зависит от напряжения пружины. Если взять отрезок фильма с определенным числом кадров (например, 80), то сомножитель (р — 1) в формуле следует исключить. Если определены частота кинопроекции fпр и частота киносъемки fк, то легко определить период времени, в течение которого возможна синхронная работа киносъемочной камеры и кинопроекционного аппарата. Рис. 56. График к расчету синхронизации Само собой разумеется, что магнитофон, используемый при совместной работе с кинопроектором (т. е. для воспроизведения звука), должен быть тем же самым и для записи. Нетрудно заметить, что при различных частотах съемки и кинопроекции в какой-то момент времени будет иметь место синхронная работа двух не связанных между еобой аппаратов. Отклонение от синхронизации или относительную ошибку дt за время сцены можно определить по формуле: Из формулы видно, что при равенстве частоты кинопроекции и частоты киносъемки временная ошибка Af равна нулю и, следовательно, осуществляется синхронная работа двух аппаратов. Если же частота кинопроекции больше, чем частота киносъемки, то изображение обгоняет звук (Д£ — положительна). Если же больше частота киносъемки, то звук обгоняет изображение (Д£ — отрицательна). Очень просто эту зависимость можно показать графически (рис. 56), если по горизонтальной оси отложить продолжительность синхронно снимаемой сцены t, а по вертикальной оси — ошибку в синхронизации Д£. Рассмотрим в качестве примера такой случай, когда fпр = 16, 1 кадр/сек, f к = 15, 8 кадр/сек и t = 20 сек. По формуле найдем отклонение от синхронизации: Теперь можно нанести на график точку А с координатами: t = 20 сек и Лг = 0, 37 сек. Проведем прямую через начало координат О А. Рассмотрим сразу же и другой случай, когда fпр = =15, 9 кадр/сек; f к = 16, 1 кадр/сек и t = 20 сек. Определим
дt= (15.9 — 16.1)*20/15.9= — 0.25 сек.
Построим точку В и проведем прямую 0В. Опытным путем установлено, что расхождение между звуком и изображением не должно превышать 0, 2 сек, так как иначе оно становится заметным зрителям. Это означает, что в случае А это требование удовлетворяется лишь для сцены, длительность которой не превышает 10, 5 сек, а в случае В — 16 сек. Так определяются возможные временные пределы получения синхронных кусков сцен, эпизодов. Время это невелико, но оно бывает достаточно для озвучания коротких сцен, снятых крупным планом, когда отчетливо видно лицо говорящего актера и необходима точная синхронизация речи и изображения. Рис. 57. Синхронизатор СЭЛ-1 к кинопроектору «Дуч-2» Мы рассмотрели лишь некоторые доступные кинолюбителям методы записи первичных фонограмм. Рис. 58. Принципиальная схема работы синхронизатора СЭЛ-1 и кинопроектора «Луч-2» Связь магнитофона и кинопроектора. Любительский звуковой фильм на 8-мм кинопленке изготовляется (в подавляющем большинстве случаев) на двух пленках: изображение («изо») и звук на магнитной ленте. Это наиболее доступный и распространенный в кинолюбительской практике метод озвучания фильма. Показ фильма на двух пленках требует синхронной работы кинопроектора и магнитофона, осуществляемой с помощью синхронизирующих приставок. Для кинопроектора «Луч-2» выпущена синхронизирующая приставка СЭЛ-1, работающая по принципу электрической синхронизации. На валу ролика синхронизирующей приставки, который огибает магнитная лента, есть специальный коллектор. Такой же коллектор устанавливается на валу электродвигателя кинопроектора. Оба коллектора включены в электрические цепи реле (контактные группы), контакты которых закорачивают сопротивление в цепи электродвигателя. При включении установки скорость вращения коллектора на валу электродвигателя меньше скорости вращения коллектора на синхронизирующей приставке. В цепи протекает пульсирующий ток, с помощью которого реле срабатывает и замыкает контакты, закорачивающие сопротивление в цепи электродвигателя кинопроектора. По мере увеличения вращения электродвигателя проектора величина пульсирующего тока в обмотке реле уменьшается, и при некоторой скорости контакты реле размыкаются. После этого скорость двигателя начнет уменьшаться, что снова приводит к срабатыванию реле. Таким образом, скорость вращения двигателя проектора будет всегда колебаться около синхронной скорости. На рис. 57 показан синхронизатор СЭЛ-1. Конструктивно он представляет собой цилиндр, установленный непосредственно вблизи магнитофона, лента с которого заводится на шкив синхронизатора. Шкив двухступенчатый: одна ступень используется при скорости движения магнитной ленты 19 см/сек, другая — при скорости 9, 5 см/сек. На рис. 58 дана принципиальная электрическая схема работы синхронизатора СЭЛ-1 и кинопроектора «Луч-2». В цепь обмотки возбуждения электродвигателя ДУ-15 (127 00, 35 а) переменного тока включены сопротивление R1 (25 вт 400 ом) и последовательно с ним сопротивление R2 типа ПЭВ-17 (7, 5 вт 150 ом). Концы сопротивления соединены со штырьками ламповой панельки. В эту панельку вставляется црколь, которым оканчивается шланг от синхронизатора ОЭЛ-1. Рис. 59. Синхронизатор СП-451 к кинопроектору 8П-1: 1 — ролик; 2 — вырез; з — качающийся ролик; 4 — шкив; 5 — прижимный ролик Кинопроекторы 8П-1 (начиная с заводского номера 6205000) рассчитаны для работы с синхронизирующей приставкой СП-451 (рис. 59). Приставка крепится на кинопроекторе. Внутри корпуса приставки размещен реостат, подвижный контакт его связан с рычагом, на другом конце которого укреплен качающийся ролик. Сопротивление реостата 70 ом. Реостат включается с помощью обычной штепсельной вилки в цепь электродвигателя кинопроектора. Магнитная лента от магнитофона, устанавливаемого на уровне синхронизирующей приставки вблизи кинопроектора, после прохождения тракта магнитных головок заводится в лентопротяжный тракт синхронизирующей приставки, связанной с проектором посредством гибкого вала и электрического кабеля. Лента проходит через ряд направляющих и ведущий ролик и огибает ролик качающегося рычага, связанного с реостатом, включенным в цепь электродвигателя кинопроектора. При несоблюдении скоростей хода проектора и магнитофона магнитная лента изменяет свое натяжение в синхронизирующей приставке и заставляет перемещаться натяжной ролик, связанный с рычагом реостата. При этом изменяется величина сопротивления реостата, включенного в цепь электродвигателя проектора, и регулируется скорость его вращения. Приставка СП-451 работает только с магнитофоном, имеющим скорость продвижения ленты 19 см/сек.
* * *
Небольшой объем первой книги для кинолюбителей не позволил широко осветить ряд интересных вопросов, связанных с созданием любительского фильма. Ответы на многие вопросы кинолюбители могут получить в книгах серии «Библиотека кинолюбителя», выходящей в нашем издательстве.
|