![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика оценки вложения в специалиста и их окупаемость
Окупаемость потенциала специалиста определяется, прежде всего, величиной получаемого дохода, характером и направленностью мотивации, сегодняшней ценностью будущих выгод, окупаемостью с денежной точки зрения и т.д. В соответствии с теорией человеческого капитала повышенные расходы, обусловленные более высоким уровнем образования, должны принести большую отдачу в виде более высоких доходов.
Оценивая эффективность реализации потенциала специалиста с точки зрения теории человеческого капитала, необходимо учитывать фактор времени: сравнивать норму доходности инвестиций в образование со ставкой процента по депонтам, ценным бумагам и т.д., так как средства, вложенные в обучение, могут прирастать со временем. ставка дисконтирования равна 20% Однако наиболее простым методом оценки эффективности вложений в человеческий капитал специалиста и, следовательно, эффективности реализации потенциала специалиста экономического профиля, является оценка с точки зрения получаемых доходов, т.е. соотношение величины затрат и доходов. Основной проблемой формирования эффективной мотивации современного специалиста является создание системы действенных стимулов к труду. Однако в настоящее время эффективной стала теневая мотивация, как для руководителя, так и для подчиненных (дифференцированно от места, занимаемого в иерархии управления). Таким образом, уровень получаемых доходов и, как следствие, качество жизни специалиста можно рассматривать как один из аспектов эффективной реализации его потенциала и человеческого капитала.
При расчете окупаемости потенциала специалиста можно использовать два подхода: соотношение потенциала с общим доходом или только с зарплатой. Сопоставляя объем инвестиций, вложенных в образование специалиста и рассчитанную выше величину годовых доходов, получаем, что специалист экономической службы предприятия окупит вложенные в него доходы за столько лет. Воспользуемся формулой ежегодного дохода и рассчитаем эффективность инвестиций в человеческий капитал специалиста с денежной точки зрения: где У - общие инвестиции (в образование, в " человеческий капитал" в целом"), грн; X - ежегодный доход, грн; r—ставка дисконтирования (в долях процента); n -количество лет. Инвестиции в образование в вузе целесообразны, если текущая стоимость выгод (денежных и моральных), по крайней мере, равна издержкам. Затраты сравниваются с приращением заработка после обучения при помо щи метода приведений к текущей стоимости: где Р - сегодняшняя ценность будущие выгод, грн; В - ожидаемое увеличение заработка, грн
n - число лет использования знаний; r - рыночная норма отдачи на капитал В среднем п- 38 лет,
|