Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установочный метод подготовки
На первый план в цитовской системе обучения выдвигалась фигура инструкто-ра-педагога, призванного не только определять характер тренировки и работы, но неустанно наблюдать, контролировать, руководить, обращая внимание обучаемых буквально на все: правильную стойку, держание инструмента, порядок на рабочем месте, рациональное положение рук и, главное, точные движения. Иными слонами, он должен был формировать трудовые установки, осуществляя прививку топ самой «трудовой бациллы», о которой уже говорилось выше. «Главный тин рычаг - это инструктаж, — писал А. Гаетев. - Инструктора, рассыпанные но заводу в виде инициативных установщиков, являются будничными инспекторами и наладчиками производства. Инструктор смотрит за всеми установками, направляет и является неустанным инициатором все новых и новых совершенных установок. Мы полагаем, что, именно внеся о Советскую Россию разработанный принцип массового инструктажа..., мы вселяем в самые широкие массы неугомонный творческий стимул»91. Установочный метод подготовки и переподготовки рабочей силы базировался на челом ряде методологических правил (принципов), вобравших в себя все теоретические достижения ЦИТ. 1. Принцип организации среды или социальной инженерии. Его суть состоит в том, чтобы, основываясь на выводах инженерии и биологии, дать работникам такую систему организационных и биологических установок, которые позволили бы живому составу органически слиться с машннп-техпнчееким комплексом и превратили бы предприятие в подлинную социально-инженерную машину, работающую так же ритмично, точно и слаженно, как станок. 2. Принцип детального анализа работы. Он заключается в посылке, согласно 3. Каждая работа представлялась ЦИТом как поток операций, каждая 4. Принцип динамического понимания работы, сущность которого заключается в закреплении в процессе обучения все возрастающей тяги к ускорению работы и повышению ее точности. ЦИТовцы выделяли с этой точки 5. Принцип режима состоит в строгой регламентации в процессе обучения 6. Принцип строгой постепенности в конструировании учебного материала. Основная трудность, стоявшая перед цитовскими педагогами, заключалась в том. чтобы создать ряды последовательно нарастающих установок со 7. Принцип «узкой базы», применительно к педагогической системе ЦИТ, состоял и том, что обучающая методика строилась на тщательном «микроскопическом» анализе нескольких типичных приемом и операций, причем углубленное изучение одной операции давало ключ к усвоению целого ряда других. При обучении, как правило, выбирались так называемые «делегатные» операции, которые содержали и себе много характерных элементов из других операций и рамках данной работы. Такими «делегатными» операциями в ударном цехе являлась рубка зубилом, в нажимном — опиловка напильником. Принцип «узкой базы», несмотря на ожесточенную критику, последовательно проводился на всех курсах ЦИТа. «Мы — сторонники узкой базы, — писал А. Гастев уже в 1927 г., — и в нее мы теперь верим в 300 раз сильнее, чем в тот момент, когда мы только этот принцип провозгласили. Узкая база - это органичность и глубина метода. Вся наша работа, псе наши споры с противниками только укрепили правильность нашего метода»94. Методика ЦИТ оказалась высокоэффективной в чрезвычайно важном для того времени доле быстрого и массового обучения трудовым профессиям. Она позволяла за 3-6 месяцев подготовить высококвалифицированного рабочего, тогда как и школах ФЗУ для этого требовалось 3-4 года. ЦИТ получил задание обучать споим методом в течение одного года 10 тыс. рабочих, стоимость обучения которых была определена и 1, 2 млн руб. Подготовка такого же количества рабочих и школах ФЗУ обходилась в 24 млн руб.95 Вряд ли можно переоценить заслугу творческого коллектива ЦИТ в решении грандиознейшей народнохозяйственной проблемы. Метод подготовки рабочей силы, разработанный и внедренный ЦИТом, как уже отмечалось, получил известность далеко за пределами России. Так, один из выдающихся представителен научного менеджмента Ф, Гилбрет, ознакомившись с публикациями ЦИТ, заявил о том, что «русские глубже нас входят в НОТ»96. Особенно показателен 1-й Международный конгресс по научной организации труда (Прага, 1924 г.), и котором приняла участие и русская делегация, представленная А. Гастевым, Н. Бершптейном, Л. Лабутиным (ЦИТ), Е. Розмпровпч (НК РКИ), И. Шпильрейном (Лаборатория промышленнойпсихотехники НКТ), М. Васильевым (НКПС) и Ф. Ноа (Всероссийская ассоциация инженеров). На этом конгрессе А. Гастев сделал доклад на французском языке, а Н. Бсрнштейм — на английском. Первый был посвящен установочному методу ЦИТ, второй — нормализации движений. И если до выступлений цитовцев конгресс проходил без прений, то доклады российских ученых подверглись оживленнейшему обсуждению. Интерес к методике ЦИТ был настолько велик, что А. Гастев и его коллеги получили приглашение немедленно внедрить ее на одном из крупнейших европейских заводов, для чего им предоставлялся особый цех. «Мы нисколько себя не обманываем нашим