Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Машинизация» трудовых движений
Поэтому гораздо большее значение и перспективы, по их мнению, имел подход, в соответствии с которым способности, склонности, навыки и знания не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным, они тренируемы, т. е. подвержены раз-интню в процессе обучения, и, следовательно, главная проблема состоит в нахождении метода производственного обучения людей, метода максимального расширения возможностей человеческого организма. «Мы призываем, — писал А. Гастев, - мы все время говорим: развивай свои способности, тренируйся, совершенствуйся! Мы переворачиваем современную биологию и говорим: человек полон возможностей, в нем тысячи возможностей для приспособления, тренировки, победы. Вот почему мы жестко противопоставляем себя психотехнпкам -не сортировка на первом плане (курсив наш — Авт.), а тренировка»80. Как видим, речь идет не об отрицании психотехнических методов вообще, как принципиально ошибочных или ненужных, а об их второстепенном характере. Традиционные методы производственного обучения, практиковавшиеся школами фабрично-заводского ученичества, политехникумами, по мнению цитовцев, безнадежно устарели и не отвечали потребностям быстро восстанавливавшегося и технически обновлявшегося народного хозяйства, нуждавшегося в столь же ускоренной и интенсивной подготовке квалифицированной рабочей силы. Часто ФЗУ загружались какой-либо производственной работой срочного характера и, по существу, превращались из учебных заведений во второразрядные вспомогательные цеха заводов. Это сводило подготовку рабочей силы к так называемому «обучению в процессе производства», когда ученики основное время тратили не на обучение как таковое, «а на " производство" определенных работ, которые в педагогическом отношении представляют холостой ход и но имеют никакого воспитательного значения»81. Результатом подобного «обучения*- становился рабочий, «знакомый иногда с сотней и тысячен мелочен данного производства, но незнакомый с приемами профессии в целом, несмотря на многолетний стаж обучения» 82, Не выдерживал критики и педагогический персонал школ ФЗУ, нередко состоявший из случайных и профессионально слабых преподавателей, не имевших должном методической и педагогической базы. Но самое печальное заключалось в отсутствии эффективного метода подготовки рабочей силы, позволявшего быстро и качественно осуществлять процесс производственного обучения. Метода, который не только давал бы ту или иную профессию, но прививал бы стремление к постоянному поиску, рационализации рабочего места, непрерывному творчеству. «Пусть тепличные работники, - с пафосом писал А. Гастев, — отсчитывают дозы скромных поливок нашего начинания, мы скомплектуем толпы работников на открытой земле от горизонта к горизонту и начнем рушить и строить рассчитанными линиями и углами, прямо с курсом и неизвестное, с компасом на холод, с хронометром в дальние века»83. Работа по созданию метода быстрого и массового обучения трудовым профессиям велась в ЦИТе комплексно и сопровождалась целым рядом лабораторных исследований и экспериментов в области биомеханики, биоэнергетики и в определенной мере психотехники. И ЦИТ создал свою методику. В чем ее суть? Если говорить предельно кратко, она заключается в идее «машинизации» трудовых движений работников, «живого состава» предприятий. Отбирая и отрабатывая нужные движения, методика ЦИТа предполагала совершенное овладение ими, достижение максимального автоматизма. Нарастание автоматизма, по мысли цитовцев, будет способствовать тому, что «нервная энергия будет освобождаться для все новых и новых инициативных стимулов», увеличивая «мощь данного индивида до беспредельности»84. Чем большего автоматизма достигнет работник, тем шире станут его возможности для решения новых задач. «Этот принцип машинизирования или биологического автоматизма, — по мнению А. Гастсва, — должен идти очень далеко, вплоть до так называемой мыслительной деятельности человека»85. Речь шла не о простом автоматизме, «который заключается в обычном повторении одного и того же акта» и в конце концов приводит к «спячке», «гипнозу». Если в процесс вовлекаются все новые автоматы, если человек «привыкает к прогрессирующему включению новых переменных, то он становится беспредельным творцом»86. Так, простая, казалось бы, операция по рубке зубилом «раскрывает глубины прохождения элементов воображения в работе, элементов памяти, дает нам ключ к построению так называемой мыслительнойработы... представляется нам огромной цепью включения простых и сложных реакций, созданием мощных автоматов, включением этих автоматов в комплексы, непрерывным оживлением этих автоматов новыми реакциями»87 . Изучение операции рубки зубилом позволило цитовцам отработать систему гренажа и поставить задачу «воспитания особого нового скоростного человека, с его быстрой реакцией, с его способностью всегда быть настороженным и в то же время расходовать минимум нервной энергии»88. Но мнению А. Гастева, через систему тренажа в той или иной степени должны пройти тысячи и тысячи рабочих страны. Целью тренировочной системы являлось прежде всего привитие новой двигательной культуры, «точно предопределяющей как те движения, так и ту психологическую сноровку, которые необходимы рабочему для его работы»89. Далее, она была призвана развивать систему установок рабочих приемов с применением шаблонов, направителей и водителей. После основательной «отделки» элементарных трудовых приемов, цитовны переходили к организационно-оперативной тренировке, осуществляемой в рабочем! обстановке, «сдавая каждый прием при посредстве браковки, сдавая каждый прием с определенной степенью скорости»90. Ццтовская система, заключавшаяся в развитии двигательной культуры, тренировке приемов и организационно-операционном совершенствовании, дополнялась особой нсихотреннровкой, прививавшей обучаемым наблюдательность и умение точной фиксации происходящего, а также системой автохронометража, позволявшей рабочему отмечать в карточке-инструкции затраченное на данную операцию время.
|