Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руководители ВСНХ и их отношение к управлению производством
Отечественная научная организация труда и управления производством развивалась не только и тиши кабинетов институтов, лабораторий, опытных станций. Управленческая мысль напряженно пульсировала в рабочих кабинетах директоров предприятий, трестов, синдикатов и, конечно, в кабинетах высших руководителей народного хозяйства, нередко дававших блестящие образцы решения труднейших проблем управления. Практический опыт выдающихся хозяйственных организаторов должен быть собран, изучен и сохранен для будущих поколений руководителей, ибо он имеет исключительное значение для развития организационно-управленческой пауки. Как справедливо отмечает Г. Попов, первый автомобиль Г. Форда давно в музее, а методы его создания изучаются до сих пор1. В настоящей главе речь пойдет о взглядах па управление крупнейших организаторов отечественной промышленности, первых руководителей Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). 10.1. Воззрения Н.Осинского Первым председателем ВСНХ был Валериан Валерианович Оболенский (псевд. -Н. Осинский). Прежде чем говорить об управленческих воззрениях Н. Осинского, вернемся к эпохе «военного коммунизма», когда был создан ВСНХ. Поначалу многоголосый хор российских экономистов этого периода отличался стройностью и слаженностью. Все они бел каких-либо серьезных исключений обосновывали и защищали от «нападок буржуазных экономистов» идею абсолютною, тотального централизма. Провозглашенная марксизмом, она, как тогда казалось русским марксистам, как будто даже подтверждалась опытом организации германской милитаризованной экономики. «Здесь мы имеем " последнее слово" современной крупнокапиталистической техники и планомерной организации», -отмечал В. Ленин, призывавший соединить германскую военно-хозяйственную систему с советской властью2. Уже в конце декабря 1917 г. он предложил покрыть Россию сетью потребитсльско-производительных союзов и комитетов, которые могли бы «правильно» организовать не только снабжение, но и производство в общегосударственном масштабе и осуществить общее регулирование производства и потребления из единого центра3. Идея всеохватывающего централизма владела умами всех марксистов-большевиков, в мировоззрении которых она мыслилась показателем прогресса производительных сил. Так, в явлениях жесткой централизации усматривает тенденцию к «превращению всего национального хозяйства и одно гигантское комбинированноепредприятие..., являющееся предпосылкой организованного социалистического хозяйства», Н. Бухарин4. «Мы за централизованное крупное производство, развивающее до максимума производительные силы», - писал этот видный большевистский руководитель, впоследствии резко разошедшийсясо своими соратниками5. Подобную точку зрения нетрудно найти и в работах Л. Троцкого. Считая главным критерием экономического развития рост производительных сил, Л. Троцкий видел основную задачу в том, чтобы «повышать производительность труда на тех " принудительных", т. е. плановых, а не вольных рыночных основах, на которых строится все наше хозяйство» ''. Иными словами, если при капитализме задача повышения производительности труда решается через рынок, конкуренцию, колебания цен, спроса и предложения, то при социализме - через централизованное управление всем хозяйством на оспине директивного плана, в котором учтены и строго соразмерены экономические ресурсы и потребности. Не будем более расширять приведенную коллекцию формулировок, легко обнаруживаемых в публикациях всехизвестных деятелей революции из большевистского лагеря. Все они в первый послереволюционныйпериод, как справедливо отмечает В. Мау, отождествляли прогресс производства с централизацией, а эту последнюю -- с планомерностью7. Однако, сходясь в главном — в единодушной поддержке марксистской идеи экономического централизма, большевики уже тогда начинали расходишься а понимании ее границ и степени ее абсолютизаци., Они по-разному представляли себе принципы построения системы управления национализированным производством. Первое практическое воплощение идея централизма находит и организации в декабре 1917 г. Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Этот орган, по мысли его создателей, должен был вырабатывать общие нормы и планы регулирования экономической жизни страны, согласовывать и объединять деятельность центральных и местных регулирующих учреждений. Все такого рода учреждения подчинялись ВСНХ, при отделах которого организовывались главные и центральные управления и комитеты по отраслям промышленности. Непосредственного управления промышленными предприятиями со стороны ВСНХ, однако, не предусматривалось, оновозлагалось на местные СНХ, создаваемые с конца декабря 1917 г. при местных органах Советской власти. В пределах своей области (района) совнархозы объявлялись органами управления национализированной промышленностью, а их постановления – обязательными для всех местных учреждений и предприятий. Организационная стриктура ВСНХ получала, таким образом, одновременно территориальное и отраслевое выражение, что являлось результатом существования двух весьма различных позиций. Суть одной из них «водилась к обоснованию необходимости строго централизованной системы хозяйственного управления, вторая - к предоставлению местам достаточно широкой хозяйственной самостоятельности. Различия особенно проявлялись при обсуждении вопроса об управлении национализированными предприятиями и секции организации производства па I съезде СНХ. СНК во главе с В. Лениным при поддержке А. Рыкова отстаивал принцип строгого подчинения нижестоящего звена вышестоящему органу хозяйственного управления, исходя из необходимости максимального усиления роли центра в управлении предприятиями. Последние, по их млению, были обязаны руководствоваться своей деятельности только распоряжениями центра и нести перед ним полную ответственность. А. Рыков, например, заявлял: «Мы переживаем.жоху величайших кризисов... и пережить такую эпоху можно только путем невероятной централизации»8. Такую же позиции занимал А. Лозовский: «Децентрализация, предупреждал он, - понизит производительные силы России и подорвет фундамент под русской революцией»9. Строго централистские позиции занимали Ю. Ларин, Л. Крицман и др. Сторонники известной хозяйственной самостоятельности мест (областники), напротив, настаивали на разграничении функций центрального управления и управления на местах. Конкретно их позиция сводилась к тому, что все управление национализированными предприятиями должно быть сосредоточено в областях, па местах, центр же «не должен вмешиваться в дело, а должен давать только определенное задание»10. Право определять, какое количество продукции может произвести завод при данных условиях, следовало, по их мнению, передать заводоуправлениям, а центр, обеспечивая данное предприятие сырьем, топливом, деньгами, «во всем остальном должен иметь только контрольные функции. Рабочие данного завода должны реорганизовать правление сами»11. Так, делегат Уральского ОСНХ Андронников прямо заявлял: «Нужно ВСНХ разгрузить от функций чисто исполнительных, от функций управления непосредственно заводами»12.
|