![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средства активизации познавательной самостоятельности магистрантов
При освоении учебных дисциплин модуля необходимо исходить из двух взаимосвязанных аспектов – глубины и прочности усвоения материала и развития мышления. Задания для самостоятельной работы, построены таким образом, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности студентов и, следовательно, активизации их учебной деятельности. В соответствии с данными психолого-педагогических исследований, основные шаги, используемые для построения заданий, являются следующие: 1. установление связей нового материала с уже изложенным; 2. анализ материала, выделение наиболее важных частей, признаков, факторов; 3. синтез изучаемого, объединение отдельных частей, признаков; 4. сравнение, установление сходства и различия; 5. классификация и систематизация учебного материала, объединение разделов на основании сходства и различия их признаков в группы, выделение подгрупп, разделов; 6. обобщение, формулирование выводов. Основные мыслительные умения, которые приобретает магистрант и которые могут служить показателями оценки: умение проникать в сущность изучаемого явления; обобщать и расширять понятия; мыслить аналогиями; моделировать. Управление учебной деятельностью стоится через воздействие на основные компоненты. Основными компонентами познавательной самостоятельности магистрантов являются: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, оценочный. Мотивация учебной деятельности складывается из внутренних и внешних стимулов. Внешние стимулы – выравнивание первоначального уровня знаний, активизация познавательной самостоятельности в аудиторной работе, активизация внеаудиторной подготовки, работа с заданиями разного уровня сложности, игровые элементы в организации занятий. Помощь в развитии внутренних стимулов может заключаться в помощи по осознанию перспективных целей профессиональной востребованности на рынке труда. Ориентационный компонент включает в себя умения определять цели и задачи познавательной деятельности, самостоятельно спланировать свою работу и составить план выполнения задания. Решение учебной задачи включает следующие действия: ясное понимание предложенной задачи, составление плана решения, осуществление плана, проверка и теоретическая оценка полученного решения. Содержательно-операционный компонент содержит две части: систему ведущих знаний и способы учения. К дидактическим приемам активизации мыслительной деятельности на лекциях и практических занятиях относятся: использование проблемных ситуаций, организация диалога с аудиторией, использование во время занятий элементов самостоятельной работы, формулирование ативизирующих вопросов, связь материала с научно-исследовательской работой преподавателя и магистранта и т.п. Самостоятельная познавательная деятельность включает в себя: · Постановку магистрантом осознанной цели; · Правильное определение задач, содержания работы и времени, необходимого для ее выполнения; · Выбор эффективных средств и способов выполнения самостоятельной работы; · Своевременный самоконтроль за ходом выполнения поставленной задачи. Оценочный компонент включает в себя умение самоконтроля, самоанализа и самооценки. Возможность формирования приемов самоконтроля реализуется через формирование навыков учебного труда: построение планов своих действий, осуществление самоконтроля за его реализацией; выделение и запись главных мыслей в изученном материале; проверка и самооценка вой работы через систему заданий для текущей и промежуточной аттестации.
|