успехом, по во всяком случае конгресс показал, что наши работы имеют в настоящее время уже международный интерес, что, между прочим, подтверждается тем, что в настоящее время о нашей методике в Западной Европе и Америке уже начинает появляться литература»97. Действительно, после Пражского конгресса в развитии стадного научного менеджмента наметилось стремление к изучению и использованию «русского опыта», что является несомненным достижением ЦИТ. Разумеется, сказанное к означает, что оценка концепции ЦИТ и области подготовки и совершенствования рабочей силы может сопровождаться лишь восклицательными знаками. Во-первых, цитовцы сосредоточили свои главные педагогические усилия па подгопювке рабочих, хотя речь нередко пелась о подготовке «высококвалифицированной рабочей силы». Однако в структуре последней работники умственного а, организаторы, т. с. Собственно «социальные инженеры», имели ничтожный удельный вес. И в этом бесспорном факте мы усматриваем отголосок общетеоретической позиции ЦИТа, согласно которой управленческий труд не имеет какой-то особой специфики по сравнению с трудом рабочего, а, следовательно, подготовки высококвалифицированный токарь, слесарь или инструктор по обучению вполне могут управлять и цехом, и заводом, и государством. Правда, цитовцы ощущали некоторую ущербность подобных представлений, в ЦИТе существовал л факультет администраторов, однако программа их подготовки не отличалась ясностью, а сделанная было попытка создать Университет труда для подготовки управленческого персонала не увенчалась успехом, поскольку опять-таки отсутствовало ее теоретическое и программное обоснование. Во-вторых, авторы методики, па наги взгляд, переоценивали перспективное значение своей теории, причем настолько сильно, что порой их покидало чувство реальности. Пожалуй, следует согласиться с С. Струмилиным, который в выступлении на Первой Всероссийской конференции по НОТ признался в том, что оригинальный ум А. Растем его «восхищает, даже когда он говорит парадоксы»98. Действительно, основатель ЦИТ порой был не чужд фантазий. По-видимому, на формирование А. Гастсва как ученого оказали сильное влияние труды французских социалистов-утопистов. Последние, как известно, полагали, будто социалистический строй, который возникнет как результат инициативы уверовавших в его блага небольших общественных групп, приведет к несравненно более высокой производительности труда благодаря тому, что вдохновенная деятельность этих групп увлечет за собой (используя гастевскпй оборот, «заразит бациллой») остальное общество. А. Гастев уверовал в преимущества нового строя, якобы создающего принципиально новые социальные условия и принципиально нового работника. С уничтожением частной собственности и с ликвидацией одиозном фигуры предпринимателя, считал он, устраняется и основное антагонистическое противоречие между наемным трудом и капиталом. Естественно, роль материального вознаграждения начинает неуклонно убывать до полного нуля. Все это, по известному мнению, неизбежно повлечет за собой коренное изменение самой природы трудящегося человека, формирование новой социальной психологии, делающей легко усваиваемой цитовскую методику («бациллу»), что и обеспечит в конечном счете гигантский прирост производительности труда. На самом деле новый строй, игнорировавший материальные стимулы — этот важнейший источник энергии, обеспечивавший кровную заинтересованность работников в высокой продуктивности труда, — необратимо подрывал возможности хозяйственного прогресса. И, разумеется, компенсировать этот утративший силу источник в полном объеме не способна никакая, самая передовая методика НОТ. Надо сказать, что некоторые современники А. Гастева, например Б. Бруцкус, уже тогда высказывали обоснованные сомнения о формировании новой психологии трудящихся. «Здесь вряд ли осуществимы коренные перемены, — писал Б. Бруцкус, — поскольку люди в своей экономической деятельности руководствуются не методиками, а эгоистическими мотивами, носящими всеобщий характер (если, конечно, " они не превратятся в ангелов")»99. Данное утверждение не означает, что в социальной жизни вообще нет места альтруистическим мотивам, однако они проявляются людьми, как правило, не в производственной деятельности, а и высшей творческой работе, в борьбе за нетленные ценности, наконец, в интимной жизни. «Но ошибочно ожидать от людей, чтобы они бескорыстно изо дня в день пекли хлеб, тачали сапоги или шили платье, и даже не для ближних, а для дальних, которых они, может быть, не знают и не видят... Спиноза писал свои трактаты из глубокой душевной потребности, он написал бы их и в том случае, если бы ему грозила за это тюрьма, но стекла он, конечно, гранил за вознаграждение»100. И только «отрицая основные законы человеческой природы, можно строить экономическую жизнь, не исходя из. указанного положения политической экономии»101. Увы, А. Гастев со своими коллегами в своей концепции «трудовой бациллы» по существу игнорировал объективный закон человеческом природы, как, впрочем, и все «строители коммунистического общества» на протяжении долгих десятилетий.
|